Детское движение в школе в период ограничительных мер, связанных с профилактикой распространения новой коронавирусной инфекции: быть или не быть?

Савинова Елена Николаевна,
заместитель директора
по воспитательной работе
МБОУ «Гимназия №40»


Весной этого года эпидемиологическая обстановка в стране дала образованию в стране значительную встряску. Во многих регионах, в том числе и в нашей республике, образовательный процесс был переведен в дистанционный формат, что, конечно же повлекло за собой длинный ряд организационно-содержательных изменений. Вопрос о продуктивности, успешности, последствиях этого, к счастью, достаточно краткого для нас опыта дистанционного образования, некоторыми участниками интернет-пространства характеризующегося как «инновационный пшик», активно обсуждается и будет обсуждаться еще долго. Вопрос о том, какой должна быть воспитательная работа школы в условиях «дистанционки» и сохранения ограничений, обсуждается чуть меньше. На днях межрегиональный профсоюз «Учитель» обратился с письмом в Министерство просвещения, в котором, среди прочих пожеланий, содержалось и предложение «с целью сокращения нагрузки на педагогов отказаться от систематического и обязательного проведения воспитательных и внешкольных мероприятий для детей» [1].

Вместе с тем, по отношению к воспитательной работе, по нашему мнению, следует придерживаться по-прежнему актуальной позиции Л.Н. Толстого: «И воспитание, и образование нераздельны. Нельзя воспитывать, не передавая знания, всякое же знание действует воспитательно». Именно в ходе внеклассной, внеурочной деятельности учащиеся в основном усваивают социально значимые качества, привития которых требуют от нас федеральные государственные стандарты. Следовательно, несмотря на все сложности, воспитательная работа по-прежнему является важной и даже необходимой.

В апреле-мае для нас было очень важным напомнить и учащимся, и родителям о том, что 2020 год, помимо того, что это год пандемии коронавируса, значим для нас и в связи с 75-летием Победы в Великой Отечественной войне, и с празднованием 100-летия ТАССР. Организация и проведение событий, связанных с этими датами, таким образом, должна была и привлечь к ним внимание, и отвлечь внимание от пандемии.

В период дистанционного обучения достаточно быстро нам удалось организовать проведение воспитательных мероприятий в удаленном или онлайн-формате. Большую помощь в этом нам оказали члены Ученического совета гимназии – более молодое и компетентное в использовании разнообразных интернет-ресурсов и инструментов поколение. Вместе мы освоили составление и проведение интернет-викторин с помощью ресурса quizizz.com и социальной сети VKontakte, изучили технологию составления веб-квестов с помощью google-сайтов и карт, портала wix.com. Большой интерес вызывали и Всероссийские исторические квесты «Волонтеров Победы», которые также проводились через Интернет: квест ко Дню космонавтики, к Дню Победы. Гимназисты, родители и педагоги активно участвовали в мероприятиях, организованных Управлением образования и приуроченных к празднованию Победы: читали стихотворения, изготавливали подарки для ветеранов, исследовали историю своих семей в годы Великой Отечественной войны, рисовали рисунки, фотографировались.

Не менее интересным и сложным делом оказалась подготовка дистанционного праздника «Последнего звонка». Каждый из выпускников, находясь дома, самостоятельно отснял видео с поздравлением для учителя, педагоги, в свою очередь, поступили также. Учащиеся, находясь в разных концах города, исполнили финальную песню нашего онлайн-концерта, голоса учащихся мы соединили в хор. Ученический совет гимназии для выпускников-2020 организовал интернет-флэшмобы «Лайфхак для выпускника», в ходе которого выпускники гимназии прошлых лет поделились своими секретами поступления и сдачи экзаменов, и «Поздравление выпускнику», когда известные личности города, республики, района пожелали ребятам доброго пути. «Последний звонок-2020» получил высокие оценки и учащихся, и педагогов, и родителей.

В онлайн ушла и работа Ученического совета гимназии. В работе активисты использовали платформу Zoom, беседы в мессенджере WhatsApp и в сети Vkontakte, обменивались файлами через Яндекс.диск. Работа над проектами шла с использованием сервисов совместного редактирования документов Google.

В настоящее время в связи с существованием ограничений на проведение мероприятий, участие в мероприятиях гостей, допуск родителей, количество участников воспитательная работа также находится в сложных условиях. Но, поскольку интересная внутришкольная жизнь для нас является нормой, приходится искать способы ее активизации. Опираясь на Ученический совет гимназии, мы проводим конкурсы рисунков, видеороликов, фотографий, видеопосланий. Актуальны единые классные часы, всероссийские открытые уроки, акции. Так, активисты ученического самоуправления и РДШ приняли участие во всероссийских открытых уроках, посвященных Дню народного единства и Александру Невскому, в онлайн-уроках финансовой грамотности, экологических уроках «Эколята», уроках по раздельному сбору мусора.

Несмотря на то, что общественная жизнь сейчас сосредоточена внутри каждого отдельного класса, внутришкольные мероприятия, инициатором которых по-прежнему часто является ученическое самоуправление, по-прежнему проводятся. Естественно, с соблюдением противоэпидемиологических мер – социальной дистанции, использованием антисептических средств и средств индивидуальной защиты органов дыхания. В условиях сохранения сложной эпидемиологической обстановки приходится искать новые формы и методы воспитательной работы. Среди негативных последствий ограничений – некоторое снижение интереса учащихся к внутришкольной жизни. Выступать на конкурсах приходится в присутствии исключительно членов жюри, что лишает участников возможности оценить таланты других и ощутить поддержку своих одноклассников. В случае проведения квестов параллели участвуют выборочно, формируя команды не более трех человек, при этом участники приходят на станции квеста в разное время, в несколько потоков.

Таким образом, пандемия не привела к приостановке воспитательной работы в гимназии. Конечно, пришлось перестраивать саму систему работы – частично вынести события школьной жизни в онлайн, частично ограничить, найти и апробировать новые формы. По нашему стойкому убеждению, это необходимо: для деятельных и пытливых умов ученического актива, привыкшего взаимодействовать с другими, решать проблемы, искать новое – залог развития личности.

Литература:

1. Профсоюз «Учитель» призывает Минпросвещения отменить в этом учебном году ОГЭ // https://vesma.today/news/post/21207-profsoyuz-uchitel-


Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2021

Казанский образовательный портал. Управление образования ИКМО г. Казани

Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-61687

выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций

Яндекс.Метрика