Выявление и профилактика деструктивного поведения несовершеннолетних, проявляющееся под воздействием информации негативного характера, распространяемой в сети Интернет

Абайдулова Земфира Закарьевна,
педагог-психолог
МБОУ «СОШ №73» Приволжского района г.Казани


В настоящее время не существует единого подхода к определению понятия и признаков деструктивного поведения.

Профилактика деструктивного поведения основана на социализации несовершеннолетних, формировании у них нравственных качеств субъектов социальных отношений. Проявления у несовершеннолетнего деструктивного поведения могут стать источником повышенной опасности как для него самого, так и для его близких и общества в целом.

Игнорирование или несвоевременное выявление взрослыми признаков деструктивного поведения у ребенка не редко приводит к причинению им физического вреда самому себе, окружающим, суицидальным поступкам, появлению зависимостей (токсикомания, алкоголизм и др).

Типы деструктивной модели поведения

антисоциальный (против социума, противоправное поведение, не соответствующее этике и нормам морали современного общества);

аутический (затруднение социальных отношений, межличностных контактов, оторванность от реальной действительности);

аддиктивный (стремление к уходу от реальности с помощью одурманивающих веществ);

суицидный (самодеструкция, склонность к суицидальным действиям, обусловленная изоляцией от общества, беспомощностью, неверием в будущее, потерей собственной независимости;

фанатический (результат фанатического влечения к чему либо);

нарциссический (самовлюбленность, повышенная чувствительность к оценкам других людей, на этой основе отсутствие сочувствия к ним, ко всему окружающему).

Проявления деструктивного поведения по отношению к окружающим и внешней среде

1. намеренное нарушение социальных отношений (революционные действия, протестные движения с агрессивными проявлениями)

2. причинение физического ущерба другим людям (побои, драки)

3. моральные унижения других людей (провоцирование конфликтов, участие в травле, буллинге)

4. сквернословие

5. жестокость к животным (пытки, издевательства)

6. вандализм (порча неодушевлённых предметов, разрушение памятников архитектуры, произведений искусства)

7. экоцид (нанесение вреда объектам природы)

Проявление деструктивного поведения по отношению к себе

1. действие с риском для жизни и здоровья, (паркур, зацепинг и иные)

2. интернет-зависимость (патологическая страсть к азартным играм)

3. суицидальное поведение

4. употребление алкоголя, наркотиков, психоактивных веществ

Деструктивное поведение связано с комплексом сочетающихся психологических, поведенческих и внешних факторов риска. Наличие одного или нескольких из приведенных ниже признаков может быть временным проявлением, случайностью, но не должно остаться без внимания педагогов.

Психологические признаки

• повышенная возбудимость, тревожность, перерастающая в грубость, откровенную агрессию;

• зацикленность на негативных эмоциях, склонность к депрессии;

• проявление навязчивых движений;

• неспособность сопереживать, сочувствовать другим людям;

• утрата прежнего эмоционального контакта с одноклассниками;

• показать свое «бесстрашие» окружающим;

• стремление быть в центре внимания любой ценой;

• нелюдимость, отчужденность в школьной среде, отсутствие друзей, низкие коммуникативные навыки;

• избегание зрительного контакта (уводит взгляд, предпочитает смотреть вниз, себе под ноги).

Изменения в поведении (внешние признаки)

• конфликтное поведение (частые конфликты с учителями и сверстниками, участие в травле);

• проявление интереса к неприятным зрелищам, сценам насилия;

• участие в поджогах, «играх» с легковоспламеняющимися и взрывоопасными веществами;

• трансляция деструктивного контента в социальных сетях (выкладывание личных фото, пересылка понравившихся фото, «лайки»);

• навязчивое рисование (рисует жуткие и пугающие картины, либо просто заштриховывает бумагу);

• участие в образовании неформальных асоциальных групп сверстников (педагогически запущенные дети, безнадзорные подростки, склонные к противоправному поведению);

• жестокое обращение с животными, со сверстниками (частое участие в драках), с другими людьми;

• резкие и внезапные изменения в поведении (отказ от обучения, участия в школьных мероприятиях, секциях пропуски занятий по неуважительным причинам, потеря интереса к любимому учебному предмету);

• пассивный протест (уходы из дома, бродяжничество, отказ от приемов пищи, отказ от речевого общения);

• подражание асоциальным формам поведения окружающих, которые имеют авторитет для ребенка (слепое копирование негативных форм поведения, речи, манеры одеваться);

• использование в речи новых, нехарактерных для конкретного несовершеннолетнего выражений, слов, терминов, криминального сленга; манера говорить, производит впечатление «заезженной пластинки» из-за повторяющихся, как будто заученных текстов.

