Потенциал интегрированных образовательных технологий в гражданско-патриотическом воспитании учащихся в условиях учреждения дополнительного образования

Ремизова Марина Павловна,
директор МБУДО «Центр внешкольной работы»
Приволжского района г.Казани
Хакимова Ирина Александровна
заместитель директора
МБУДО «Центр внешкольной работы»
Приволжского района г.Казань


Аннотация: в статье рассматривается решение проблем патриотического воспитания средствами интегрированных образовательных технологий, обеспечивающих активное включение детей и подростков в специально спроектированную полинасыщенную социокультурную образовательную среду учреждения дополнительного образования детей для самостоятельного освоения ими историко-культурного наследия Отечества, осмысления и формирования ценностей патриотизма и гражданственности.

Воспитание патриотизма в нашей стране играет важную роль как фактор обеспечения будущности государства, его социально-политической и духовно-культурной нерушимости и гуманного развития. Учреждения дополнительного образования детей (УДОД), несомненно, занимают особое место в организации работы по гражданско-патриотическому воспитанию. Это объясняется теми внутренними особенностями, которые присущи дополнительному образованию: практико-ориентированная основа деятельности, вариативность образовательного процесса, проявляющаяся как в многообразии реализуемых образовательных программ, так и в формах, методах, сроках, а также в результатах обучения. И, пожалуй, главное, что обеспечивает успешность воспитательной работы – это высокомотивированное обучение в УДОД, куда дети приходят сами, по своему собственному выбору, определяемому их интересами, образовательными и личностными потребностями. Здесь, в дополнительном образовании, они сами определяют важность и нужность получаемого знания, сами формируют и опыт конкретных действий, и опыт ценностного отношения, самостоятельности и ответственности за сделанный выбор и совершенные поступки. Все это ставит задачи оптимального моделирования такого воспитательного пространства, которое обеспечивало бы формирование разнообразного социального опыта, развитие познавательной мотивации у каждого конкретного ребенка, формирование ценностных ориентиров в процессе гражданской самоидентификации.

Свой поиск в данном направлении осуществляет и "Центр внешкольной работы" Приволжского района г. Казани (ЦВР), который с 2012 года реализует инновационный гражданско-патриотический проект «Наследники Отечества». Содержательная деятельность проекта опирается на реализуемые в центре дополнительные общеобразовательные программы (а их на сегодняшний день 58, из которых 20 – авторских), свыше половины так или иначе имеют гражданско-патриотическую направленность. Среди них программы народного декоративно-прикладного творчества, татарского театра «Нур», вокального ансамбля «Умырзая», «Хэзинэ», студии танца «Преображение», студии спортивного бального танца, «Халык гамэли ижаты hэм йолалары», программы изобразительного и декоративно-прикладного творчества «Жар-птица», «Пандора», «Родники», краеведческие программы. Программы ориентированы, в том числе, и на приобщение детей к культурно-историческому наследию родного края, имеют возможность воплотить в своей учебной деятельности лучшие традиции изобразительного, декоративно-прикладного, вокального, танцевального, театрального творчества народов России и Татарстана. Использование потенциала данных программ в качестве содержательного педагогического ресурса для решения задач патриотического воспитания вывело методический поиск коллектива Центра на вектор их интеграции в рамках одного проекта, который позволил бы подойти в проблеме патриотического воспитания с точки зрения многомерности форм, средств, технологий педагогических воздействий и взаимодействий.

Основная идея проекта «Наследники Отечества» заключается в широком вовлечении учащихся образовательных учреждений в специально спроектированную полинасыщенную социокультурную образовательную среду учреждения дополнительного образования детей для самостоятельного освоения ими историко-культурного наследия Отечества, осмысления и формирования ценностей патриотизма и гражданственности.

В основе проекта лежат основные положения личностно-деятельностного подхода, согласно которому учащийся выступает как активный, творческий субъект образовательной деятельности.

