Музыкально-эстетическое воспитание в системе современного дополнительного образования

Мустафина Венера Загитовна,
заместитель директора по УВР,
преподаватель фортепиано
МБУДО «Детская школа искусств»
Приволжского района г. Казани


Во все времена как отечественные, так и зарубежные педагоги уделяли эстетическому воспитанию школьников значительное внимание. Именно эстетическое воспитание и образование позволяет формировать целостную структуру личности, дает широкий спектр возможностей каждому человеку реализовать свои потребности в повседневной жизни.

В основе организации системы эстетического воспитания лежит ряд принципов. Всеобщность эстетического воспитания и художественного образования обусловлена тем, что взрослые и дети постоянно взаимодействуют с эстетическими явлениями в духовной жизни, повседневном труде, общении с искусством и природой, в быту и межличностном общении. Везде и всегда сопровождает их красота и безобразное, трагическое и комическое. Из этого следует, что не может быть всесторонне, гармонично развитого человека без эстетической грамоты, идеалов, эстетического развития и художественной образованности, без умения в работе доводить качество продукции до эстетического совершенства. Поэтому всеобщность и обязательность эстетического воспитания и развития буквально всех детей являются важнейшим условием формирования социально активной личности в детском возрасте, ее подготовки к духовной жизни и труду.

Одним из эффективных средств эстетического воспитания является музыкально – эстетическое образование и воспитание. Это обьясняется тем, что органическая взаимосвязь эстетического и общего становления личности ребенка обусловливает необходимость принципа единства музыкального и общего психического развития детей. Музыкально-эстетическая деятельность школьников обеспечивает интенсивное развитие их воображения, эмоциональной сферы, образной и логической памяти, речи, мышления. В процессе занятий искусством учащиеся приводят в движение все умственные силы и применяют образующиеся и крепнущие способности в учебной, трудовой, игровой и любой другой деятельности. В свою очередь способности, приобретаемые учащимися в общественно полезной, умственной, физической работе, далее широко используются в различных областях повседневной жизни.

Действенность музыкально-эстетического воспитания прямо зависит от соблюдения принципа художественно-творческой деятельности и самодеятельности детей. Раскрыть в полной мере возможности музыкально-эстетического образования и воспитания позволяет система дополнительного образования детей (ДМШ, ДШИ и ДМХШ). Хоровое пение, народные танцы, коллективное музицирование (в составе малых ансамблей или школьных оркестров), игра на инструментах, сочинение песен, стихов, рассказов, очерков, рецензий знакомит детей с произведениями искусства, шлифует исполнительские навыки, все это становится содержанием духовной жизни, средством художественного развития, индивидуального и коллективного творчества, самовыражения детей. Этого можно достигнуть только, когда художественная самодеятельность является не репродуктивной, не подражающей образцам, а тесно связанной с активным художественным творчеством на народной основе и классических образцах. В результате такой продуктивной творческой деятельности возникает чувство удовлетворения и непосредственно само эстетическое чувство. Иными словами можно сказать что, эстетическое чувство, которое возникает при восприятии или исполнении музыки, есть признак формирования музыкально-эстетического вкуса. Развитый музыкальный вкус – это способность наслаждаться ценной в художественном отношении музыкой. О развитии музыкального вкуса говорит и то, какую музыку и как глубоко воспринимает человек.

При формировании подлинно музыкально-эстетического вкуса огромное внимание уделяется слушанию, восприятию музыки. Начинать становление процесса музыкального восприятия у учащихся следует с чувственного аспекта, с пробуждения эмоций, формирования эмоциональной отзывчивости как части музыкально-эстетической культуры. Учащиеся должны постепенно знакомиться с различными жанрами, стилями, изобразительностью и выразительностью музыки, изучать творчество композиторов, накапливать знания о видах исполнительства и стилях, жанрах музыки. Учитель дает необходимые музыкально-эстетические представления, систематически пополняя круг уже имеющихся знаний, преследуя цель воспитания эстетически развитого слушателя музыки, обладающего в известной степени сформированным музыкально-эстетическим вкусом.

Формирование музыкально-эстетических вкусов учащихся – это процесс сложный и требующий от преподавателя ДМШ и ДШИ объективности и широты собственных музыкальных взглядов, уровня знаний, тонкости музыкальных пристрастий и музыкального вкуса. Целостность процесса музыкально-эстетического воспитания зависит от выбранных методов и приемов, которые использует в своей педагогической деятельности преподаватель дополнительного образования. Раскроем некоторые из них. Основные методы музыкально-эстетического воспитания можно объединить в следующие группы:

1. Методы и приемы формирования элементов эстетического восприятия, оценок, вкусов, чувств, интересов и т.д., например, слушание музыкального произведения, рассматривание картины или иллюстрации, беседы о сюжете и стиле и т.д.

2. При использовании этой группы методов педагог должен помнить, что эстетическое восприятие возможно лишь при особом настрое на восприятие эстетического, особом ожидании эмоционального воздействия, направленности внимания на эстетические качества объекта, опоре на эмоции и чувства с побуждением к сопереживанию. С этой целью применяются различные сочетания словесных и наглядных методов и приемов в зависимости от того, с каким эстетическим явлением знакомят детей. Это могут быть целенаправленные наблюдения за явлениями окружающего мира с опорой на зрительные, слуховые, осязательные восприятия, с прослушиванием музыкальных произведений, использованием художественного слова различных репродукций изображений.

3. Методы, направленные на приобщение детей к эстетической и художественной деятельности, на развитие их умений и навыков художественно воспроизводить окружающее, осваивать элементарные средства художественной выразительности в зависимости от вида искусства: музыки, пения, танца, рисования, лепки, аппликации, художественного слова. Это могут быть сочетания различных наглядных, практических и словесных методов и приемов.

4. Группа методов и приемов направленная на развитие эстетических и художественных способностей, творческих умений и навыков детей. Эти методы предусматривают необходимость создания поисковых, «проблемных» ситуаций, дифференцированного подхода к каждому ребенку с учетом его индивидуальных способностей. Конкретные приемы будут несколько различаться в зависимости от того, связываются ли они только с восприятием или воспроизведением, исполнительством или творчеством.

В первом случае методы и приемы побуждают детей к самостоятельному высказыванию по поводу содержания, характера, выразительных средств конкретного произведения искусства, к оценке качества своего исполнения и исполнения сверстников, к различным сравнениям и сопоставлениям. Во втором случае дети выполняют задание в более сложных условиях. Например, им не показывают способ изображения предмета, а предлагают догадаться, подумать, найти самим этот способ, да еще спланировать все этапы действия и рассказать о них.

Таким образом, ребенок учится креативно думать, искать, пробовать, находить нестандартные решения. Творческие усилия детей направляются на поиски в художественной деятельности новых средств, вариантов, комбинаций. Методы, которые используются на занятиях, при этом носят характер управления деятельностью детей.

Посредством занятий музыкальной направленности, хореографических занятий и изобразительного искусства, дающих детям возможность самовыражения, попыткам создать нечто красивое своими руками, развить ощущение, видение и умение воплощать красоту в своей деятельности, дополнительное образование способно создавать более благоприятные условия для реализации всех задач и целей музыкально-эстетического воспитания.


Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2021

Казанский образовательный портал. Управление образования ИКМО г. Казани

Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-61687

выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций

Яндекс.Метрика