Исаевская Лиана Сергеевна,
учитель начальных классов
высшей квалификационной категории
МБОУ «Гимназия №6»
Приволжского района г.Казани
В чём идея Всероссийских проверочных работ?
ВПР - это возможность проверить уровень знаний учащихся по предме-там в конкретной школе. Даже не очень хорошие результаты не влияют на итоговую оценку учеников. А вот преподавателям и администрации школы за результаты ВПР приходится отчитываться.
Раньше школы сами проверяли, как ученики освоили конкретный предмет. Для этого проводили контрольные работы. Но никто не контролировал, как эти задания составляли, какой у них уровень слож-ности и как оценивается их выполнение.
В проверочных работах предусмотрен единый стандарт оценки. Все-российские проверочные работы оценивают, как школа готовит обучаю-щихся в начальных и средних классах. Ведь к ОГЭ и ЕГЭ школьники го-товятся тщательно и в большинстве случаев с репетиторами. Сложно по-нять, где заканчивается роль школы и начинается помощь репетитора. ВПР должны это отразить.
Подготовка к ВПР начинается почти за год, а некоторые школы начи-нают готовить обучающихся с первого класса, а это отнимает много часов по предмету. Отмечу, что ВПР не всегда составляют по учебным пособи-ям, по которым занимаются обучающиеся данной школы. Могут быть за-дания по темам, которые по программе проходят только в следующем го-ду. Это объясняется тем, что контрольные материалы состоят из заданий разных учебных программ. Поэтому иногда школе приходится специаль-но менять учебники, чтобы успеть подготовиться к ВПР.
Чтобы помочь учителям начальных классов сориентироваться во всех этих вопросах в 2019 году в Вахитовском и Приволжском районах был создан центр консалтинговой поддержки по подготовке к Всероссий-ским проверочным работам по проблеме «Совершенствование профессио-нальных компетентностей учителей начальных классов как основа дости-жения современного качества образования».
Основным направлением деятельности центра является: изучение нор-мативно-правового обеспечения учебного процесса и методически – ин-формационное сопровождение подготовки обучающихся к ВПР.
С целью комплексного подхода к подготовке к проверочным работам Центром рекомендовано в каждой школе оформить информационный уго-лок по процедуре проведения ВПР, где должны быть помещены сведения о проводимых мероприятиях:
1. Организационно – информационные мероприятия: корректиров-ка учебных программ в соответствии с результатами ВПР за прошедший учебный год, график проведения ВПР и информация по итогам провероч-ной работы.
2. Методическое обеспечение: заседание школьного методического объединения учителей начальных классов по результатам ВПР; инструк-тивное совещание с учителями начальных классов по процедуре проведе-ния проверочных работ; подготовка разнообразных заданий, тестов для подготовки написания ВПР учителями; выставка учебных пособий с реко-мендациями использования по подготовке к ВПР; участие в заседаниях центра консалтинговой поддержки.
3. Работа с родителями: проведение родительских собраний по проце-дуре проведения ВПР, по результатам оценки качества образования обу-чающихся 4-х классов на основе проведения проверочных работ; органи-зация консультативной помощи по психологическим проблемам, связан-ным с подготовкой и проведением ВПР.
4. Внутришкольный контроль за подготовкой и проведением ВПР в 4 классе: контроль организации повторения изученного материала; классно-обобщающий контроль в 4 классе; административные контроль-ные работы по русскому языку, математике, окружающему миру.
5. Работа по подготовке с обучающимися 4 класса: психологический тренинг «Как справиться со стрессом»; организация работы по предупре-ждению «пробелов» в знаниях обучающихся; организация текущего и ито-гового контроля; организация индивидуальных занятий с обучающимися по подготовке к ВПР по русскому языку, математике, окружающему миру.
Формами работы центра были выбраны консультации, круглые столы и индивидуальное наставничество. Что же мы ожидаем от работы центра?
Во – первых, повышение уровня педагогического мастерства учителей начальных классов.
Во – вторых, совершенствование профессиональной компетенции педаго-гов.
В – третьих, внедрение информационных и коммуникационных техноло-гий в образовательную практику.
И самое главное - повышение качества обучения.