Образование в соответствии с названным подходом предполагает:

1) известную самостоятельность учащихся в процессе обучения, воспитания и развития, что выражается в определении целей и задач курса самими обучаемыми, в выборе приемов работы, которые являются для них предпочтительными, а также в совместной с педагогом разработке программы обучения;

2) опору на имеющиеся знания учащихся в различных областях и их использование в образовательном процессе;

3) учет социокультурных особенностей учащихся и их образа жизни;

4) учет эмоционального состояния учащихся и их морально-этических и нравственных ценностей;

5) повышение роли самостоятельной работы учащихся; ограничение ведущей роли педагога с приоритетом в его работе функций консультанта, помощника, советника;

6) использование аутентичных материалов в процессе занятий.

Инновационность проекта заключается в инициировании субъектной позиции учащихся, в предоставлении им возможностей гражданско-патриотического самоопределения средствами интериоризации культурно-исторического духовного наследия народов России и Татарстана в условиях специально смоделированной культурно-развивающей среды учреждения дополнительного образования.

В основание разработанного инновационного проекта заложены следующие принципы:

1. Целостность – участие в проекте создает систему условий для развития целостной гармоничной личности с помощью точно избранных мер и средств воздействий на нее.

2. Необходимость и достаточность – культурно-развивающая и образовательная среда ЦВР как система включает все необходимые и достаточные компоненты в соответствии с целью и задачами проекта.

3. Оптимальность – получение наивысших возможных результатов при наименьших затратах ресурсов, времени и сил участников.

4. Адресность и адекватность – содержание развивающих интерактивных программ вытекает из логики развития личности обучающихся, соответствует ее возможностям, интересам, потребностям в зонах актуального и ближайшего развития, отражает образовательные запросы социума, задачи патриотического и гражданского воспитания.

5. Субъектность – предполагает активную позицию всех участников проекта: педагогов, учащихся, представителей общественности, социальных партнеров, включает процессы саморазвития, механизмы взаимовлияния и взаимодействия.

6. Скоординированность – включает взаимосвязь и четкое разграничение функций, которые выполняют в проекте педагоги дополнительного образования, администрация образовательных организаций общего и дополнительного образования, представители общественных организаций, сами учащиеся.

7. Оригинальность – проект учитывает особенности развивающей среды "Центра внешкольной работы" Приволжского района, использует возможности национально-регионального компонента РТ и г. Казани.

8. Свобода творчества – точность и обязательность цели и задач проекта сочетается со свободой выбора средств и путей их реализации, с живым творчеством всех его участников.

9. Способность к развитию – в самом проекте должна быть заложена его динамичность, возможность его усовершенствования в соответствии с меняющимися реалиями жизни, в соответствии с развитием педагогической науки и других отраслей знания.

Практическая составляющая проекта реализуется через разработанные центром тематические социальные интерактивные программы. Успешно реализуются несколько программ: «В Единстве – сила», «Проспект Победы», «Сокровища Казани», «Казанский Квест», «Я, ты, он, она – вместе целая страна». В ходе программ учащиеся проходят познавательно-творческие маршруты: викторины по истории России, мастер-класс по изучению танцев народов России, мастер-класс по изготовлению национальной куклы, мастер-класс по разучиванию народных песен, мастер-класс по играм разных народов России и Татарстана. Обязательным для каждой программы является посещение музейной экспозиции учреждения «Поволжье в веках» (музей национальной куклы). Особого внимания заслуживает интерактивная интеллектуально-социальная программа «Мы едины – мы непобедимы», целью которой является формирование у учащихся социальной, учебно-познавательной, коммуникативной компетентностей через развитие интереса к культурно-историческим ценностям России. В основе программы лежат следующие этапы:

- «Исторический турнир» - интеллектуальная викторина по истории России;

- «Этно-хоровод» - мастер-класс по разучиванию танцев народов России с ознакомлением участников программы с историей возникновения каждого танцевального элемента. Содержательная часть мастер-класса опирается на народное творчество – первооснову танца как искусства. При изучении народных танцев учитывается национальное своеобразие танцевальной культуры. Например, к русским народным танцам относятся: задорные огромные хороводы, пляски и народные массовые гуляния, что были неотъемлемой частью ежегодных традиционных праздников, увеселительных программ и символических ярмарок. В первую очередь, русские народные танцы – это смех и юмор, активные движения и прыжки, задорные пляски и, конечно же, красивые колоритные национальные костюмы. Можно сказать, что этот танец – характеристика русского человека: широкая душа и необузданное желание дарить веселье себе и окружающему миру! Отмечается, что этот танец требует энергичности, мужественности и резких движений от сильного пола, и мудрой величавости и плавности в каждом шаге от женского.

