Абайдулова Земфира Закарьевна,
педагог-психолог
МБОУ «СОШ №73» Приволжского района г.Казани
В настоящее время не существует единого подхода к определению понятия и признаков деструктивного поведения.
Профилактика деструктивного поведения основана на социализации несовершеннолетних, формировании у них нравственных качеств субъектов социальных отношений. Проявления у несовершеннолетнего деструктивного поведения могут стать источником повышенной опасности как для него самого, так и для его близких и общества в целом.
Игнорирование или несвоевременное выявление взрослыми признаков деструктивного поведения у ребенка не редко приводит к причинению им физического вреда самому себе, окружающим, суицидальным поступкам, появлению зависимостей (токсикомания, алкоголизм и др).
Типы деструктивной модели поведения
антисоциальный (против социума, противоправное поведение, не соответствующее этике и нормам морали современного общества);
аутический (затруднение социальных отношений, межличностных контактов, оторванность от реальной действительности);
аддиктивный (стремление к уходу от реальности с помощью одурманивающих веществ);
суицидный (самодеструкция, склонность к суицидальным действиям, обусловленная изоляцией от общества, беспомощностью, неверием в будущее, потерей собственной независимости;
фанатический (результат фанатического влечения к чему либо);
нарциссический (самовлюбленность, повышенная чувствительность к оценкам других людей, на этой основе отсутствие сочувствия к ним, ко всему окружающему).
Проявления деструктивного поведения по отношению к окружающим и внешней среде
1. намеренное нарушение социальных отношений (революционные действия, протестные движения с агрессивными проявлениями)
2. причинение физического ущерба другим людям (побои, драки)
3. моральные унижения других людей (провоцирование конфликтов, участие в травле, буллинге)
4. сквернословие
5. жестокость к животным (пытки, издевательства)
6. вандализм (порча неодушевлённых предметов, разрушение памятников архитектуры, произведений искусства)
7. экоцид (нанесение вреда объектам природы)
Проявление деструктивного поведения по отношению к себе
1. действие с риском для жизни и здоровья, (паркур, зацепинг и иные)
2. интернет-зависимость (патологическая страсть к азартным играм)
3. суицидальное поведение
4. употребление алкоголя, наркотиков, психоактивных веществ
Деструктивное поведение связано с комплексом сочетающихся психологических, поведенческих и внешних факторов риска. Наличие одного или нескольких из приведенных ниже признаков может быть временным проявлением, случайностью, но не должно остаться без внимания педагогов.
Психологические признаки
• повышенная возбудимость, тревожность, перерастающая в грубость, откровенную агрессию;
• зацикленность на негативных эмоциях, склонность к депрессии;
• проявление навязчивых движений;
• неспособность сопереживать, сочувствовать другим людям;
• утрата прежнего эмоционального контакта с одноклассниками;
• показать свое «бесстрашие» окружающим;
• стремление быть в центре внимания любой ценой;
• нелюдимость, отчужденность в школьной среде, отсутствие друзей, низкие коммуникативные навыки;
• избегание зрительного контакта (уводит взгляд, предпочитает смотреть вниз, себе под ноги).
Изменения в поведении (внешние признаки)
• конфликтное поведение (частые конфликты с учителями и сверстниками, участие в травле);
• проявление интереса к неприятным зрелищам, сценам насилия;
• участие в поджогах, «играх» с легковоспламеняющимися и взрывоопасными веществами;
• трансляция деструктивного контента в социальных сетях (выкладывание личных фото, пересылка понравившихся фото, «лайки»);
• навязчивое рисование (рисует жуткие и пугающие картины, либо просто заштриховывает бумагу);
• участие в образовании неформальных асоциальных групп сверстников (педагогически запущенные дети, безнадзорные подростки, склонные к противоправному поведению);
• жестокое обращение с животными, со сверстниками (частое участие в драках), с другими людьми;
• резкие и внезапные изменения в поведении (отказ от обучения, участия в школьных мероприятиях, секциях пропуски занятий по неуважительным причинам, потеря интереса к любимому учебному предмету);
• пассивный протест (уходы из дома, бродяжничество, отказ от приемов пищи, отказ от речевого общения);
• подражание асоциальным формам поведения окружающих, которые имеют авторитет для ребенка (слепое копирование негативных форм поведения, речи, манеры одеваться);
• использование в речи новых, нехарактерных для конкретного несовершеннолетнего выражений, слов, терминов, криминального сленга; манера говорить, производит впечатление «заезженной пластинки» из-за повторяющихся, как будто заученных текстов.
