Трудовое воспитание подростка в классном коллективе

Поляков Владимир Николаевич,
учитель технологии МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №98 (татарско-русская)»
Вахитовского района г.Казани
Оганезова Карине Хачатуровна,
учитель технологии
МАОУ «Гимназия №19» Вахитовского района г.Казани


На протяжении многолетней педагогической практики мы пережили множество этапов упразднения и возрождения вновь трудовых мастерских. Вспоминается такая динамика событий в истории педагогики России: период c 1934 по1937гг. - установка на политехнические знания, когда ручной труд носил ремесленный характер. В 1937 г. труд в школах был отменен, а мастерские закрыты. В послевоенные годы ставка делалась на возрождение политехнических знаний их углубление, изобилие теоретическими основами, трудовое воспитание в коллективе учащихся и пр. Такое положение длилось до 1985г. В 1985 г. меняется система государственной власти, меняется социально-экономическая обстановка, ориентиры общества – это трудные годы для России, российских школ, общества учителей в целом. И сейчас, несмотря на преподавание учебного предмета «Технология» в школе, понимаем, что экономическая ситуация улучшается в математической прогрессии, а потребность образовательных программ и тенденций общества в геометрической. С одной стороны, чрезвычайно приятно, что предмет «Технология» значим в учебной программе, но с другой понимаем, что реализация трудового воспитания возможна при выполнении ряда условий. Безусловно, трудовое воспитание – это синтез гражданского и нравственного воспитания, что следует из определения: «Трудовое воспитание» - это целенаправленный систематический процесс, формирующий роль труда в жизни общества, развивающий трудовые умения и навыки, воспитывающий трудолюбие, уважение к людям труда». Современному школьнику необходимо не только получить определенный багаж знаний и воспитательных добродетелей, но и сформировать целостный характер личности: деловитость, нравственно-волевые черты, развитие экономического мышления и др. Трудовое воспитание - это процесс организации и стимулирования трудовой деятельности учащихся. А кто как не классный руководитель и коллектив школы – класс, может это реализовать? Еще в 1934 г. были введены в школе должности классных руководителей, существующие и по сей день. Были утверждены их должностные инструкции. А с 1920 года трудовое воспитание подростка в коллективе имело ключевое значение для формирования гражданина. Трудолюбие и способность к труду, по мнению А.С.Макаренко, не даны человеку от природы, а воспитываются в нем. Труд развивает умение планировать работу, время, бережно относиться к орудиям труда, добиваться высокого качества работы. Но в использовании труда как средства воспитания нельзя допускать узкой специализации, так как «труд без идущего рядом образования, без идущего рядом гражданского, общественного воспитания не приносит воспитательной пользы». В.А.Сухомлинский говорил, что труд является не только жизненной необходимостью, но и сферой духовного развития ребенка, средством его социализации, самовыражения и самоутверждения. Значительно возросло применение психологических основ трудового воспитания. Классному руководителю необходимо вооружиться в своей работе знаниями о возрастных особенностях школьников, о закономерностях формирования личности в разные школьные периоды. Содержательную основу трудового воспитания школьников составляют виды труда: учебный (умственный) и физический. Смену этих видов трудовой активности обеспечивает отдых, так как умственный труд является наиболее сложным и тяжелым. В свою очередь трудовое воспитание представлено общественно полезным и производственным трудом. В процесс внеклассной работы внедряется просвещение, знакомство с современным производством, профессиями и людьми труда. Общественно-полезный труд (включает уборку класса, школьной территории, бытовой труд дома) формирует нравственные качества: коллективизм, взаимопомощь, уважение к людям, к результатам их труда. Производственный труд предполагает создание материальных ценностей. Он способствует объединению учащихся по творческим способностям, интересам, которые позволяют установить смысл экономики и хозяйства. Безусловно, формирование трудового воспитания начинается в начальной школе, но для учителя и классного руководителя среднего звена более близки следующие формы и виды работы; Формы трудового воспитания: -бригадные (можно реализовывать на уровне одного класса или между параллелями) -командные (можно реализовывать на уровне одного класса или между параллелями) -групповые (можно реализовывать на уровне одного класса или между параллелями) Виды трудового воспитания, выходящие за рамки учебной деятельности: -акции профориентационной деятельности -трудовые соревнования -экскурсии на предприятия - конкурсы (особенно стендовой защитой) -кулинарные марафоны -уборка пришкольной территории -проекты Подобная деятельность позволяет организовать трудовой процесс внутри классного коллектива, правильно распределить рабочее время, прививает навыки работы в коллективе, взаимопомощи, поддержки, реализует творческие идеи, через трудовые навыки. Солидарность ученика и класса выражается в умении работать в группе, способности к коллективному творчеству, взаимопомощи. Все вышеперечисленное невозможно осуществить не только без опытного классного руководителя-наставника, но и без хорошо оснащенной трудовой мастерской, где можно работать в тандеме учитель-ученик, формируя личностные, коммуникативные и метапредментные навыки по формированию трудовой сферы учащихся. Это дает возможность объединить классный коллектив общей идеей, сделать его единым целым, скрепленным общей деятельностью. Классный руководитель здесь приобретает роль старшего товарища, мастера, направляющего свой класс. План классных мероприятий для учащихся 8 класса по осуществлению трудового воспитания: Трудовое воспитание коллектива позволяет перейти от понятия «толпа», которая требует опеки классного руководителя и жесткого авторитарного управления, к появлению отдельных лидеров, составляющих актив, на который можно опереться строя демократические отношения в коллективе и далее к стадии, где коллектив уже объединен общей целью, переходящей к самоуправлению.

Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2021

Казанский образовательный портал. Управление образования ИКМО г. Казани

Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-61687

выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций

Яндекс.Метрика