Международные оценочные исследования как основа формирования функциональной грамотности у младших школьников

Валиева Сюмбель Миннулловна,
методист по начальному образованию
учебно-методического сектора
информационно-методического отдела
Управления образования ИКМО города Казани
по Вахитовскому и Приволжскому районам


Требования Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования таковы, что наряду с традиционным определением «грамотность», появилось представление «функциональная грамотность». Функциональная грамотность - это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений [1;35]. Основы функциональной грамотности закладываются в начальной школе, где идет интенсивное обучение разным видам речевой деятельности – письму и чтению, говорению и слушанию.

На первоначальном этапе преподавания самое главное – это совершенствовать умение каждого ребенка размышлять с помощью таких логических методов, как анализ, синтез, сравнение, обобщение, систематизация, умозаключение, классификация, отвержение. Обдумывать информацию и понимать, зачем она потребуется в будущем, в рамках каждого из школьных предметов: русского языка, литературного чтения, математики, окружающего мира и так далее.

В современной школе основой функциональной грамотности становятся не сами знания, а четыре ключевые способности обучающегося: добывать новые знания; применять приобретенные знания на практике; оценивать свой уровень знаний; стремиться к саморазвитию. Основу функциональной грамотности младшего школьника, безусловно, составляют метапредметные универсальные учебные действия – познавательные, коммуникативные, регулятивные.

При образовании функциональной грамотности важно иметь в виду, что теория функциональной грамотности основывается на одном из известных международных оценочных исследований - «Международная программа оценки учебных достижений 15-летних учащихся (PISA)», которое проводится раз в три года и дает оценку способности школьников применять познания, мастерство и умения, приобретенные в школе для решения широкого спектра актуальных проблем в разных областях человеческой деятельности, кроме этого, в межличностном общении и социальных взаимоотношениях, а также TIMSS (оценка математической и естественнонаучной грамотности обучающихся 4, 8, 11 классов). Исследования проводятся раз в четыре года. Российские школьники принимали участие во всех циклах исследования, проводимых в начальной и основной школе: в 8 классе (1995 г., 1999 г., 2003 г., 2007 г., 2011 г., 2015 г.), в 4 классе (2003 г., 2007 г., 2011 г., 2015 г.). В 11 классе TIMSS проводилось три раза (в 1995 г., 2008 г. и 2015 г.)[2].

В 2019 году в выборку международного исследования TIMSS попали две общеобразовательные организации Вахитовского и Приволжского районов. Исследования были проведены в мае 2019 года на базе МБОУ «Гимназия №52» Приволжского района и МБОУ «Лицей №5» Вахитовского района.

«Изучение качества чтения и понимание текста» (PIRLS) - мониторинговое исследование качества начального образования. Его цель - сравнить уровень и качество чтения и понимания текста учащимися начальной школы в странах мира, а также выявить различия в национальных системах образования с целью совершенствования процесса обучения чтению. В исследовании PIRLS оцениваются два вида чтения, которые чаще других применяются учащимися во время учебных занятий и вне школы:

• чтение с целью приобретения читательского литературного опыта;

• чтение с целью освоения и применения информации.

При чтении художественных и информационных (научно-популярных) текстов оцениваются четыре группы читательских умений:

• нахождение информации, заданной в явном виде;

• формулирование выводов;

• интерпретация и обобщение информации;

• анализ и оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста. [3]

Сравнительное международное исследование PIRLS проводится, раз в пять лет. В данном исследовании принимают участие четвертые классы.

Результаты Российской Федерации в исследовании PIRLS

•PIRLS-2001 16 место среди 35 участников

•PIRLS-2006 1 место среди 45 участников

•PIRLS-2011 2 место среди 35 участников

•PIRLS-2016 1 место среди 50 участников

Следует отметить, что российские школьники показывают очень хорошие результаты. Сравнительное международное исследование PIRLS-21 пройдет на базе Школы №14 Приволжского района.

Подводя итоги, можно сказать, что для формирования функциональной грамотности нужно создать особую образовательную среду, не только на уроке, но и во внеурочное время. Дети приходят в школу совершенно разные: собранные и несобранные, внимательные и рассеянные, быстро схватывающие и медлительные, аккуратные и неаккуратные. Но все они, без исключения, приходят в школу с огромным желанием хорошо учиться. Педагогам, следует научить своих учеников применять полученные знания в повседневной жизни, поддержать их, развить, помочь ученикам жить в мире и согласии с людьми, природой, культурой, цивилизацией, так как школа, в современном мире является очень важным источником формирования функциональной грамотности.

1. А. А. Леонтьев «Образовательная система «Школа 2100». Педагогика здравого смысла / под ред. А. А. Леонтьева. М.: Баласс, 2003. С. 35

2. www.fioco.ru

3. https://ru.wikipedia.org/wiki/PIRLS


Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2021

Казанский образовательный портал. Управление образования ИКМО г. Казани

Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-61687

выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций

Яндекс.Метрика