Изменения во внешнем виде
• наличие(появление) синяков, ран, царапин на теле или голове;
• нежелание следить за своим внешним видом;
• появление следов краски на одежде, руках (в случае нанесения на поверхности рекламы интернет-магазинов наркотиков часто используются аэрозольные баллоны;)
• появление у несовершеннолетнего дорогостоящей обуви, одежды других вещей, собственных денежных средств, источник получения которых он не может объяснить(данный факт может свидетельствовать от получении дохода от наркоторговли);
Единовременное наличие нескольких признаков из списка может свидетельствовать о риске участия подростка в деструктивных течениях. При проявлении деструктивного поведения ребенку требуется психологическая помощь. Разрушительное поведение подростков может быть напрямую связано с получением негативной информацией из СМИ, Интернета, компьютерных игр. Не отрицая положительного влияния Т-технологий на развитие детей и подростков, цифровой мир несет с собой ряд онлайн-рисков.
Основные опасности в сети интернет для детей и подростков
Коммуникационные риски
Кибербуллинг (интернет-травля, преследование сообщениями, содержащие оскорбления, агрессию, запугивание, хулиганство; социальное бойкотирование с помощью различных интернет-сервисов; публикация и рассылка контента интимного характера)
Меры помощи ребенку, подвергшемуся кибербуллингу:
1. психологическая поддержка педагогам т родителям;
2. изменение настроек приватности профиля подростка в соцсетях (убрать личную информацию, закрыть аккаунт от посторонних людей);
3. создание новой учетной записи для ребенка с измененным именем и фотографией профиля, что бы обидчик не смог продолжить травлю;
4. обучение правилам безопасного поведения в сети Интернет.
Этапы привлечения несовершеннолетних в деструктивные группы
-предоставление ложной информации (соответствующий тематический материал в сети, фото, видеоинформация)
-общение, взаимодействие с вербовщиком сети
-исполнение подростком указанных вербовщиком действий
-попадание в зависимость
-«незнакомый друг» в социальных сетях (прямые угрозы жизни и здоровью школьников от незнакомцев, предлагающих личные встречи
-груминг (установление дружеского и эмоционального контакта с ребенком в сети Интернет для его дальнейшей сексуальной эксплуатации)
-киберсталкинг (преследование ребенка переходит из виртуального мира в реальный)
Контентные риски
1.«шок-контент» (материалы, тексты, фото, видео, аудио) которые законодательно запрещены для публикации, вызывают у пользователя резко негативные чувства и ощущения: страх, ужас, отвращение, унижение);
2.просмотр сайтов взрослых
Технические риски
1.незаконный сбор персональных данных несовершеннолетних и (или) распространение их в открытом доступе
2.повреждение устройств программного обеспечения.
Потребительские риски
1.кража личных данных техническими средствами
2.кибермошенничество
Необходимые действия педагога-психолога при обнаружении признаков деструктивного поведения у обучающихся
1. провести диагностические и при необходимости, коррекционные мероприятия;
2.проинформировать родителей (законных представителей) несовершеннолетнего и определить единую воспитательную стратегию;
3.проинформировать классного руководителя.
Этапы работы с несовершеннолетним, обучающимся при выявлении признаков деструктивного поведения
1. Проведение диагностики подростка для определения его психофизического, педагогического социального, психологического статуса, выявления значимого для личностного роста показателей: мотивации достижений, социального интереса, творческого потенциала, сложных состояний (тревожности, агрессии) с целью составления «Карты личности подростка». Дать рекомендации педагогам по коррекции поведения ребенка.
2. Проектирование действий педагога и подростка: налаживание доверительных отношений; организация совместно с подростком поиска причин возникновения проблемы, возможность последствий ее сохранения (или преодоления); взгляд на ситуацию со стороны, разделение функций и ответственности по решению проблемы; совместное определение наиболее оптимальных вариантов разрешения проблемы (конфликта, противоречия)
3. Деятельностный этап: для обеспечения успеха педагогу психологу важно поддержать подростка психологически; обеспечивать безопасность, защищать его интересы и права перед сверстниками, родителями, учителями. Педагог-психолог берет на себя роль «эмоциональной отдушины», человека, безусловно принимающего подростка. Включение ребенка в общественно-полезную деятельность, позволяющую реализовать потребность в самоутверждении, развитие «полезных» интересов подростка.
