Наставничество как одна из форм методического сопровождения молодых специалистов

Михеева Марина Юрьевна,
ст. воспитатель МБДОУ №77,
руководитель районной «Школы наставников»


Педагог – это не профессия, это образ жизни. Нет труда сложнее и ответственнее, чем его труд. Современный ритм жизни требует от учителя непрерывного профессионального роста, творческого отношения к работе, самоотдачи. Сегодня очень остро встает вопрос о профессиональной компетентности и готовности педагога грамотно и системно решать задачи развития и воспитания подрастающего поколения, об умении выстраивать целостный педагогический процесс.

Деятельность дошкольных образовательных учреждений на прямую зависит от грамотного кадрового потенциала. Найти готового специалиста, который сможет моментально приступить к работе, почти невозможно. Поэтому возрастает значимость методической работы, которая и создает условия для развития и роста профессиональной компетентности каждого педагога и педагогического коллектива в целом.

Старший воспитатель должен уделять достаточное внимание всем педагогам своего детского сада, особенно начинающим воспитателям, их подготовке, профессиональному становлению, личностному развитию.

Но невозможно эффективно организовать методическую работу в ДОО, если старший воспитатель сам является молодым специалистом. Особенность труда начинающего старшего воспитателя заключается в том, что они с первого дня работы имеет те же обязанности и несет ту же ответственность, что и воспитатели с многолетним стажем. И ожидают от него столь же безупречных результатов. Помочь адаптироваться, способствовать повышению уровня профессиональной компетентности, заинтересовать молодых специалистов является одной из основных задач методической службы района.

В нашем районе работают 32 старших воспитателя, имеющих стаж работы до трех лет. Анализ их потенциала, педагогического статуса и затруднений показал:

- имеют недостаточный опыт общения и работы с педагогами;

- имеют слабую мотивацию труда и профессионального роста;

- неадекватно оценивают свои возможности;

- с трудом применяют полученные знания на практике.

Для того, чтобы учесть в методической работе факторы, влияющие на успешную профессиональную адаптацию старших воспитателей, была организована такая форма профессиональной поддержки как наставничество.

Наставничество – это один из методов обучения, когда более опытный педагог делится своими знаниями, умениями, навыками с молодыми коллегами.

Цель данной работы: создание условий для профессионального роста молодых специалистов, способствующих снижению проблем адаптации и успешному вхождению в профессиональную деятельность.

Основные задачи:

- обеспечение легкой адаптации старших воспитателей, поддержка педагога эмоционально, укрепление веру в себя;

- использование эффективных форм повышения профессиональной компетентности и профессионального мастерства;

- обеспечение информационного пространства для самостоятельного овладения профессиональными знаниями;

- обогащение психолого-педагогической культуры молодого специалиста.

Процесс повышения профессионализма молодых старших воспитателей строится с учетом следующих факторов:

- уровень теоретической подготовки и индивидуальных особенностей;

- уровень профессиональных потребностей;

- уровень практических умений и навыков.

Все молодые специалисты были поделены на подгруппы и прикреплены к конкретному наставнику. Это повысило эффективность практических занятий.

Для повышения уровня базового образования используются такие групповые формы работы как анкетирование, консультации, семинары-практикумы, презентации опыта работы, zoom-совещания и др.

Для повышения уровня практических навыков и умений проводятся индивидуальные формы работы по запросу молодого специалиста: консультации, беседы, практические занятия, памятки, голосовые сообщения и др.

Таким образом, использование наставничества, как формы повышения профессиональной компетентности молодых специалистов, позволяет быстро им быстрее адаптироваться к работе в детском саду, избежать неуверенности в собственных силах, наладить коммуникацию со всеми участниками педагогического процесса.

План работы методического сопровождения молодых специалистов

Положение об организации наставничества

1. Общие положения

1.1. Настоящее Положение определяет цель, задачи и порядок реализации института наставничества в системе работы с молодыми специалистами, содействует повышению их профессионального мастерства.

1.2. Наставничество представляет собой целенаправленную деятельность наиболее опытных сотрудников дошкольного образования по адаптации и повышению профессиональной компетенции молодых специалистов.

1.3. Деятельность наставничества осуществляется в соответствии с действующим законодательством РФ и РТ.

1.4. Срок действия Положения не ограничен.

2. Задачи наставничества

2.1. Задачами наставничества являются:

2.1.1. Оптимизация процесса формирования и развития профессиональных знаний, навыков, умений сотрудников, в отношении которых осуществляется наставничество.

2.1.2. Оказание помощи в адаптации молодых специалистов к условиям осуществления трудовой деятельности в сфере образования.

2.1.3. Воспитание профессионально-значимых качеств личности молодых специалистов, ознакомление с правилами и традициями дошкольного образования.

2.1.4. Содействие выработке навыков профессионального поведения молодых специалистов, соответствующего профессионально-этическим стандартам и правилам.

2.1.5. Формирование и развитие ответственного и сознательного отношения к работе.

2.1.6. Изучение с молодыми специалистами требований нормативных правовых актов, регламентирующих исполнение должностных обязанностей.

2.1.7. Оказание моральной и психологической поддержки молодым специалистам в преодолении профессиональных трудностей, возникающих при выполнении трудовых обязанностей в сфере образования.

2.1.8. Развитие у молодых специалистов интереса к трудовой деятельности.

