Формирование нравственных норм поведения детей дошкольного возраста посредством волонтерского движения

Федина Оксана Николаевна,
старший воспитатель
МБДОУ «Детский сад №94 комбинированного вида»
Приволжского района г.Казани


Чтобы поверить в добро, надо начать делать его. Лев Толстой


Психологи, социологи отмечают сложную ситуацию, сложившуюся в современном обществе, которая обусловлена потерей традиционных ценностей, бездуховностью, трансформацией понимания добра и зла у молодого поколения, что может грозить моральной деградацией общества в будущем. Педагоги отмечают рост агрессии, эмоциональной черствости, детской замкнутости и зацикленности на себе, собственных интересах и желаниях. Поэтому проблема нравственного развития детей дошкольного возраста особо актуальна.

Нравственные качества человека не являются врожденными, их развитие определяется условиями жизни и, прежде всего, воспитанием. Формирование норм поведения начинается в дошкольном детстве. От того, насколько успешно осуществляется этот процесс, зависит дальнейшее нравственное развитие ребенка. В связи с этим, перед педагогами дошкольных учреждений остро встает вопрос выбора и рационального использования различных методов воспитания нравственных качеств личности.

В нашем детском саду выбор был сделан в пользу эффективных технологий социализации (автор Н.П. Гришаева): клубный час, рефлексивный круг, проблемные педагогические ситуации и другие. О каждой из них можно писать отдельную статью потому, что каждая из этих технологий в отдельности, и все в целом, направлены на решение проблемы формирования нравственных форм поведения детей дошкольного возраста. Но подробнее хочется остановиться на технологии «Дети-волонтеры», с ее помощью мы можем опосредованно воздействовать на личность ребенка, развивая морально-нравственную сферу личности, формируя нравственные нормы поведения, поддерживая самостоятельность и инициативность каждого ребенка.

СМИ широко пропагандируют волонтерское движения, организованное в школах, ССУЗах и ВУЗах, благотворительных фондах, религиозных организациях. Но, ведь именно, детский сад обеспечивает базу морально-этических норм человека, учит милосердию, состраданию, ответственности, подает пример доброго взаимодействия с окружающим миром, формирует толерантное отношение к людям. Поэтому волонтерское движение в дошкольном учреждении должно быть! И опыт нашего детского сада, где волонтерское движение живет уже четвертый год, подтверждает это.

По аналогии со студенческим волонтерством, работа началась с разработки положения о волонтерском движении, с выбора атрибутики волонтерского движения. Вместе с детьми выбрана эмблема - силуэты ладоней детей. Созданы и на первом организационном сборе в торжественной обстановке детям подготовительных групп вручены именные Волонтерские книжки, куда в течение года воспитателями записываются «добрые дела» ребенка. Это очень мотивирует детей на участие в волонтерской деятельности. В конце учебного года на основе записей волонтерской книжки лучшему волонтеру присваивается звание «Волонтер года».

Волонтерская деятельность в детском саду это:

-помощь младшим детям в режимные моменты, например, помочь одеться на прогулку или после дневного сна, организация совместных игр на прогулке, в группе;

-помощь воспитателям младших групп, например, сопровождение детей по детскому саду, помощь в организации и проведении НОД и другое;

-помощь другим сотрудникам, педагогам детского сада - выполнение поручений.

Результатом деятельности волонтерского движения в ДОУ является:

- формирование у дошкольников навыков работы в команде, ведь волонтерское движение это, прежде всего, «команда единомышленников»;

- воспитание личности с активной жизненной позицией, осознающих смысл таких слов как «доброта», «милосердие», «взаимопомощь»;

- развитие навыков общения в разновозрастном коллективе (социальными психологами отмечено, что именно данного вида общения не хватает современным детям), в том числе со взрослыми;

- формирование норм поведения, в основу которого положено позитивное, эмпатическое восприятие и принятие другого, переживание за другого человека, справедливое отношение к нему.

В течение учебного года в детском саду работает «Школа волонтеров». Дети-волонтеры посещают занятия, в ходе которых воспитатели решают задачи формирования у детей таких качеств, как уважение к взрослым (пожилым, людям с ОВЗ, родителям, педагогам), положительное отношение к другим детям, бережное отношение к вещам и другое. Превращаясь в привычки, эти качества становятся нормой поведения: привычка здороваться и прощаться, благодарить, культурно вести себя в общественных местах, вежливо обращаться с просьбой, готовность прийти на помощь нуждающемся и другое.

Педагогический коллектив нашего детского сада уверен, что опыт, полученный ребятами в ходе реализации технологии «Дети-волонтеры» станет тем семенем, которое ляжет на благодатную почву детской души. В будущем из этого семени вырастет крепкое дерево нравственности, плодами которого станут добрые дела, поступки, привычки. А наши дети пополнят ряды волонтерских отрядов школ, профессиональных учебных заведений, продолжая нести идею добра и милосердия в обществе.

Использованные источники

1.Технологии эффективной социализации детей 3-7 лет: система реализации, формы, сценарии: методическое пособие / Н.П.Гришаева - М.: Вентана-Граф, 2017. - 320 с.

2.Ларионова, С. О. Нравственное воспитание дошкольников в детском саду: учебно-методическое пособие / С. О. Ларионова, Ю. А. Дзацило : Урал. гос. пед. ун-т.– Екатеринбург, 2018. – 115 с.


Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2021

Казанский образовательный портал. Управление образования ИКМО г. Казани

Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-61687

выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций

Яндекс.Метрика