Проектирование модели оценки качества образования в условиях инклюзивных групп ДОО

Безделева Марина Юрьевна,
заведующая МБДОУ «Детский сад № 63
комбинированного вида» Вахитовского района г.Казани


Проблема оценки качества дошкольного образования имеет множество граней. В первую очередь, мы никогда не узнаем, насколько качественным было дошкольное образование, не оценив его результаты.

Управляя качеством, следует четко представлять, на какие результаты ориентировано управление, какими возможностями располагает ДОУ при обеспечении качества, какое господствует понимание качества, каков опыт образовательной деятельности?

Многие конструктивные элементы системы оценки качества уже определены во многих нормативных документах, на основе которых разработаны эталонные, установленные государством требования к организации образовательного пространства и оценке качества образования.

В Федеральном образовательном стандарте дошкольного образования установлены некоторые оценочные процедуры, такие например как мониторинг, самообследование, утверждены отдельные перечни критериев. Однако целостная модель системы оценки образовательной деятельности на сегодняшний день не выстроена

Что же это такое «качество образования»?

Анализ современных исследований по управлению качеством образования показал, что существуют различные авторские подходы к характеристике данной проблемы, на основе которых, можно сделать вывод: качество – это комплексное понятие, характеризующее эффективность всех сторон деятельности ДОО.

На сегодняшний день оценка качества инклюзивного образования остается социально значимой проблемой. В процессе становления отечественной инклюзивной образовательной практики актуальность ее решения определяется недостаточной разработанность механизмов измерения образовательных ресурсов.

В меняющихся условиях возникает необходимость адаптации показателей качества образования применительно к инклюзивной модели ДОО. Оценку качества образования в условиях инклюзивных групп ДОО можно провести также по трем направлениям: качество образовательного процесса, протекающего в инклюзивных группах; качество условий, созданных для образования детей с ОВЗ и качество результатов.

Уровнями оценивания будут:

- индивидуальный уровень обучающегося с ОВЗ;

- уровень педагогического работника, работающего в группе для детей с ОВЗ, его профессиональная компетентность;

- уровень образовательной организации, имеющей в составе группы для детей с ОВЗ или инклюзивные групп; качество созданных условий для обеспечения образовательного процесса по адаптированным программам.

Организация работы по формированию внутренней системы качества в первую очередь требует разработки локальной нормативно-правовой базы,

Пакет документов нормативно-правовой направленности регламентирующие деятельность по оценке качества образования зависит от конкретного дошкольного учреждения, работающего с детьми с ОВЗ, определенной категории.

Представляем примерный перечень локальных нормативных актов дошкольного учреждения имеющего группы для детей с ОВЗ:

• Положение об организации образования детей с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся по адаптированной образовательной программе дошкольного образования ДОО;

• Положение о порядке реализации права воспитанника на обучение по индивидуальному учебному плану в ДОО;

• Положение о внутреннем мониторинге качества образовательной деятельности в ДОО;

• Положение о педагогическом мониторинге освоения детьми основной образовательной программы дошкольного образования ДОО;

• Положение об учете выполнения основной и адаптированной образовательных программ дошкольного образования ДОО;

• Положение об учете индивидуального развития в рамках освоения воспитанниками образовательной программы дошкольного образования в ДОО;

• Положение о проведении самообследования ДОО.

Не просто ответить на вопрос, насколько хорошо работает весь коллектив детского сада и отдельные педагоги, достаточно ли полно удовлетворяются потребности детей и их семей. Мы предлагаем подход к анализу различных аспектов деятельности дошкольной организации с помощью самоанализа.

Самоанализ решает задачу рефлексии сотрудниками нашей дошкольной организации собственной деятельности. Его особенность, в отличие от традиционных плановых проверок, состоит в том, что первоначальный и всесторонний анализ собственной работы проводят сами педагоги дошкольной организации.

Самообследуясь и одновременно мониторя качество образовательной деятельности, мы выходим на единый результат – публичную отчетность которые в совокупности с официальным сайтом ДОО представляют собой конкретный продукт внутренней системы оценки качества за учебный год и, одновременно, основной ресурс для внешней оценки качества ДОО.

Один из критериев: качество основной и адаптированной образовательных программ. Включение коррекционного раздела в ООП или разработка АООП

Составление и реализация адаптированной образовательной программы для ребенка с ОВЗ проводится в соответствии с его возможностями и особыми образовательными потребностями.

