«Семьеведение» как одно из профилактических направлений работы МБОУ «Гимназия №40» Приволжского района г. Казани

Одинцова Светлана Владимировна,
педагог-психолог МБОУ «Гимназия №40»
Приволжского района г.Казани


Одним из важнейших положений федерального образовательного стандарта является ориентация содержания образования на формирование семейных ценностей, составляющих культурное, духовное и нравственное богатство российского народа. Демографическая ситуация и девальвация семейных ценностей в российском обществе свидетельствуют о том, что современная школа должна как можно больше внимания уделять подготовке учащихся к семейной жизни. В современной социально – образовательной ситуации именно семья обеспечивает психическую и эмоциональную защищенность детей и взрослых. Проявление чувства любви, семейного счастья становится все более индивидуализированным, личностным, связанным с самореализацией, с нравственно-духовными ценностями семейной жизни.

Формирование семейных духовно-нравственных ценностей у подрастающего поколения является основой формирования у них готовности к семейной жизни и ответственному родительству (материнству и отцовству), их интеграции в современное инновационное общество. Всё вместе это способствует решению многих социальных проблем - распада семьи, преодоления демографического кризиса, социального сиротства, профилактике асоциального поведения детей и молодежи.

В Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России «духовно нравственное развитие определяется как педагогически организованный процесс усвоения и принятия обучающимися базовых национальных ценностей» [1, с.8]

Одной из базовых национальных ценностей, заявленных в Концепции является семья - любовь и верность, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода. [1,с.19].

Таким образом, ориентация на семейные ценности является важной частью духовно-нравственного развития и воспитания личности учащихся.

Задача образовательной организации – актуализировать чувство сопричастности ребенка с семьёй, родом, родственниками; дать возможность осознать правила, регулирующие взаимоотношения в семье; инициировать осознание детьми семейных ценностей, традиций, обычаев.

В 2013 году гимназия начала работать по программе «Семьеведение». Организатор и руководитель проекта профессор УВО «Университет управления ТИСБИ», доктор социологических наук, руководитель общественной организации Татарстанское региональное отделение Национального общественного комитета «Российская семья» Карцева Л.В.

Педагогический коллектив гимназии ведёт ежемесячные воспитательные мероприятия с учащимися 1-11 классов по теме «Моя семья». Программа «Семьеведение» реализуется в рамках внеурочной деятельности и является составной частью всей воспитательной работы гимназии. Педагоги гимназии формируют у учащихся идеал счастливой и устойчивой, моногамной, стабильной семьи с несколькими детьми и ненавязчиво проводят профилактику асоциального поведения.

С 2019 года гимназия является региональной стажировочной площадкой по программе «Семьеведение». В апреле 2019 года на базе гимназии был проведен республиканский семинар: «Интеграция программы «Семьеведение» в образовательное пространство школы: взгляд педагога и ученика».

Классные часы по программе «Семьеведение» начинаются с первого класса и проходят 1 раз в месяц. Занятия по формированию семейных ценностей проводятся классными руководителями и педагогом-психологом в соответствии с календарно - тематическим планированием. Авторы программы: профессор, доктор соц. наук Карцева Л.В.; профессор, доктор мед. наук Садыкова Т.И., доцент, кандидат юрид. наук Низамиева О.Н., доцент, кандидат соц. наук Богачева Н.В.

Работа по данной программе на всех этапах школьного обучения неслучайна. Такой подход позволяет последовательно, в системе, в логике постепенного усложнения с учетом возрастных особенностей младших школьников, подростков, юношей и девушек осуществить целенаправленное формирование основ социологии и педагогики семейных отношений.

Азы будущей семейной жизни закладываются еще в начальной школе, где малыши узнают, как выстраивать отношения, учатся беречь друг друга и уважать интересы каждого члена семьи. Подросткам, например, классные часы по «Семьеведению» помогают изучить историю своей семьи, проникнуться ценностями семьи, переосмыслить обязанности свои и членов семьи, осознать свое место в семье, проанализировать чувства и эмоции, которые подросток вызывает своими поступками у других членов семьи, сравнить и найти сходства и различия между семьей и школьным классом. На заключительном этапе, в старших классах, классные часы по «Семьеведению» можно назвать самой настоящей подготовкой к семейной жизни. Старшеклассники анализируют роль мужчины и женщины в браке, изучают права и обязанности родителей и создают проект своей будущей благополучной семьи.

Кратко расскажу о некоторых занятиях по формированию семейных ценностей. В соответствии с календарным планированием по семьеведению у первоклассников первый классный час по формированию семейных ценностей называется «Дом, в котором я живу». Ученики с удовольствием рассуждают о том, что такое «дом», формулируют вывод о том, что дом это не только место, где они живут, но и то место, где их ждут и любят. С живым интересом ученики слушают объяснение учителя по теме, объясняют, как они поняли смысл пословиц о доме, рассказывают о том, кто живет и их доме, какие порядки в нем. Тема братьев и сестер актуальна в любом возрасте, а в начальной школе особенно. Именно в этом возрасте у многих учащихся появляются братишки и сестренки. Если в семье дети будут любить и понимать друг друга, то эти отношения они сохранят и во взрослой жизни. Какие отношения должны быть между братьями и сёстрами в семье? Это один из вопросов, который обсуждают первоклассники на занятии по теме «Сестра, брат в семье».