Изменения во внешнем виде

• наличие(появление) синяков, ран, царапин на теле или голове;

• нежелание следить за своим внешним видом;

• появление следов краски на одежде, руках (в случае нанесения на поверхности рекламы интернет-магазинов наркотиков часто используются аэрозольные баллоны;)

• появление у несовершеннолетнего дорогостоящей обуви, одежды других вещей, собственных денежных средств, источник получения которых он не может объяснить(данный факт может свидетельствовать от получении дохода от наркоторговли);

Единовременное наличие нескольких признаков из списка может свидетельствовать о риске участия подростка в деструктивных течениях. При проявлении деструктивного поведения ребенку требуется психологическая помощь. Разрушительное поведение подростков может быть напрямую связано с получением негативной информацией из СМИ, Интернета, компьютерных игр. Не отрицая положительного влияния Т-технологий на развитие детей и подростков, цифровой мир несет с собой ряд онлайн-рисков.

Основные опасности в сети интернет для детей и подростков

Коммуникационные риски

Кибербуллинг (интернет-травля, преследование сообщениями, содержащие оскорбления, агрессию, запугивание, хулиганство; социальное бойкотирование с помощью различных интернет-сервисов; публикация и рассылка контента интимного характера)

Меры помощи ребенку, подвергшемуся кибербуллингу:

1. психологическая поддержка педагогам т родителям;

2. изменение настроек приватности профиля подростка в соцсетях (убрать личную информацию, закрыть аккаунт от посторонних людей);

3. создание новой учетной записи для ребенка с измененным именем и фотографией профиля, что бы обидчик не смог продолжить травлю;

4. обучение правилам безопасного поведения в сети Интернет.

Этапы привлечения несовершеннолетних в деструктивные группы

-предоставление ложной информации (соответствующий тематический материал в сети, фото, видеоинформация)

-общение, взаимодействие с вербовщиком сети

-исполнение подростком указанных вербовщиком действий

-попадание в зависимость

-«незнакомый друг» в социальных сетях (прямые угрозы жизни и здоровью школьников от незнакомцев, предлагающих личные встречи

-груминг (установление дружеского и эмоционального контакта с ребенком в сети Интернет для его дальнейшей сексуальной эксплуатации)

-киберсталкинг (преследование ребенка переходит из виртуального мира в реальный)

Контентные риски

1.«шок-контент» (материалы, тексты, фото, видео, аудио) которые законодательно запрещены для публикации, вызывают у пользователя резко негативные чувства и ощущения: страх, ужас, отвращение, унижение);

2.просмотр сайтов взрослых

Технические риски

1.незаконный сбор персональных данных несовершеннолетних и (или) распространение их в открытом доступе

2.повреждение устройств программного обеспечения.

Потребительские риски

1.кража личных данных техническими средствами

2.кибермошенничество

Необходимые действия педагога-психолога при обнаружении признаков деструктивного поведения у обучающихся

1. провести диагностические и при необходимости, коррекционные мероприятия;

2.проинформировать родителей (законных представителей) несовершеннолетнего и определить единую воспитательную стратегию;

3.проинформировать классного руководителя.

Этапы работы с несовершеннолетним, обучающимся при выявлении признаков деструктивного поведения

1. Проведение диагностики подростка для определения его психофизического, педагогического социального, психологического статуса, выявления значимого для личностного роста показателей: мотивации достижений, социального интереса, творческого потенциала, сложных состояний (тревожности, агрессии) с целью составления «Карты личности подростка». Дать рекомендации педагогам по коррекции поведения ребенка.

2. Проектирование действий педагога и подростка: налаживание доверительных отношений; организация совместно с подростком поиска причин возникновения проблемы, возможность последствий ее сохранения (или преодоления); взгляд на ситуацию со стороны, разделение функций и ответственности по решению проблемы; совместное определение наиболее оптимальных вариантов разрешения проблемы (конфликта, противоречия)

3. Деятельностный этап: для обеспечения успеха педагогу психологу важно поддержать подростка психологически; обеспечивать безопасность, защищать его интересы и права перед сверстниками, родителями, учителями. Педагог-психолог берет на себя роль «эмоциональной отдушины», человека, безусловно принимающего подростка. Включение ребенка в общественно-полезную деятельность, позволяющую реализовать потребность в самоутверждении, развитие «полезных» интересов подростка.