Татарские танцы – это та неотъемлемая часть наследия, перед которой ни один человек не удержится и не станет смотреть сидя со стороны. Одни названия этих танцев чего стоят: "Шома бас", "Апипа", "Татарский лирический танец" (сольный), "Лирический танец с платками", "Татарский молодежный танец", "Сабантуй", "Джигиты". В этих танцах девушки подчеркивали свою нежность, показывали грацию. Парни вовсю демонстрировали мужество, быстроту и силу. Отмечается, что старинные татарские танцы не были массовыми. Им была присуща прямая зависимость между деревенскими танцами и временами года. Одни зимние вечерние посиделки назывались «аулакэи», другие – «кич утыру». На них девушки рукодельничали, распевали песни, а когда приходили парни, затевались игры и танцы. Обычно праздник завершается всеобщим танцем – хораном, который предстает как танец единства народа в достижении всеобщей цели.

Такое подробное описание-ознакомление участников с каждым элементом танца мотивирует их как на быстрое запоминание хореографических элементов, так и на дальнейшее изучение народного танцевального искусства.

- «Ремесленная мастерская» - мастер-класс по изготовлению национальной (народной) куклы. Народную тряпичную куклу, или как ее еще называют, «узелковая кукла», считают древним оберегом. Появление куклы связывают с началом выращивания льна, тем самым можно сказать, что народной тряпичной кукле около 5000 лет. Традиции изготовления тряпичных кукол на территории, где проживали славянские народы, существовали вплоть до начала 20 века. Затем, в связи с появлением резиновых, пластмассовых и заводных игрушек, они были потеряны. Для изготовления кукол используются различные материалы: солома, ветки, шишки, веревки, ткань. Куклы, в свою очередь, делятся на игровые, обрядовые и обереги.

- «Народные напевы» – мастер-класс по разучиванию народных песен. Созданию заинтересованности участников программы к народным песням способствует игровая форма организационной части мастер-класса – музыкальная викторина, в ходе которой, ребята угадывают народные песни через прослушивание мелодий. Основная часть построена на тематическом разборе и разучивании фрагментов песен разных народов.

Практика реализации данных программ показала их востребованность среди учащихся и педагогов образовательных организаций района. Разработанная ЦВР методика, основанная на интегрированных образовательных технологиях, решает современные задачи воспитания, формирования социальных компетенций и гражданских установок у детей и подростков через привлечение их к социокультурному опыту сохранения и возрождения фольклорного наследия Отечества.

Используемая литература:

1. Богомолова М.И. Межнациональное воспитание детей: учеб. пособие / М.И. Богомолова, Л.М. Захарова. - М.: ФЛИНТА: Наука, 2011. - 176 с.

2. Зайцева С.М. Народная подвижная игра как ценное педагогическое средство физической подготовки учащихся / С.М.Зайцева // Педагогическое мастерство: материалы III междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2013 г.). - М.: Буки-Веди, 2013. - С.77-79.

3.Маханева М.Д.Приобщение детей к истокам русской народной культуры: программа О.Л. Князевой. – М.: Детство-Пресс, 2002 г.

4. Шангина И.И. Русский народ. Будни и праздники. – М.: Искусство, 2004 г. Научно методический журнал «Методист» №2, 2005 г.

5. Юдина Н.А. Энциклопедия русских обычаев. – М., 2004 г.

6. http://tatarlar.info/o-tatarah1/tatarskie-igry/


Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2021

Казанский образовательный портал. Управление образования ИКМО г. Казани

Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-61687

выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций

Яндекс.Метрика