По мере необходимости разрабатываются специальные индивидуальные программы развития и реабилитации, содержание которых отличается пошаговым планированием коррекционной работы и развивающим оцениванием достижений ребенка. При этом фиксируется даже самая минимальная успешность продвижения в развитии ребенка.

Наличие организационных материалов, к которым относятся учебные графики и планы, режим на учебный год - устанавливают общие рамки организации образовательной деятельности, а также механизм реализации компонентов адаптированной образовательной программы.

На основе данных документов ДОУ педагоги разрабатывают свои рабочие программы и перспективные планы с учетом структуры диагноза детей.

Данные факторы являются в значительной степени контролируемыми и поддающимися регулированию. Таблицы учета выполнения ООП ежемесячно заполняются педагогами по всем планируемым областям и разделам программы. По окончанию учебного года старший воспитатель заполняет сводную ведомость выполнения образовательной программы по всем группам и готовит отчет за учебный год. Показатели и индикаторы показателей определяют направления самоанализа, которые соответствуют требованиям Федерального государственного образовательного стандарта к условиям реализации программы.

Система мониторинга позволяет комплексно подходить к оценке промежуточных и итоговых результатов освоения образовательной программы, в том числе, позволяет оценивать достижения детей в динамике. Полученные данные мониторинга в ДОУ в соответствии с ФГОС заносятся в специальные таблицы. На основе выводов педагогов составляется аналитическая справка. Полученные результаты становятся основанием для разработки рекомендаций по совершенствованию процесса образования на новый учебный год.

Следующий критерий Кадровый аудит, который подразумевает оценку наличия подготовленных педагогов для реализации задач инклюзивного образования. Обучение в ДОО ребенка с ОВЗ определенной категории ставит задачу – повысить свои профессиональные знания в области коррекционной педагогики.

Основным критерии оценки кадровых условий считаем соответствие квалификации педагогических работников требованиям, установленным Профстандартом и профильную направленность квалификации педагогических работников в соответствии с занимающей должностью

Хочется отметить динамику изменений показателей профессиональной компетентности педагогов ДОО: 100 % прохождение курсов повышения квалификации по различным разделам специальной педагогики и психологии. Не только педагоги-специалисты нашего учреждения имею профессиональную переподготовку по профилю деятельности, но и 84 % воспитателей.

Материально-техническая база ДОО приведена в соответствие с задачами по обеспечению реализации основной образовательной программы, необходимого учебно-материального оснащения образовательного процесса и созданию соответствующей образовательной и социальной среды.

По основным критериям оценки развивающая предметно-пространственная среда в ДОО соответствует возрасту детей и обеспечена доступность предметно-пространственной среды для всех воспитанников, в том числе детей с нарушением интеллекта.

Социально-бытовые условия соответствуют конкретным потребностям детей с ОВЗ с нарушением интеллекта, имеются адекватно оборудованное пространство дошкольного учреждения, рабочие места для педагогов и ребенка, и т.д.

Образовательный процесс предусматривает как уход

и заботу о детях, так и процессы воспитания и обучения знаниям,

важным жизненным навыкам, развитие сенсомоторных навыков и познавательных способностей детей, коррекцию их дефицитов в развитии.

Включение детей с особыми образовательными потребностями в образовательный процесс ДОУ изменяет, прежде всего, установки взрослых на детей – у всех детей есть особенности, особые образовательные потребности не только у «особых».

Поэтому считаем важным для обеспечения качества образования проектирование оригинальной и эффективной предметно-развивающей среды не ради «самой себя» (формальное соблюдение всех требований и рекомендаций), а понимание ее особого потенциала в активизации и поддержке детей с разным уровнем развития.

Участие в городской инновационной площадке обозначило проблематику необходимости разработки внедрения разнообразных форм инклюзивного взаимодействия детей коррекционной и общеразвивающей направленности в сенсомоторной развивающей среде. Опыт работы педагогов ДОУ подтверждает, что необходимо создание особых условий для включения в образовательное пространство детей с ограниченными возможностями здоровья.

В рамках инновационной деятельности в детском саду разработаны «Методические рекомендации по организации предметно-пространственной среды для детей с ОВЗ в условиях инклюзивной группы ДОО», которые были представлены на районном и городском конкурсе инновационных программ и проектов. Предпочтение педагогов нашего учреждения в инновационной деятельности направлено на создание авторского инновационного продукта.

