Михеева Марина Юрьевна,
ст. воспитатель МБДОУ №77,
руководитель районной «Школы наставников»
Педагог – это не профессия, это образ жизни. Нет труда сложнее и ответственнее, чем его труд. Современный ритм жизни требует от учителя непрерывного профессионального роста, творческого отношения к работе, самоотдачи. Сегодня очень остро встает вопрос о профессиональной компетентности и готовности педагога грамотно и системно решать задачи развития и воспитания подрастающего поколения, об умении выстраивать целостный педагогический процесс.
Деятельность дошкольных образовательных учреждений на прямую зависит от грамотного кадрового потенциала. Найти готового специалиста, который сможет моментально приступить к работе, почти невозможно. Поэтому возрастает значимость методической работы, которая и создает условия для развития и роста профессиональной компетентности каждого педагога и педагогического коллектива в целом.
Старший воспитатель должен уделять достаточное внимание всем педагогам своего детского сада, особенно начинающим воспитателям, их подготовке, профессиональному становлению, личностному развитию.
Но невозможно эффективно организовать методическую работу в ДОО, если старший воспитатель сам является молодым специалистом. Особенность труда начинающего старшего воспитателя заключается в том, что они с первого дня работы имеет те же обязанности и несет ту же ответственность, что и воспитатели с многолетним стажем. И ожидают от него столь же безупречных результатов. Помочь адаптироваться, способствовать повышению уровня профессиональной компетентности, заинтересовать молодых специалистов является одной из основных задач методической службы района.
В нашем районе работают 32 старших воспитателя, имеющих стаж работы до трех лет. Анализ их потенциала, педагогического статуса и затруднений показал:
- имеют недостаточный опыт общения и работы с педагогами;
- имеют слабую мотивацию труда и профессионального роста;
- неадекватно оценивают свои возможности;
- с трудом применяют полученные знания на практике.
Для того, чтобы учесть в методической работе факторы, влияющие на успешную профессиональную адаптацию старших воспитателей, была организована такая форма профессиональной поддержки как наставничество.
Наставничество – это один из методов обучения, когда более опытный педагог делится своими знаниями, умениями, навыками с молодыми коллегами.
Цель данной работы: создание условий для профессионального роста молодых специалистов, способствующих снижению проблем адаптации и успешному вхождению в профессиональную деятельность.
Основные задачи:
- обеспечение легкой адаптации старших воспитателей, поддержка педагога эмоционально, укрепление веру в себя;
- использование эффективных форм повышения профессиональной компетентности и профессионального мастерства;
- обеспечение информационного пространства для самостоятельного овладения профессиональными знаниями;
- обогащение психолого-педагогической культуры молодого специалиста.
Процесс повышения профессионализма молодых старших воспитателей строится с учетом следующих факторов:
- уровень теоретической подготовки и индивидуальных особенностей;
- уровень профессиональных потребностей;
- уровень практических умений и навыков.
Все молодые специалисты были поделены на подгруппы и прикреплены к конкретному наставнику. Это повысило эффективность практических занятий.
Для повышения уровня базового образования используются такие групповые формы работы как анкетирование, консультации, семинары-практикумы, презентации опыта работы, zoom-совещания и др.
Для повышения уровня практических навыков и умений проводятся индивидуальные формы работы по запросу молодого специалиста: консультации, беседы, практические занятия, памятки, голосовые сообщения и др.
Таким образом, использование наставничества, как формы повышения профессиональной компетентности молодых специалистов, позволяет быстро им быстрее адаптироваться к работе в детском саду, избежать неуверенности в собственных силах, наладить коммуникацию со всеми участниками педагогического процесса.
План работы методического сопровождения молодых специалистов
Положение об организации наставничества
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение определяет цель, задачи и порядок реализации института наставничества в системе работы с молодыми специалистами, содействует повышению их профессионального мастерства.
1.2. Наставничество представляет собой целенаправленную деятельность наиболее опытных сотрудников дошкольного образования по адаптации и повышению профессиональной компетенции молодых специалистов.
1.3. Деятельность наставничества осуществляется в соответствии с действующим законодательством РФ и РТ.
1.4. Срок действия Положения не ограничен.
2. Задачи наставничества
2.1. Задачами наставничества являются:
2.1.1. Оптимизация процесса формирования и развития профессиональных знаний, навыков, умений сотрудников, в отношении которых осуществляется наставничество.
2.1.2. Оказание помощи в адаптации молодых специалистов к условиям осуществления трудовой деятельности в сфере образования.
2.1.3. Воспитание профессионально-значимых качеств личности молодых специалистов, ознакомление с правилами и традициями дошкольного образования.
2.1.4. Содействие выработке навыков профессионального поведения молодых специалистов, соответствующего профессионально-этическим стандартам и правилам.
2.1.5. Формирование и развитие ответственного и сознательного отношения к работе.
2.1.6. Изучение с молодыми специалистами требований нормативных правовых актов, регламентирующих исполнение должностных обязанностей.
2.1.7. Оказание моральной и психологической поддержки молодым специалистам в преодолении профессиональных трудностей, возникающих при выполнении трудовых обязанностей в сфере образования.
2.1.8. Развитие у молодых специалистов интереса к трудовой деятельности.
