Воспитательные ресурсы учреждения дополнительного образования в работе по профилактике зависимостей

Политова Валерия Вячеславовна
кандидат педагогических наук, методист
Абдуллина Эльза Альбертовна
заведующий отделом
МБУДО «Центр детского творчества»
Вахитовского района г.Казани


Учреждения дополнительного образования (УДО) являются одним из звеньев в цепи заинтересованных организаций по проведению первичной профилактической работы, направленной на формирование у школьников способности сохранять и укреплять своё здоровье.

Наибольший эффект в попытках добиться того, чтобы полученные знания прочно вошли в повседневную жизнь, достигается при многообразии подходов к ведению профилактической работы. Наш ЦДТ курирует антинаркотическую профилактическую работу образовательных учреждений района: проводит семинары для кураторов этого направления, мероприятия с учащимися, руководит антинаркотическим проектом «СМС дети». Среди наиболее значимых мероприятий районный смотр школьных кабинетов первичной профилактики употребления психоактивных веществ, районный этап городской акции «Количество свечек зависит от тебя» в рамках Всемирного дня борьбы со СПИДом, акции «Поделись улыбкой», «Здоровая мама-здоровый ребенок», районные этапы конкурсов социальных проектов по здоровому образу жизни «Планета Молодых», газет «Без права на ошибку», мониторинг антинаркотической программы для родителей «Путь к успеху».

Система работы нашего УДО по позитивной профилактике злоупотребления психоактивными веществами в детско-подростковой среде носит системный комплексный характер; концептуально обоснована; направлена на снижение влияния факторов риска наркотизации и усиление защитных факторов; строится на дифференцированном подходе с опорой на возрастные особенности детей, групповые и индивидуальные формы работы.

В рамках районного комплексного проекта «Здоровое поколение» педагогический коллектив ЦДТ разрабатывает и реализует образовательные программы, ориентированные на формирование ценностного отношения к своему здоровью, обучение основам здорового образа жизни и освоению общечеловеческих ценностей. Среди объединений, реализующих такие программы: «Карате», «Футбол», «Баскетбол», «Шахматы», «Аэробика», студия спортивного бального танца «Нюанс», клуб «Здоровый образ жизни», хореографический коллектив «Надежда», ритм-балет «Мистерия» и другие.

Одним из приоритетных направлений в области профилактики зависимостей в деятельности нашего Центра является разработка и внедрение инновационных педагогических технологий.

Среди индивидуальных, групповых и массовых форм работы с младшими школьниками особое место занимают активно-игровые программы (АИП), разработанные педагогами Центра детского творчества. Всегда востребованная и ставшая традиционной, эта форма работы с детьми разного возраста, способствует адаптации подрастающего поколения, предоставляет дополнительные возможности для развития их духовного, физического, интеллектуального потенциала, решает проблему занятости школьников во внеурочное время. При разработке АИП учитываются и определяются необходимые параметры: цель и задачи, время и место проведения, возраст и категория участников, игровые модели программ, формы и содержание, методическое, кадровое, материально-техническое обеспечение программ, ожидаемые результаты. АИП носят информационно-познавательный, спортивно-оздоровительный характер, расширяют кругозор и диапазон интересов, приближены к потребностям школьников и представляют собой путешествие, бродилку, эстафету и другие внешне привлекательные формы работы с опорой на молодёжную субкультуру, мультимедийные технические средства и фото, видео, аудио материалы. Эти программы привлекательны внешне, неформальны в проведении и общении с детьми, нестандартны по содержанию, современны по тематике. Успешности проведения АИП способствует использование личностно-ориентированных методов, различных игровых моделей, позволяющих трансформировать, дополнять программы, используя системный подход как педагогический метод.

За последние два года участниками АИП организованных ЦДТ стали более 1000 школьников Вахитовского и других районов нашего города.

Тематический спектр программ очень широк, значительное место в нем отведено здоровье сберегающему направлению.

2017-2018 учебный год

«Путешествие по спортивной галактике» для 1-2 классов (охват 260 учащихся)

«ЗОЖигай» для 4-5 классов (охват 120 учащихся)

2018-2019 учебный год

«Будь здоров!» для 3-4 классов (охват 240 учащихся)

«Если хочешь быть здоров - танцуй!» для 5-6 классов (охват 280 учащихся)

Ежегодно на базе Центра в дни каникул проходит АИП для городских школьных лагерей, разработана и внедряется программа «Каникулы на Булаке». Большой популярностью пользуются новогодние активно- игровые программы: «12 мгновений зимы», «Детективное агентство «Зимний след», «Новый год вокруг света». В активно - игровой форме проходит в ЦДТ программа для воспитанников и их родителей «Мама, папа, я - спортивная семья», марафон учащихся спортивных объединений «Сила воли».

АИП — это и интенсивная своевременная обратная информация (о чем красноречиво свидетельствуют многочисленные отзывы детей, педагогов, родителей), помогающая целенаправленно реализовывать поставленные цели и задачи.

Анализ ведущих мотивов участия ребят в АИП показал: 1) удовлетворение желаний и интересов (74%); 2) взаимоотношения с товарищами(60%); 3) активная работа, дающая возможность проявить себя (51%); 4) проверка знаний и умений (46%); 5) желание с интересом провести свободное время (36%).

«В школьном возрасте – писал Л.С.Выготский - игра не умирает, а проникает в отношение к действительности, поэтому АИП — это ассоциативные связи со всеми значительными событиями в мире, стране, городе, школе, в жизни самого ребенка. Такие программы как «Цвет безопасности», «Дорожный эрудит», «Переполох в шахматном королевстве», «Знатоки дорожного движения» учитывают «сквозной» характер содержания используемого материала от традиционных сложившихся ценностей до сегодняшних, рожденных временем. Акцент содержательной доминанты, образовательный эффект используемого материала АИП направлен прежде всего на полную самореализацию школьника, через гуманистическую педагогику отношений, через высокую степень вариативности содержания АИП, через создание особой атмосферы понимания мыслей, чувств, настроения школьника, его желаний и интересов.

Активно-игровые программы являются действенным методическим пособием в работе по профилактике зависимостей и представляет широкий спектр возможностей для всех категорий педагогических работников, так как вместе с детьми в реализации программ участвуют и классные руководители, и заместители директоров школ по воспитательной работе, и педагоги-организаторы, и родители, и психологи. Содержание и формы проведения программ предоставляют возможность их использования в работе школ, учреждений образования, лагерей с учетом творческого корректирования, в соответствии с педагогическими, материальными и другими возможностями своего учреждения, контингентом участников.

Игровые модели программ являются интерактивной формой деятельности, позволяющей формировать у детей и подростков культуру здоровья, потребность быть здоровыми, владеть способами физического самосовершенствования, эмоциональной саморегуляции, самоподдержки и самоконтроля. А технология АИП, адаптированная к мотивационно-потребностной среде современного школьника, может быть задействована и востребована в практической профилактике зависимостей в воспитательно-образовательном пространстве.


Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2021

Казанский образовательный портал. Управление образования ИКМО г. Казани

Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-61687

выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций

Яндекс.Метрика