Программа духовно-нравственного воспитания «Мы создаем Мир» МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №18 с углубленным изучением английского языка» Вахитовского района г.Казани

Смагина Инесса Валерьяновна,
заместитель директора
по воспитательной работе МАОУ «СОШ №18
с углубленным изучением английского языка»
Вахитовского района г.Казани


«Конечная цель разумного воспитания детей заключается в постепенном образовании в ребенке ясного понимания вещей окружающего мира. Затем результатом понимания должно стать возведение добрых инстинктов детской натуры в сознательное стремление ? идеалам добра и правды и, наконец, постепенное образование твердой и свободной воли». Н.И. Пирогов

В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, - не в развале экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления ? доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Высокий уровень детской преступности вызван общим ростом агрессивности и жестокости в обществе. Детей отличает эмоциональная, волевая и духовная незрелость. Продолжается разрушение института семьи: через т.н. «половое просвещение» у детей формируются внесупружеские, антиродительские и антисемейные установки. Постепенно утрачиваются формы коллективной деятельности.

В этой связи особую значимость и актуальность приобретает разработанная в МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №18 с углублённым изучением английского языка» Вахитовского района г.Казани программа духовно-нравственного образования и воспитания детей «Мы создаем Мир». В основу программы лег многолетний опыт работы школы по духовно-нравственному воспитанию детей.

Духовно-нравственное воспитание на основе школьных традиций формирует ядро личности, благотворно влияя на все стороны и формы взаимоотношений человека с миром: на его этическое и эстетическое развитие, мировоззрение и формирование гражданской позиции, патриотическую и семейную ориентацию, интеллектуальный потенциал, эмоциональное состояние и общее физическое и психическое развитие. Данная программа направлена на воспитание конкретной личности, которая должна быть ответственной не только за свою жизнь, но и за сохранение и развитие исторических и культурных традиций своей школы, города, народа.

Исходя из этого, духовные упражнения ума, чувств и сердца ребенка являются основным средством духовно-нравственного воспитания, а основной формой - служение добру, служение людям.

Особенность данной программы «Мы создаем Мир» в том, что она содействует сохранению духовного здоровья детей, духовно-нравственного развития и воспитания учащихся, основываясь на базовых национальных ценностей.

Каждое направление программы представлено в виде модуля, который содержит задачи, соответствующую систему базовых ценностей, особенности организации содержания. В каждом модуле определены условия совместной деятельности школы с семьями обучающихся, с общественными учреждениями по духовно-нравственному развитию и воспитанию обучающихся, обозначены планируемые результаты, представлены схемы, отражающие пути реализации данного модуля.

В программе « Мы создаем Мир» излагаются цели, задачи и принципы воспитательной деятельности. Далее раскрываются этапы и направления, а также формы и методы данного процесса. Затем представлены прогнозируемые результаты деятельности.

В программе рассматриваются различные аспекты взаимодействия школы и семьи по формированию и развитию личности учащихся. Особое внимание уделяется вопросам духовных традиций школы и родного края. Ведь именно там берутся истоки духовности, гражданственности и патриотизма. Также важным элементом программы является экскурсионная и спортивная деятельность.

В программе по духовно-нравственному воспитанию «Мы создаем Мир» уделено место сюжетно-ролевым и коммуникативным играм, которые также предполагают формирование высоких морально-психологических и этических качеств.

Программа призвана помочь педагогам системно осуществлять нравственное, патриотическое и духовное воспитание детей на основе внедрения идеи педагогического сопровождения процесса духовно-нравственной идентификации ребенка в обществе.

В рамках программы разработан социальный проект «Друзья Зоопарка». Проект «Друзья Зоопарка» является научно обоснованным и привлекательным для детского и молодёжного общественного движения, для развития волонтерского движения в конкретно взятой школе и не только, потому что к нему привлекаются ребята других образовательных учреждений (школы, детские сады, ВУЗы), но и персонально для детей и подростков, ориентированных на активную деятельность. Особенно актуален он в современной ситуации, когда волонтерству отводится одно из ведущих мест в процессе демократизации Российского общества. На сегодняшний день все исследования пока фиксируют только 5% молодых людей, участвующих в добровольческих акциях от общего числа молодежи в России. Данный проект – это серьезный задел для перевеса положения в позитивном направлении.

Важно научить подростков созидательной деятельности на пользу окружающим людям, чтобы они видели проблемы и искали пути их решения через опыт собственных социальных практик.

ДОО «Школьная Республика Самоуправления» предлагает использовать имеющиеся ресурсы детского общественного объединения и возможных партнёров для создания условий формирования навыков продуктивного привлечения ребят из числа подростков и молодёжи школьного возраста к участию в школьной и общественной жизни школы, города и страны. Всё это придаёт проекту перспективность, масштабность, рациональность и максимальную эффективность.

Проект вырос из конкретных дел объединения и по инициативе детского общественного объединения «ШРС» при активном участии всех его членов. Детским общественным объединением представлен системный и поэтапный план реализации проекта, позволяющий развивать детское и школьное волонтерское движение не только в школе, но и благодаря системному участию в акциях и в Вахитовском районе и г.Казани в течение долгого времени (долгосрочный проект!) лет, продуманы механизмы и условия включения учащихся на каждом из этапов, критерии оценки, планируемые результаты.

Проект носит социальный характер, включает в себя воспитательный аспект, привлекает широкий круг волонтёров-журналистов, волонтеров-вожатых, волонтеров-активистов из числа молодёжи и взрослых-специалистов к проблеме: оказание помощи Зооботсаду г.Казани.

К большому сожалению, все мы знаем, что вокруг нас тысячи людей, нуждающихся в помощи. Но, увы, забываем часто про братьев наших меньших. Самое простое в такой ситуации просто закрыть глаза и не обращать на эту проблему внимания, или сослаться на то, что государство должно заниматься такими делами. Но государство составляют его граждане, то есть Общество. А общество, в котором люди спокойно проходят мимо чужой беды и боли, обречено.

Поэтому решение, принятое ДОО «ШРС», является ценным вкладом в развитие гражданского самосознания детей и подростков: «До тех пор, пока существуют нуждающиеся, на нас лежит обязанность помогать им, не только ради них, но и ради нас самих, потому что по своей природе мы являемся отдающими». Этот проект – посильный вклад детского движения в то, чтобы эгоизм перестал разрушать наше общество.

В методологическом смысле разработки проекта являются достаточно простыми и понятными, включают в себя занятия в мастер-классах и практический выход с участием в реальных акциях и мероприятиях, творческие мастерские, участие семьи в жизни школы, детского общественного объединения. Вместе с тем данные формы позволяют превратить знания в необходимые навыки социального поведения и социального творчества. Они вырабатываются при личном и деятельном участии подростков в полезных творческих делах вместе с друзьями и старшими товарищами в школе, общественном объединении, команде.

Проект реализуется в детском общественном объединении с привлечением классов школы, педагогического и родительского коллективов и внешкольных учреждений Вахитовского района г.Казани в течение года, но с долгосрочной перспективой его продолжения и развития, является средством организации и непрерывного самосовершенствования жизни детского сообщества, заменяет многие звенья управления на более демократичное самоуправление, о чём свидетельствует анализ результативности проекта хотя бы за первый его период.


Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2021

Казанский образовательный портал. Управление образования ИКМО г. Казани

Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-61687

выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций

Яндекс.Метрика