Особенности обучения технике выполнения штрафного броска у учащихся 11-12 летнего возраста

Никитин Александр Сергеевич,
заведующий физкультурно-спортивным отделом,
педагог дополнительного образования высшей
квалификационной категории
МБУДО ЦДТ «Олимп» Приволжского района г.Казани


Современный баскетбол переживает бурное развитие и характеризуется высоким уровнем физической и технической подготовленности баскетболистов. Ключевым во время игры является количество точных и результативных попаданий в кольцо противника. В баскетболе существует несколько разновидностей бросков мяча в корзину, каждая из которых отличается своей техникой выполнения. Особое значение в самых упорных баскетбольных матчах принимает качество выполнения игроками штрафных бросков. Поэтому, важным является правильное выполнение данного элемента игры и, соответственно, эффективное обучение основам техники штрафного броска.

В соответствии со школьной программой по физической культуре баскетбол изучается детьми с первого класса. Обучение штрафному броску начинается с пятого класса. В связи с этим актуальным является изучение особенностей обучения технике штрафного броска у детей данного возраста, когда формируются основы его техники.

Объектом исследования явился учебный процесс учащихся 11-12 летнего возраста на занятиях по баскетболу в рамках объединения «Баскетбол-Kids» МБУДО ЦДТ «Олимп» Приволжского района г. Казани.

Цель исследования: изучение особенностей обучения технике выполнения штрафного броска у учащихся 10-11 летнего возраста.

Задачи исследования:

1. Выявить динамику результатов при выполнении штрафных бросков учащимися 11-12 летнего возраста.

2. Провести сравнительный анализ между результатами выполнения штрафных бросков, показанными учащимися контрольной и экспериментальной групп.

Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования: педагогическое наблюдение; тестирование; метод математической статистики; педагогический эксперимент.

Тестирование проводилось при бросках в кольцо со штрафной линии. Броски производились сериями, по десять попыток и учитывалось среднее количество попаданий в группах. Цифровой материал записывался в протоколы и подвергался статистической обработке, при этом достоверность различий между полученными данными определялась при помощи расчёта t-критерия Стьюдента.

Исследования проводились в течение 2019-2020 учебного года на базе спортивного зала средней общеобразовательной школы №48 Приволжского района г. Казани, в которых принимали участие мальчики, учащиеся 5-6-ых классов. В период с сентября по ноябрь 2019 года все испытуемые занимались по общему плану, в соответствии со школьной программой. В ноябре 2019 года проведено первое тестирование, по результатам которого были составлены контрольная и экспериментальная группы. Учащиеся, продолжающие заниматься по общей программе, составили контрольную группу; учащиеся, подверженные экспериментальной методике обучения технике штрафного броска, реализуемой в соответствии с дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программой «Баскетбол-Kids» - экспериментальную группу. Состав каждой группы – по 12 человек. Для оценки эффективности педагогических воздействий в соответствии с предложенной нами методикой обучения штрафному броску в феврале 2020 года было проведено повторное тестирование.

В экспериментальной группе использовалась разработанная нами методика обучения технике штрафного броска, состоящая из следующих элементов:

1. Объяснение и показ техники выполнения штрафного броска.

2. Штрафные броски в парах сериями по 2-3 броска. Проводится как соревнование: побеждает та пара, которая быстрее наберет 15-20-30 попаданий.

3. Штрафные броски в парах до второй неудачной попытки. Побеждает тот, кто сделает больше попаданий из двух попыток.

4. Штрафные броски в парах. После каждых трех бросков игроки делают рывок на противоположную сторону площадки и совершают новую серию бросков. Выигрывает тот, у кого окажется больше попаданий за три минуты.

5. Серии штрафных бросков в начале и в конце урока. Выполняются индивидуально, как соревнование на количество попаданий подряд.

6. Соревнование в парах. Первый партнер бросает штрафные до первой неудачной попытки. Второй должен повторить или превзойти его результат. Упражнение продолжается до трех побед одного из партнеров.

7. Игрок выполняет 1-1,5-минутную серию прыжков, после чего сразу же бросает 10-15 штрафных подряд. Подсчитывается наибольшее количество попаданий среди игроков.

8. В пятерках выполняется по одному штрафному броску поочередно. Побеждает та пятерка, которая быстрее забьет 15 штрафных.

9. Во время игры делается пауза на 2-3 мин, в течение которой игроки в парах выполняют серии штрафных бросков (по три попытки). Побеждает пара, которая сделает большее количество попаданий за этот отрезок времени.

10. В перерыве между таймами обе пятерки бросают штрафные броски в свои кольца сериями по три попытки. Сумма забитых каждой пятеркой штрафных прибавляется к очкам, набранным в первой тайме.

11. Тренировка штрафных бросков двумя мячами. Выполняется в тройках. Один игрок выполняет бросок, двое других передают ему мяч. Бросающий получает мяч в руки, как только освобождается от предыдущего. Подсчитывается количество попаданий в сериях из 20 бросков.

12. Штрафные броски в парах сериями по десять попыток. При нечетных бросках мяч должен попасть в кольцо, не касаясь щита; при четных - после удара мяча о щит.

По итогам проведенного нами исследования в контрольной и экспериментальной группах учащихся были получены следующие результаты: до эксперимента среднее количество попаданий (из десяти бросков) у учащихся контрольной группы составило 3,25±0,39, а у экспериментальной - 3,1±0,23, что говорит о том, что начальный уровень овладения техникой штрафного броска в обеих группах оказался примерно равным. К концу эксперимента среднее количество забитых штрафных учащимися контрольной группы увеличилось на 0,45 попадания по сравнению с исходными данными и составило 3,7±0,16. Внедрение экспериментальной методики обучения технике штрафного броска способствовало увеличению среднего количества удачных попыток у учащихся на 2,15 попадания и оказалось равным 5,25±0,26.

Таким образом, можно утверждать о том, что предложенная нами экспериментальная методика обучения технике выполнения штрафного броска способствует увеличению количества попаданий с линии штрафного броска у учащихся 5-х классов.


Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2021

Казанский образовательный портал. Управление образования ИКМО г. Казани

Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-61687

выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций

Яндекс.Метрика