4. Анализируем результаты деятельности: совместные с подростком обсуждения успехов и неудач предыдущей деятельности, констатация факта разрешимости или неразрешимости проблемы. Совместное осмысление нового опыта, определение перспектив, формирование жизненных устремлений подростка, связанных с будущей профессией.
Действия педагога-психолога при сопровождении несовершеннолетнего
• Выстроить конструктивное взаимодействие с подростком и его родителями, иными значимыми для ребенка лицами, мнение которых для него важно;
• Выявить проблемы особенности развития и потенциала несовершеннолетнего;
• Обеспечить постоянную поддержку ребенку в направлении позитивных изменений;
• Специализированная комплексная помощь в процессе индивидуального сопровождения;
• Обеспечить поддержку подростка социальной группой несовершеннолетних(одноклассников) имеющих позитивные социальные цели.
• При необходимости организовать коррекцию детско-родительских отношений.
Главная цель – переключить внимание и активизировать положительные качества и внутренний потенциал ребенка, мотивировать его на социально-позитивное и законопослушное поведение. Важно чтобы воспитательная работа с несовершеннолетними обучающимися была направлена не только на устранение последствий деструктивных действий, но и на предотвращение возникновения деструктивного поведения несовершеннолетних.
Меры противодействия распространению деструктивных идей среди школьников
• Формирование чувства неприятия насилия как такового в любом его проявлении;
• активное развитие психологического позитивного мышления, вместо разрушительного, раскрытие позитивных жизненных смыслов, развитие способности к целеполаганию;
• создание комфортной социокультурной среды, микроклимата в детском коллективе;
• минимизация негативных последствий деструктивного поведения (например, травли);
• повышение компетентности и социальной успешности личности подростка в значимых для него сферах;
• развитие навыков продуктивной саморегуляции: повышение осознанности собственного поведения, развитие умений планирования, оценки последствий поведения, обучение продуктивным стратегиям совладенья со стрессом;
• своевременная коррекция нарушенных межличностных отношений в коллективе (группе);
• активизация личностных ресурсов, обеспечения творческого самовыражения;
• содействие профессиональному самоопределению, овладению способами и умениями трудовой деятельности.
В ходе профилактической работы с несовершеннолетними рекомендуется
• основной упор сделать на установление психологического контакта
• проявить полное знание обсуждаемой темы, терпение, настойчивость, доброжелательность, иначе можно спровоцировать у подростков эмоциональный дискомфорт, недоверие и агрессию.
• поддерживать позитивные суждения, вселять веру в свои силы, в возможность благоприятных жизненных перспектив;
• раскрыть пагубность и бесперспективность противоправного поведения, подкрепляя хорошо известными подросткам фактами(можно предложить ребенку встать на место жертвы, и с этой точки зрения оценить справедливость и логичность криминальной субкультуры)
• обеспечить осознание обучающимися степени риска противоправного поведения и суровости ответственности (привести примеры деструктивного манипулирования, спровоцировавшие психологический срыв у ребенка, повлекшие за собой причинение вреда здоровью себе, или окружающим)
Лучшая профилактика негативных последствий- доверительное общение с подростком.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.Банников Г.О, Бажанова М.Д, Вихристюк О.В. Ведущие механизмы самоповреждающего поведения у подростков по материалам мониторинга в образовательных организациях //Консультативная психология и психотерапия. 2016. Том 24 №3.С. 42-68;
2.Солдатова Г.У., Журина М.А., Шляпников В.Н. Эволюция онлайн-рисков: итоги пятилетней работы линии помощи «Дети онлайн» //Консультативная психология и психотерапия, 2015. Том 23 №3. С.50-66;
3.Чиркина Р.В. Шпагина Е.М. Компетентность педагогов и психологов в области информационной безопасности детей //Электронный ресурс // Психология и право. 2019 Том 9 №3. С.261-277.
4.Шиняев К.А. Профилактика деструктивного поведения личности несовершеннолетнего. //Электронный ресурс/,//Вестник практической психологии образования 2018г.Том 15. №1. С.78-80.