Хусаинова Наиля Идрисовна,
заведующая МАДОУ «ЦРР – Детский сад №383»
Приволжского района,
Савельева Динара Рустемовна,
педагог-психолог
МБДОУ №130 Приволжского района,
руководители РМО педагогов-психологов ДОУ Вахитовского и Приволжского районов г.Казани
Аннотация. В статье представлен опыт организации Балинтовской группы в рамках методического объединения педагогов-психологов детских садов. Подчеркивается актуальность данной формы работы, способствующей профилактике эмоционального выгорания специалистов, а также сплочению профессионального психологического сообщества.
Ключевые слова: Балинтовская группа, педагог-психолог, эмоциональное выгорание, профессиональная компетентность.
Балинтовская группа - это разновидность групповой тренинговой работы, направленной на повышение профессиональной компетентности участников, их личностный и профессиональный рост. [1]
Как известно, педагог-психолог относится к группе специалистов с повышенной социальной ответственностью, что может стать дополнительным фактором возникновения эмоциональной напряженности при выполнении профессиональных обязанностей. Поэтому актуальным стал вопрос мягкого, экологичного сопровождения специалистов при решении затруднительных ситуаций внутри психолого-педагогического сообщества.
Отличительной особенностью в работе Балинтовской группы является безопасность ее членов в целом и в особенности того из ее участников, кто представляет проблему для проработки на группе. Эмоциональная поддержка, отсутствие критики и прямых рекомендаций представляющему проблему способствуют достижению максимального эффекта. [2]
Особенно важным было создание безопасной, экологичной атмосферы взаимодействия. Как признались сами участники группы, на первых встречах они испытывали страх: страх оценивания, страх обвинения в профессиональной некомпетентности. Но по мере работы Балинтовской группы пришло ощущение поддержки, единства и сплоченности, что является важным показателем результативности подобной тренинговой деятельности. [3]
В качестве основных целей создания Балинтовской группы в рамках районного методического объединения педагогов-психологов ДОУ стали:
? повышение компетентности в профессиональном межличностном общении,
? осознание личностных проблем, затрудняющих профессиональные отношения Специалиста с Клиентом,
? улучшение психического состояния специалистов за счет коллегиальной поддержки и совместной проработки затруднительных профессиональных ситуаций.
Деятельность Балинтовской группы имеет четко регламентированный алгоритм, включающий следующие этапы:
1. Представление проблему (случая, ситуации), вызвавшей затруднение и формулировка запроса,
2. Серия уточняющих вопросов по кругу до тех пор, пока они не закончатся,
3. Высказывание гипотетических способов поведения в обозначенной ситуации каждым членом группы,
4. Оценка членами группы эффективности, целесообразности каждого варианта,
5. Рефлексивная оценка автором впечатлений от процесса и результата обсуждений,
6. Эмоциональный шеринг (рефлексия) всех участников группы. [1]
В рамках работы Балинтовской группы РМО педагогов-психологов Вахитовского и Приволжского районов города Казани прорабатывались следующие, вызвавшие затруднения ситуации:
• Воспитанник с РАС: как помочь педагогу принять ребенка,
• Импульсивно-агрессивный ребенок: стратегии взаимодействия,
• Элективный мутизм: как подключить родителей к совместной работе,
• Специфика взаимодействия педагога-психолога с администрацией ДОУ,
• Ребенок с особыми образовательными потребностями: выстраивание комплексной системы работы.
Резюмируя, важно отметить те положительные моменты, которых удалось достичь в результате деятельности Балинтовской группы:
1. Балинтовская группа обеспечивает участникам возможность (среду, пространство) для более глубокого и осознанного анализа собственной работы.
2. Балинтовская группа пробуждает интерес и внимание к клиентам, которые представляются во всех смыслах "трудными", вызывающими тревогу и беспокойство, желание избежать взаимодействия с ними. Пример частой обратной связи после работы в группе: "У меня появился интерес, азарт работать с этим клиентом дальше."
3. Балинтовская группа способствует появлению у психолога большей осознанности собственных переживаний в работе с клиентами, тем самым способствуя более успешной и продуктивной работе с ними.
4. Балинтовская группа обеспечивает выход тревоги, неудовлетворения, подавленности и других фрустрирующих чувств, возникающих у психолога в процессе работы.
5. Балинтовская группа открывает в мышлении психолога новые аспекты и подходы, стимулирующие новое понимание клиента и более успешный коррекционно-развивающий процесс.
6. Балинтовская группа обеспечивает психологу эмоциональную поддержку в кругу коллег и связанное с этим улучшение коммуникации с клиентами и другими профессионалами.
7. Балинтовская группа повышает профессиональную самооценку и степень удовлетворенности своей работой, тем самым способствуя предупреждению "выгорания".
В работе Балентовской группы РМО педагогов-психологов Вахитовского и Приволжского районов города Казани, приняли активное участие около 45 педагогов – психологов нашего района. Нам пришлось изменить 1 правило работы Балинтовской группы, а именно, это фиксированное именное число участников, мы допустили участие зрителей, а также, посещение наших групп по желанию – актуальности участия в конкретном заседании. Это помогло расширить границы, возможности для наших педагогов – психологов, так как, они сами могут определять, на сколько необходимо им участие в конкретной группе, по конкретным темам. В зависимости от тем, они записывались в участники, либо в безмолвные зрители (наблюдатели).
За время работы группы, мы неоднократно слышали слова благодарности от педагогов – психологов наших районов, и понимаем, насколько этот вида работы является актуальным и интересным для наших коллег.
Единственное, что в 2020-2021 учебном году было принято решение приостановить этот вид работы в рамкам РМО педагогов-психологов Вахитовского и Приволжского районов города Казани, так как очные заседания отменены в связи с эпидемиологической обстановкой в мире. По опыту стало ясно, что перенести подобный вид работы в он-лайн не представляется возможным. Руководством РМО педагогов-психологов Вахитовского и Приволжского районов города Казани было принято решение, возобновить работу Балинтовской группы как только нормализуется эпидемиологическая обстановка в городе Казани Республики Татарстан.
Используемый список литературы:
1. Винокуров В.А. Балинтовские группы. История, технология, структура, границы и ресурсы. – М.: СпецЛит, 2019г. – 36 с.
2. https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2017/05/29/profilaktika-emotsionalnogo-vygoraniya-pedagogov
3. https://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_psychotherapeutic/34/БАЛИНТОВСКАЯ
4. https://www.b17.ru/article/50442/