Каникулы у бабушки - любимое время у многих школьников. Поэтому на классном часе по этой теме равнодушных не бывает. Главный вывод, который четвероклассники делают в конце занятия, заключается в том, что не только бабушка с дедушкой стараются порадовать своих внуков, но и внуки в свою очередь должны их радовать вниманием, посильной помощью по хозяйству, другими доступными им способами.

Семья и школьный класс – чем они похожи и не похожи? Шестиклассники анализируют сходства и различия семьи и класса и приходят к выводу о том, что сходство заключается в том, что семья и школьный класс – это как маленькие государства со своими законами, традициями, населением. Добиться мира, согласия, правильно организовать жизнь населения – задача непростая. И успешное ее решение зависит от каждого члена этих маленьких государств, даже если ему 10 – 11 лет.

Тема классного часа «Если в семье есть инвалид» заставляет шестиклассников задуматься о том, каково живется человеку с ограниченными возможностями. Прежде чем обсуждать вопрос о том, какие обязанности накладываются на других членов семьи, если в ней живет ребенок с ограниченными возможностями, ученики в ролевой игре получили возможность почувствовать, что испытывает такой человек. Например, если человек слепой, или если у него ограничена функциональность ноги или руки, или он не может двигаться вообще, сидит в коляске. По серьезным лицам шестиклассников было видно, что они призадумались.

Тема бюджета актуальна в любом возрасте ребёнка. На классном часе по этой теме всегда хорошо видно тех, кто знает, на что в семье тратят деньги в первую очередь, сколько стоят те или иные продукты. В одном из 7 классов на классном часе на тему «Я иду в магазин» среди одноклассников выделялась девочка, которая лучше сверстников осведомлена о необходимых расходах семьи, знает, сколько стоят продукты. Девочка воспитывается без мамы, и она уже убедилась в том, что навык грамотного планирования расходов очень важен.

Восьмиклассники на одном из классных часов ищут ответ на вопрос «Почему супруги разводятся?» Ученики обсуждают мотивы вступления в брак и мотивы развода, рассуждают о том, из чего состоит семейный очаг и почему уходит любовь, думают о том, что помогает сохранить взаимоотношения в семье и что их убивает. В заключение занятия ученики составляют рекомендации для создания благополучной семьи. Это занятие бывает особенно актуальным для детей из неполных семей.

Во время классного часа на тему «Роли мужчины и женщины в браке» ученики 10 класса ищут ответы на вопросы о том, кто в брачной паре должен играть ведущую роль по доходам, кто сможет выполнять роль эмоционального лидера, кто должен вести домашнее хозяйство. Работая в парах, ученики обсуждают, какие обязанности должны быть у мужа, какие у жены. Красной нитью через весь классный час проходит мысль о том, что брак – это, прежде всего ответственность, что прежде чем требовать выполнения обязанностей с супруга или супруги, необходимо сначала посмотреть на себя, проанализировать, что ты сам делаешь для благополучия семьи.

Одиннадцатиклассники завершают цикл классных часов по программе «Семьеведение» занятием на тему: «Семья, которая будет у меня». Ученики рассуждают о том, какие качества у человека должны быть обязательно для создания семьи, о чем надо обязательно спросить у предполагаемого брачного партнера, о чем надо договориться, прежде чем идти в загс. Выпускники задумываются, в каком возрасте будет создана их семья. Многие одиннадцатиклассники говорят о том, что не будут торопиться создавать семью и заводить детей, что сначала получат образование, построят карьеру и только потом подумают про семью. «Семью нужно обеспечивать, детям дать хорошее образование, которое сегодня весьма недешево» - мотивировали свое решение одиннадцатиклассники.

Классные часы по программе «Семьеведение» являются важным этапом личностного развития школьников. Знания и навыки, приобретаемые в ходе освоения теоретических и практических основ данного курса, позволяют значительно расширить и углубить систему знаний школьников о психологической природе и истоках многих проблем и трудностей, которые неизбежно возникают в жизни. Это способствует выработке адекватных форм реагирования на сложные ситуации в семейной и личной жизни индивида.

Формирование семейных ценностей у подрастающего поколения является основой формирования у них готовности к семейной жизни и ответственному родительству (материнству и отцовству), их интеграции в современное инновационное общество. Всё вместе это способствует решению многих социальных проблем – распада семьи, преодоления демографического кризиса, социального сиротства, и является профилактикой асоциального поведения детей и молодежи.

Список литературы:

1. Данилюк А.Я.. Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного воспитания личности гражданина России. – М.: Просвещение, 2009. – 26 с.


Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2021

Казанский образовательный портал. Управление образования ИКМО г. Казани

Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-61687

выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций

Яндекс.Метрика