2.2. Задачи наставничества реализуются во взаимодействии руководителей районных отделов образования, руководителей районных методических объединений, наставников и молодых специалистов в организации и проведении воспитательно-образовательной работы, психологического обеспечения и профессиональной подготовки.
3. Организация наставничества
3.1. Наставничество устанавливается в отношении следующих категорий молодых специалистов
- впервые принятых на работу в учреждение на должности;
- перемещенных на вышестоящую должность, если исполнение новых должностных обязанностей требует дополнительных знаний и практических навыков.
3.2. Наставничество устанавливается продолжительностью в 1 год.
3.3. Наставник назначается из числа сотрудников структурного подразделения учреждения, имеющих высокие показатели, обладающих значительным профессиональным опытом, проявляющих способности к воспитательной работе и пользующихся авторитетом в коллективе.
3.4. Наставник осуществляет мероприятия наставнической деятельности в отношении одного или нескольких молодых специалистов одновременно, в зависимости от специфики трудовой деятельности.
3.5. Наставник назначается приказом начальника отдела образования.
3.6. Ответственность за организацию наставничества несет методист Отдела образования.
3.7. Непосредственное руководство и контроль за организацией наставничества осуществляет методист Отдела образования.
3.8. Методист Отдела образования обязан:
- организовать обучение наставников основам педагогики и психологии, формам и методам индивидуальной воспитательной работы;
- оказать организационно-методическую помощь наставникам в планировании и реализации учебно-воспитательных мероприятий с молодыми специалистами;
- заслушивать отчеты наставников о проделанной работе, стимулировать положительные результаты наставничества;
- анализировать, обобщать и распространять позитивный опыт наставничества;
- обеспечить систематическое рассмотрение вопросов организации наставнической работы.
4. Права и обязанности наставника
4.1. Наставник обязан:
4.1.1. Знать трудовое законодательство.
4.1.2. Изучать личностные качества молодого специалиста, его интересы и увлечения, образ жизни и поведение.
4.1.3. Оказывать всестороннюю помощь молодому специалисту в овладении профессиональными навыками, своевременно выявлять и устранять ошибки в трудовой деятельности молодого специалиста.
4.1.4. Воспитывать у молодого специалиста дисциплинированность и исполнительность, проявлять требовательность и принципиальность в вопросах соблюдения законности и норм профессиональной этики.
4.1.5. Отчитываться по результатам наставнической работы с молодым специалистом, участвовать в подготовке заключения о проверке соответствия занимаемой должности по результатам испытательного срока.
4.2. Наставник имеет право:
4.2.1. Вносить предложения руководителю дошкольных учреждений, в котором работает молодой специалист, о создании необходимых условий для выполнения трудовых обязанностей.
4.2.2. Вносить предложения руководителю дошкольных учреждений, о его поощрении, наложении на него дисциплинарного взыскания, перемещении по службе.
5. Планирование работы наставника
5.1. Планирование работы наставника с молодыми специалистами осуществляется на весь период организации наставничества.
6. Завершение наставничества
6.1. Наставничество завершается отчетом наставника перед методистом Отдела образования.
6.2. Деятельность наставника оценивается по следующим критериям:
- результативность выполнения сотрудником (стажером) должностных обязанностей;
- уровень профессиональных знаний, развития навыков и умений сотрудника (стажера);
- способность сотрудника (стажера) самостоятельно выполнять должностные обязанности.
6.3. Наставник за ненадлежащее выполнение своих обязанностей может быть отстранен от наставничества, а также привлечен в установленном порядке к дисциплинарной ответственности.
Анкета для молодых специалистов
Уважаемые коллеги! Для определения направлений работы с молодыми специалистами ответьте, пожалуйста, на следующие вопросы:
1. Как Вы оцениваете различные стороны своей профессиональной подготовки?
2. С какими трудностями Вы столкнулись в работе? В какой помощи Вы больше всего нуждаетесь?
3. Как Вы оцениваете свои взаимоотношения с педагогическим коллективом?
4. Какие задачи Вы ставите перед собой в ближайшее время?
Памятка для наставника
1. Вместе с молодым специалистом проанализируете организацию работы его методического кабинета.
2. Помогите в составлении Годового плана, организации контрольно-аналитической деятельности, мониторинга.
3. Оказывайте помощь в подготовке и организации педагогических советов, семинаров и других педагогических мероприятий.
4. Посещайте педагогические мероприятия молодого специалиста с последующим анализом.
5. Приглашайте на свои педагогические мероприятия с последующим обсуждением увиденного.
6. Делитесь опытом.
6. Помогайте своевременно, терпеливо, настойчиво. Отмечайте поглотительное в работе!
Подскажите! Направьте! Ободрите!
Использованная Литература:
1. Багракова А.Я. Наставничество в организации // Управление развитием персонала. 2008. N 4. стр. 296 - 311.
2. Левина Е.А. организация с молодыми специалистами//Управление дошкольно-образовательным учреждением. 2017 г., №2 стр.78-86;
3. Трулова А.В. Психолого-педагогическое сопровождение молодого учителя в адаптационный период профессиональной деятельности// Методист,2012 г., №7, стр.20-21;
4. http://znaybiz.ru/kadry/kadrovaya-politika/attestaciya/nastavnichestvo-novyh-sotrudnikov.