4. Анализируем результаты деятельности: совместные с подростком обсуждения успехов и неудач предыдущей деятельности, констатация факта разрешимости или неразрешимости проблемы. Совместное осмысление нового опыта, определение перспектив, формирование жизненных устремлений подростка, связанных с будущей профессией.

Действия педагога-психолога при сопровождении несовершеннолетнего

• Выстроить конструктивное взаимодействие с подростком и его родителями, иными значимыми для ребенка лицами, мнение которых для него важно;

• Выявить проблемы особенности развития и потенциала несовершеннолетнего;

• Обеспечить постоянную поддержку ребенку в направлении позитивных изменений;

• Специализированная комплексная помощь в процессе индивидуального сопровождения;

• Обеспечить поддержку подростка социальной группой несовершеннолетних(одноклассников) имеющих позитивные социальные цели.

• При необходимости организовать коррекцию детско-родительских отношений.

Главная цель – переключить внимание и активизировать положительные качества и внутренний потенциал ребенка, мотивировать его на социально-позитивное и законопослушное поведение. Важно чтобы воспитательная работа с несовершеннолетними обучающимися была направлена не только на устранение последствий деструктивных действий, но и на предотвращение возникновения деструктивного поведения несовершеннолетних.

Меры противодействия распространению деструктивных идей среди школьников

• Формирование чувства неприятия насилия как такового в любом его проявлении;

• активное развитие психологического позитивного мышления, вместо разрушительного, раскрытие позитивных жизненных смыслов, развитие способности к целеполаганию;

• создание комфортной социокультурной среды, микроклимата в детском коллективе;

• минимизация негативных последствий деструктивного поведения (например, травли);

• повышение компетентности и социальной успешности личности подростка в значимых для него сферах;

• развитие навыков продуктивной саморегуляции: повышение осознанности собственного поведения, развитие умений планирования, оценки последствий поведения, обучение продуктивным стратегиям совладенья со стрессом;

• своевременная коррекция нарушенных межличностных отношений в коллективе (группе);

• активизация личностных ресурсов, обеспечения творческого самовыражения;

• содействие профессиональному самоопределению, овладению способами и умениями трудовой деятельности.

В ходе профилактической работы с несовершеннолетними рекомендуется

• основной упор сделать на установление психологического контакта

• проявить полное знание обсуждаемой темы, терпение, настойчивость, доброжелательность, иначе можно спровоцировать у подростков эмоциональный дискомфорт, недоверие и агрессию.

• поддерживать позитивные суждения, вселять веру в свои силы, в возможность благоприятных жизненных перспектив;

• раскрыть пагубность и бесперспективность противоправного поведения, подкрепляя хорошо известными подросткам фактами(можно предложить ребенку встать на место жертвы, и с этой точки зрения оценить справедливость и логичность криминальной субкультуры)

• обеспечить осознание обучающимися степени риска противоправного поведения и суровости ответственности (привести примеры деструктивного манипулирования, спровоцировавшие психологический срыв у ребенка, повлекшие за собой причинение вреда здоровью себе, или окружающим)

Лучшая профилактика негативных последствий- доверительное общение с подростком.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.Банников Г.О, Бажанова М.Д, Вихристюк О.В. Ведущие механизмы самоповреждающего поведения у подростков по материалам мониторинга в образовательных организациях //Консультативная психология и психотерапия. 2016. Том 24 №3.С. 42-68;

2.Солдатова Г.У., Журина М.А., Шляпников В.Н. Эволюция онлайн-рисков: итоги пятилетней работы линии помощи «Дети онлайн» //Консультативная психология и психотерапия, 2015. Том 23 №3. С.50-66;

3.Чиркина Р.В. Шпагина Е.М. Компетентность педагогов и психологов в области информационной безопасности детей //Электронный ресурс // Психология и право. 2019 Том 9 №3. С.261-277.

4.Шиняев К.А. Профилактика деструктивного поведения личности несовершеннолетнего. //Электронный ресурс/,//Вестник практической психологии образования 2018г.Том 15. №1. С.78-80.


Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2021

Казанский образовательный портал. Управление образования ИКМО г. Казани

Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-61687

выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций

Яндекс.Метрика