Использование исследовательского и проектного методов в работе классного руководителя

Оганезова Карине Хачатуровна, учитель технологии МАОУ «Гимназия №19» Вахитовского района г.Казани


В каждодневной работе классного руководителя, несмотря на то, что возраст учащихся меняется из года в год, мы сталкиваемся с рутинными мероприятиями, которые сохраняют свою константу и ввергают классного руководителя и класс в деятельность, приобретающую однообразный обыденный характер. Для меня практикующего классного руководителя сохраняются неизменными такие действие как создание плана воспитательной работы, анализ деятельности и мероприятий, проводимых с детьми, работа с родителями и педагогическим коллективом.

Имея педагогический стаж работы более 20 лет, очень хочется внести так, сказать свежесть инноваций, «получить второе дыхание», «гореть как пламя новыми идеями», «творить вечное и доброе». Кто-то может не согласиться с таким устоявшемся подходом в работе классного руководителя и напомнить мне, что классы, с которыми мы работаем как «классные мамы» носят свой характер и в них есть не только личности, но и яркие индивидуальности. Тогда я обращаюсь ко всем тем, кто не согласен с моей проблемой, вопрошая ответить на один вопрос: «Чего нового появилось за эти 20 с небольшим лет моей педагогической карьеры?»…, уверена, что большинство моих соратников – учителей предметников и по совместительству классных руководителей придут к такой фразе, что НОВОЕ это хорошо забытое СТАРОЕ.

Поэтому сегодня, я предлагаю покопаться в закоулках своей памяти, освежить свои мысли новыми тенденциями, смиксовать существующие, на сегодняшний день методы, подходы и средства учебно-воспитательного процессе, дабы сохранить оптимистические идеи своего ближайшего будущего, с возможностью проработать еще 20 лет на благо Отечества, не просто плывя по реке образования, остановившись на достигнутом, а идя в ногу со временем, а если повезет, то с возможностью его опережения.

Не желаю, чтобы моя работа была пресной, несмотря на возраст, не хочу застаиваться в повседневной обыденности, а хочу показать и свой класс и себя. А так как являюсь учителем технологии и «опытным пользователем» классной жизни еще лучше было бы совместить и предмет своего профиля, и классное руководство. Уже слышу массу предложений и посылов меня на профессиональные конкурсы мастерства, но не будем забывать, что учитель-классный руководитель должен, прежде всего, думать о своих учениках, это в них должны отразиться передовые идеи общества, это из них необходимо сформировать социум, это их нужно научить, развить в них способности, сформировать навыки, им – детям необходимо помочь и ввести своих подопечных в эту непростую жизнь. (Учитель живет вечно в своих учениках!)

Просматривая мероприятия за учебный год сталкиваешься с тенденцией, что учителю предметнику действительно есть, где развернуться – это методические и исследовательские конкурсы, НПК, создание проектов и пр., в которых он может принять участие самостоятельно или, подготовив учеников, но обращаясь к вышеизложенному хотелось бы совместить и возможность участия учащихся, и свое личное наставничество в деятельности учителя-предметника и классного руководителя.

Сейчас чрезвычайно широко используется метод проектной деятельности и исследовательской, вот на этом предлагаю сфокусироваться. Метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике. Он возник еще в начале нынешнего столетия в США. Его называли также методом проблем и связывался он с идеями гуманистического направления в философии и образовании, разработанными американским философом и педагогом Дж.Дьюи, а также его учеником В.Х.Килпатриком. Покопавшись в определениях и интерпретациях, что же называется проектом прихожу к выводу, что «Проект – это с одной стороны совокупность документов (расчетов, чертежей и др.) для создания какого-либо сооружения или изделия. С другой – это предварительный текст какого-либо документа, ну и третье – это замысел, план.

Проектная деятельность предполагает следующее:

• анализ проблемы;

• формулировка темы;

• постановка цели;

• определение задач;

• выбор средств достижения цели;

• анализ ресурсного обеспечения проекта (баланс задач и условий);

• поиск и обработка информации, ее анализ и синтез;

• оценка полученных результатов и выводов.

• презентация и обсуждение результатов

Исследовательская (научная) деятельность предполагает:

• получение значимых новых знаний о закономерностях, структуре, механизмах, теориях и истории определенного профильного направления

• методике, содержании, принципах, методах, организационных формах деятельности научного направления

• определение, выявление новых соотношений, взаимосвязей

• Проверка и подтверждение определенных фактов и теоретических положений. Проверка данных - непременное условие достоверности результатов исследования

Весомое отличие проектной деятельности от исследовательской в том, что ориентация здесь идет на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Требованием к проектной деятельности выступает – наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы/задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения (например, в работе с классом – это создание серии репортажей о семьях учащихся, различных профессиях, традициях семьи, значимых семейных датах; исследования технологий приготовления теста, ставит перед собой изучение историю происхождения блюд; исследование технологии и специфики различных швов, предполагает использование их при изготовлении одежды, вышивки, идеи подарков; изучение влияние мелкой моторики на развитие младшего школьника невозможно без изготовления креативного изделия)

Таким образом, проектная деятельность в классном коллективе направлена не только на формирование научного познания, но и на самовыражение учащихся по созданию газеты, альманаха, брошюры, коллажа, панно, картин, открыток, изделий и др.

Структура проектов:

1. Выбор темы проекта, его типа, количества участников.

2. Учителю необходимо продумать возможные варианты проблем, которые важно исследовать в рамках намеченной тематики. Сами же проблемы выдвигаются учащимися с подачи учителя (наводящие вопросы, ситуации, способствующие определению проблем, видеоряд с той же целью, т.д.). Здесь уместна “мозговая атака” с последующим коллективным обсуждением.

3. Распределение задач по группам, обсуждение возможных методов исследования, поиска информации, творческих решений.

4. Самостоятельная работа участников проекта по своим индивидуальным или групповым исследовательским, творческим задачам.

5. Промежуточные обсуждения полученных данных в группах

6. Защита проектов, оппонирование.

7. Коллективное обсуждение, экспертиза, результаты внешней оценки, выводы.

Типы проектов:

• Исследовательские

• Информационные

• Творческие

• Игровые

• Практические

• Образовательные

Реализация метода проектов и исследовательского метода на практике ведет к изменению позиции учителя. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной, исследовательской деятельности своих учеников. Изменяется и психологический климат в классе, так как учителю приходится переориентировать свою учебно-воспитательную работу и работу учащихся на разнообразные виды самостоятельной деятельности учащихся, на приоритет деятельности исследовательского, поискового, творческого характера. Совмещение исследовательской и проектной деятельности в работе классного руководителя является принципиально новой возможностью для творческого роста классного коллектива, основанного на исторических классических знаниях передового учителя-новатора.


Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2021

Казанский образовательный портал. Управление образования ИКМО г. Казани

Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-61687

выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций

Яндекс.Метрика