2.2. Задачи наставничества реализуются во взаимодействии руководителей районных отделов образования, руководителей районных методических объединений, наставников и молодых специалистов в организации и проведении воспитательно-образовательной работы, психологического обеспечения и профессиональной подготовки.

3. Организация наставничества

3.1. Наставничество устанавливается в отношении следующих категорий молодых специалистов

- впервые принятых на работу в учреждение на должности;

- перемещенных на вышестоящую должность, если исполнение новых должностных обязанностей требует дополнительных знаний и практических навыков.

3.2. Наставничество устанавливается продолжительностью в 1 год.

3.3. Наставник назначается из числа сотрудников структурного подразделения учреждения, имеющих высокие показатели, обладающих значительным профессиональным опытом, проявляющих способности к воспитательной работе и пользующихся авторитетом в коллективе.

3.4. Наставник осуществляет мероприятия наставнической деятельности в отношении одного или нескольких молодых специалистов одновременно, в зависимости от специфики трудовой деятельности.

3.5. Наставник назначается приказом начальника отдела образования.

3.6. Ответственность за организацию наставничества несет методист Отдела образования.

3.7. Непосредственное руководство и контроль за организацией наставничества осуществляет методист Отдела образования.

3.8. Методист Отдела образования обязан:

- организовать обучение наставников основам педагогики и психологии, формам и методам индивидуальной воспитательной работы;

- оказать организационно-методическую помощь наставникам в планировании и реализации учебно-воспитательных мероприятий с молодыми специалистами;

- заслушивать отчеты наставников о проделанной работе, стимулировать положительные результаты наставничества;

- анализировать, обобщать и распространять позитивный опыт наставничества;

- обеспечить систематическое рассмотрение вопросов организации наставнической работы.

4. Права и обязанности наставника

4.1. Наставник обязан:

4.1.1. Знать трудовое законодательство.

4.1.2. Изучать личностные качества молодого специалиста, его интересы и увлечения, образ жизни и поведение.

4.1.3. Оказывать всестороннюю помощь молодому специалисту в овладении профессиональными навыками, своевременно выявлять и устранять ошибки в трудовой деятельности молодого специалиста.

4.1.4. Воспитывать у молодого специалиста дисциплинированность и исполнительность, проявлять требовательность и принципиальность в вопросах соблюдения законности и норм профессиональной этики.

4.1.5. Отчитываться по результатам наставнической работы с молодым специалистом, участвовать в подготовке заключения о проверке соответствия занимаемой должности по результатам испытательного срока.

4.2. Наставник имеет право:

4.2.1. Вносить предложения руководителю дошкольных учреждений, в котором работает молодой специалист, о создании необходимых условий для выполнения трудовых обязанностей.

4.2.2. Вносить предложения руководителю дошкольных учреждений, о его поощрении, наложении на него дисциплинарного взыскания, перемещении по службе.

5. Планирование работы наставника

5.1. Планирование работы наставника с молодыми специалистами осуществляется на весь период организации наставничества.

6. Завершение наставничества

6.1. Наставничество завершается отчетом наставника перед методистом Отдела образования.

6.2. Деятельность наставника оценивается по следующим критериям:

- результативность выполнения сотрудником (стажером) должностных обязанностей;

- уровень профессиональных знаний, развития навыков и умений сотрудника (стажера);

- способность сотрудника (стажера) самостоятельно выполнять должностные обязанности.

6.3. Наставник за ненадлежащее выполнение своих обязанностей может быть отстранен от наставничества, а также привлечен в установленном порядке к дисциплинарной ответственности.

Анкета для молодых специалистов

Уважаемые коллеги! Для определения направлений работы с молодыми специалистами ответьте, пожалуйста, на следующие вопросы:

1. Как Вы оцениваете различные стороны своей профессиональной подготовки?

2. С какими трудностями Вы столкнулись в работе? В какой помощи Вы больше всего нуждаетесь?

3. Как Вы оцениваете свои взаимоотношения с педагогическим коллективом?

4. Какие задачи Вы ставите перед собой в ближайшее время?

Памятка для наставника

1. Вместе с молодым специалистом проанализируете организацию работы его методического кабинета.

2. Помогите в составлении Годового плана, организации контрольно-аналитической деятельности, мониторинга.

3. Оказывайте помощь в подготовке и организации педагогических советов, семинаров и других педагогических мероприятий.

4. Посещайте педагогические мероприятия молодого специалиста с последующим анализом.

5. Приглашайте на свои педагогические мероприятия с последующим обсуждением увиденного.

6. Делитесь опытом.

6. Помогайте своевременно, терпеливо, настойчиво. Отмечайте поглотительное в работе!

Подскажите! Направьте! Ободрите!

Использованная Литература:

1. Багракова А.Я. Наставничество в организации // Управление развитием персонала. 2008. N 4. стр. 296 - 311.

2. Левина Е.А. организация с молодыми специалистами//Управление дошкольно-образовательным учреждением. 2017 г., №2 стр.78-86;

3. Трулова А.В. Психолого-педагогическое сопровождение молодого учителя в адаптационный период профессиональной деятельности// Методист,2012 г., №7, стр.20-21;

4. http://znaybiz.ru/kadry/kadrovaya-politika/attestaciya/nastavnichestvo-novyh-sotrudnikov.


Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2021

Казанский образовательный портал. Управление образования ИКМО г. Казани

Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-61687

выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций

Яндекс.Метрика