Педагогами созданы и используются в работе с детьми различные передовые технологии сенсомоторного развития. Это и мягкие трогательные развивающие книжки, и сенсорные мякиши, а также сделанные руками педагогов занимательные сенсорные игрушки и пособия

В качестве основных критериев оценки психолого-педагогических условий в инклюзивной группе учитываем характер взаимодействия сотрудников с детьми, который оцениваем на основе наблюдений организации образовательной деятельности.

Качество образовательных результатов в рамках внутренней оценки качества дошкольного образования мы связываем с запросами родителей.

Как показывает опыт, родители «особых» детей ищут не только профессиональных специалистов, могущих оказать квалифицированную помощь их ребенку. Они ищут для своих детей обычных человеческих условий: компанию сверстников, насыщенную событиями детскую каждодневную жизнь. Для себя же родители ищут внимания, терпения, бережного отношения, общения с другими родителями.

Ведь структура нарушений развития детей часто бывает такова, что, сколько бы ни трудились над коррекцией специалисты, диагноз не исчезнет. Но отношение к диагнозу, сама жизнь семьи может меняться. Возможность семьям жить обычной жизнью - вот самое большое достижение инклюзивного сообщества

Таким образом, система оценки качества инклюзивного дошкольного образования в нашем дошкольном учреждении:

- сфокусирована на экспертизе психолого-педагогических условий реализации основной и адаптированных программ;

- учитывает образовательные предпочтения и удовлетворенность со стороны семьи ребенка;

- исключает использование оценки индивидуального развития ребенка в контексте оценки работы дошкольной организации;

– способствует открытости по отношению к ожиданиям ребенка, семьи, педагогов, общества и государства;

Мы считаем, что успеха можно достичь, только тогда, когда каждый педагог научится прини¬мать ребенка таким, каков он есть, создавать условия для обучения и воспитания всех детей с верой в их возможности и в действи-тельности приспосабливать обра¬зование к ребёнку, а не наоборот.

Использованная литература:

1. Алехина С.В. Принципы инклюзии в контексте изменений образовательной практики // Психологическая наука и образование. 2014. Т.19. № 1. – 516 с.

2. Алехина С.В. Современный этап развития инклюзивного образования. // Инклюзивное образование. Выпуск 1. М., 2010. Н.Н. Специальное образование в России и за рубежом. М. [Текст]. 1997. – 67 с.

3. Виноградова, Н.А. Управление качеством образовательного процесса в ДОУ : метод, пособие / Н.А. Виноградова, Н.В. Микляева. — М.: Айрис- пресс, 2006. — 192 с.

4. Волкова, Прочухаева: Организация инклюзивной образовательной среды в ДОО. Учебно-методическое пособие ТЦ «Сфера» ,2019 г

5. Инклюзивное образование. Организация специальных образовательных условий для детей с ограниченными особенностями здоровья в общеобразовательных учреждениях. М.2012. – 412 с.

6. Инклюзивное образование. Создание и апробация модели психологопедагогического сопровождения инклюзивной практики. М.2012. – 119 с.

7. Инклюзивное образование: инновационные проекты, методика проведения, новые идеи. Сборник научно-методических материалов / Под науч. ред. А.Ю. Белогурова, О.Е. Булановой, Н.В. Поликашевой. М.: Спутник+, 2015. – 254 с.

8. Инклюзивное образование: проблемы, поиски, решения: сборник научных трудов по итогам работы региональной научно-практической конференции / под ред. Н. А. Калугиной. — Хабаровск: Изд-во ДВГТУ, 2014. — 187 с.

9. Инклюзивный детский сад. Сборник статей / авт.-сост. М. Прочухаева. – Москва: ЦОУО ДО г. Москвы, 2009. – 228 с.

10. Инклюзивное образование. Выпуск 4. Методические рекомендации по организации инклюзивного образовательного процесса в детском саду. – М.: Центр «Школьная книга», 2010. – 240 с.

11. Комарова, Е.С. Как оценить работу детского сада : пособие для рук. дошкольных образовательных учреждений / Е.С. Комарова. — 2-е изд. — М.: Просвещение, 2006. — 127 с.

12. Управление качеством образования: Практикоориентированная монография и методическое пособие / под ред. М.М. Поташника. — М.: Педагогическое общество России, 2006. — 448 с.


Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2021

Казанский образовательный портал. Управление образования ИКМО г. Казани

Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-61687

выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций

Яндекс.Метрика