ИНЖЕНЕРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: ПЕРВЫЕ ШАГИ…

Курбанова Оксана Сергеевна
заместитель директора по дополнительному образованию
МБОУ « Лицей №35- образовательный центр « Галактика»
Приволжского района г.Казань


О нехватке инженерных кадров в Российской Федерации впервые заговорили уже в первом десятилетии 21 века. К 2011 году – это проблема обозначена на государственном уровне «Сегодня в стране существует явная нехватка инженерно-технических работников, рабочих кадров и в первую очередь рабочих кадров, соответствующих сегодняшнему уровню развития нашего общества. Если недавно мы еще говорили о том, что находимся в периоде выживания России, то сейчас мы выходим на международную арену и должны предоставлять конкурентную продукцию, внедрять передовые инновационные технологии, нанотехнологии, а для этого нужны соответствующие кадры. А их на сегодня у нас, к сожалению, нет» (Путин В.В.) [1].

По прошествии почти десяти лет, какие же изменения произошли в системе подготовки инженерных кадров???

На заре разговоров об актуализации подготовки инженерных кадров было предложено несколько решений:

• перенос учебного материала на уровень основного общего образования;

• усиление подготовки выпускников через введение предпрофильного и профильного обучения

• создание сетевого взаимодействия – «предуниверсиариев» для учащихся10-11 классов;

• введение целевого приема;

Конечно, что - то было предпринято, но ситуация с каждым годом становится все печальнее, так например, в 2010 году контрольные цифры приема на бюджетные места по специальностям инженерно-технического профиля составляла 390 113 человек [2], а в 2020 году - уже 124 974 человек (-62%) [3]. В то время как необходимость в специалистах инженерного направления ежегодно растет.

Поэтому данная проблема была и остается достаточно актуальной, и по сей день.

Образовательные учреждения различного уровня успешно внедряют и экспериментируют с программами инженерной подготовки учащихся, и наш лицей не исключение. С 2014 года лицей реализует Республиканскую программу «Страна авиация», направленную на раннюю профориентацию в авиационной области. За это время выпущен один класс физико-математического профиля, в котором реализовывались программы авиационной подготовки, более 200 воспитанников освоили тренажерную авиационную подготовку, более 50 вылетели на самолетах Як-52 и планерах «Бланик» самостоятельно.

С 2016 года введены программы по «Аэрокосмической инженерии» и «Инженерии космических систем» на уровнях подготовки и участия в Чемпионатах JuniorSkills (ЮНИОР ПРОФИ) и «Молодые профессионалы» (WORLDSKILLS RUSSIA), открыт первый инженерный класс в начальной школе.

Основой программы развития инженерных навыков является суть профессии инженера.

Инжене?р (фр. ingenieur < от лат. ingenium — способности, изобретательность) — специалист, осуществляющий инженерную деятельность[4]. Нам же более импонирует определение Всемирной организации ЮНЕСКО, которая определяет суть понятия "инженера", как человека, умеющего применять свои научные знания с творческим подходом, проектировать и создавать промышленные предприятия, машины и оборудование, объекты и проекты; человека, способного формулировать и воспроизводить на производстве новые методы, при этом применять различные инструменты, уметь их конструировать и пользоваться ими в совершенстве, в том числе, зная их всевозможные поведенческие характеристики, в полной мере, предугадывая их последствия. Кроме всего прочего, инженер должен предусматривать в своей деятельности все последствия, которые могут отразиться на экономике или обществе. При этом он должен уметь учитывать и применять соответствующие меры безопасности, разрабатывать формы утилизации устройств и управления качеством процессов.

Исходя из изложенных теоретических фактов, мы пошли по пути формирования, в первую очередь, разносторонней личности, ибо зацикливание на узкопрофильных технических программах, на наш взгляд, тормозят развитие креативности и эвристичности, которые в свою очередь, являются характерными особенностями данной сферы. А, следовательно, при формировании инженерного мышления, необходимо соблюсти ряд принципов:

• учет психологической готовности к восприятию материала;

• формирование читательской компетенции;

• формирование графических навыков.

Именно формирование воображения, развитие мелкой моторики, поддержание динамической активности становятся главными направлениями развития, создающими предпосылки формирования инженерного мышления[5] .

Включение в программу инженерных классов таких курсов, как: современные танцы, скалолазание, проектная деятельность, конструирование из различных материалов по 1-2 часа в неделю, позволило ввести в 3-х - 4-х классах курсы «Конструирование», «Программирование», «Робототехника» и «Бионика».

На уровне основной школы важно подключить взаимодействие с организациями средне-специального и высшего образования посредством:

• организация сетевого взаимодействия через преподавание технических предметов специалистами ССУЗов и ВУЗов на их базах (в лицее с 2020 года функционируют инженерные классы под эгидой КАИ, где в рамках дополнительного образования расширяются знания по школьным предметным областям и осваиваются новые прикладные программы);

• налаживание системы технологической подготовки школьников и улучшение их профессиональной ориентации;

• увеличение количества школьных олимпиад технической направленности («Самат»; МТО « Звезда»; «Ломоносов»; НТИ);

• укрепление связей средних общеобразовательных учебных заведений с техническими вузами и расширение целевого набора студентов;

• участие в конкурсах для «Молодых профессионалов».

С каждым годом расширяются формы и методы стимуляции интереса учащихся к специальности «инженер», тем более, что область применения инженерных знаний успешно захватывает уже такие области, как « Образование», «Культура» и «Медицина».

Чтобы всегда быть на передовой современных технологий, знакомиться и осваивать опыт передовых образовательных организаций в инженерном образовании, в 2020 году наш лицей стал участником Консорциума по развитию школьного инженерно-технологического образования в Российской Федерации. Консорциум представляет собой добровольное объединение образовательных организаций различного уровня, общественных организаций и иных объединений, ассоциацией других заинтересованных лиц, объединенных задачами повышения качества образования и развития новых форм взаимодействия участников отношений в сфере образования, организации образовательного процесса, обеспечения непрерывного образования и научно-технологического инновационного развития в области школьного образования.

И все-таки, несмотря, на почти шестилетний опыт работы лицея в этом направлении, искренне считаем, что делаем только «первые шаги…»

[1] Путин В.В. Мнения российских политиков о нехватке инженерных кадров.11.04.2011/Государственные вести (GOSNEWS.ru) интернет-ресурс [2] www.socioprognoz.ru › File › Inkzenerno_technicheckoe [3] https://www.5top100.ru/news/108595/ [4] https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%98%D0%BD%D0%B6%D0%B5%D0%BD%D0%B5%D1%80 [5] https://akvobr.ru/problema_inzhenernogo_obrazovania_v_shkole.html

Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2021

Казанский образовательный портал. Управление образования ИКМО г. Казани

Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-61687

выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций

Яндекс.Метрика