Формирование экологического воспитание школьников в МБОУ «Школа №100- Центр образования» Приволжского района г.Казани

Корнеева Наталья Ивановна,
заместитель директора по воспитательной работе
МБОУ «СОШ №100-Центр образования» Приволжского района


Современное общество поставило перед собой задачу – воспитать поколение, которое интересуется проблемами экологии, имеет достаточно знаний, а самое главное, ощущает свою ответственность перед окружающим миром, ощущает себя его частью. Экологическое образование в школе приобрело высокую актуальность. Да, экология – не математика. Она не изучается, как отдельный предмет. Но в процессе обучения ученики встречаются с экологическим воспитанием каждый день, на многих предметах, в учебной, внеурочной и во внеклассной деятельности школы.

Как осуществляется экологическое воспитание? Даже если в программе нет предмета «экология», экологическое воспитание плотно и умело интегрировано в базовые школьные предметы. В начальной школе мы встречаем его в окружающем мире, в литературном чтении (много детских писателей уделяли этой проблеме весомую часть своего творчества), а также, в какой-то доле на уроках ИЗО, музыки и физкультуры. В средних и старших классах изучение экологии всплывает также на уроках, приобретая уже более реалистичные (а также менее оптимистичные) черты. Уроки химии, физики, географии, биологии, технологии, а также уроки литературы – они просто наполнены экологическим смыслом, в той или иной мере доступным для ребенка. Помимо стандартных уроков существуют еще воспитательные часы. Работа по экологическому воспитанию в классе проводится в соответствии с планированием и с требованием ФГОС.

В рамках внеурочной и внеклассной деятельности основное внимание педагоги уделяют воспитанию любви к Родине. В непринужденной обстановке дети более готовы к восприятию экологической культуры и патриотизма и открыты этому. Экскурсии, ролевые и дидактические игры, экологические акции, конкурсы и опыты, а также выставки, смотры, собрания с родителями и совместные проекты детей и родителей – это и есть внеклассная деятельность, которая помогает воспитать в детях экологическое воспитание.

Дети приходят в школу совсем еще наивными и чистыми созданиями. Они гораздо более чувствительны ко всему, включая проблемы экологии. Младшие школьники не имеют достаточного представления о том, как поступки и поведение людей действуют на природу разрушающе, но элементарные понятия они уже усвоили в дошкольном учреждении. Дети тонко чувствуют и сопереживают беседами о страдающем зверьке, птичкам, которым не хватает еды зимой, рыбкам, которым трудно дышать в загрязнённых водоемах. Они еще добры, им не все равно. Поэтому так важно не упустить этот момент, чтобы дать взрослеющим малышам верные понятия и ориентиры, научить, как правильно ухаживать за братьями нашими меньшими, воспитать трудолюбие, заботу об окружающей среде. Экологическое воспитание в начальных классах имеет свою особенность – процесс воспитания должен стать более комплексным. У детей меняется ведущий вид деятельности (с игровой на учебную), наглядно-образное мышление сменяется абстрактным, развивается потребность к трудовой деятельности, но соответствующих знаний и умений им все еще не хватает. Поэтому формы и методы воспитания строятся на играх, экспериментах, наблюдениях, опытах в сопровождении бесед.

В нашей школе организованы экологические отряды («Юные экологи» - 2А класс, «Юные лесники»- 3А класс), они созданы с той целью, чтобы научить ребенка добывать знания самостоятельно, те знания, которые нужны ему для нравственного ориентирования, для отношений с окружающей средой. Руководители отрядов, согласно плану, с ребятами организуют мероприятия, конкурсы, выставки, чтобы сформировать у них экологическое, патриотическое, нравственное воспитание.

Отношение старших школьников к природе имеет свои специфические особенности. Если младшим школьникам свойственно эмоциональное отношение, то отношение подростков становится более прагматичным. Они начинают осознавать материальную ценность природных ресурсов. Учащиеся средних классов начинают воспринимать природу, как объект охраны, начинают осознавать степень своей ответственности перед природой. Подростки уже отлично осознают цель, мотивы охраны окружающей среды.

С 2016 года в нашей школе активно работает экологический класс «Юннаты» под руководством своего классного руководителя. В 2016 году, когда они еще были пятиклассниками и учились ценить то богатство, которое дает нам природа. Сейчас эти ребята уже учатся в 9 классе. В течение этих лет ребята стали организаторами Экологических Акций и субботников, стараются привлечь к своей деятельности родительскую общественность, жителей микрорайона. Наша школа расположена вблизи лесного массива и озера «Песчанка», реки Волги. Для учащихся нашей школы огромное счастье видеть и наслаждаться таким прекрасным богатством нашей Родины. Лес дарит нашим детям возможность приобщиться к миру птиц, животных и растений. Озеро имеет уникальную ценность: разнообразие рыб и водоплавающих птиц, уникальных растений.

Экологическое воспитание с учащимися осуществляется также через проектную деятельность. С 2015 года в школе организована Школьная научно-практическая конференция «Зеленая лампа».

В процессе такой работы, коллективы классов разбиваются на малые группы, где каждый ее член зависит от других и учится работать в команде. Проекты бывают разными, порой охватывающие глобальные проблемы. И нас радует, что подрастающее поколение задумывается о своем будущем. Ко всему, что изучают, учащиеся подходят с уже сформированными ориентирами. Поэтому для формирования у них ответственного отношения к природе необходимо:

1. Развивать интерес к вопросам экологии и современным экологическим проблемам;

2. Формировать социально ценные мотивы отношения личности к природе;

3. Раскрывать универсальную ценность природы;

4. Привлекать учащихся к исследованию родного края и охране природы родного края;

5. Формировать нравственно-экологические знания, соответствующие интеллектуальные и практические умения;

6. Побуждать учащихся к оцениванию фактов взаимодействия человека и общества с природой;

7. Привлекать учащихся к контролю социальных результатов природоохранной деятельности и их оценке.

Чтобы экологическое воспитание школьников стало полным, в работу включаются кружки (в школе работает кружок «Игровая экология» от ЦДТ «Олимп»). Чтобы выработать у подрастающих граждан свой экологический стиль мышления, экологическую культуру педагогическая работа должна проводиться планомерно и комплексно.

В заключение хотелось бы сказать словами президента Российской Федерации В.В.Путина: «…Вопрос воспитания детей всегда актуален, ибо без этого невозможна преемственность поколений, передача базовых знаний и духовно-нравственных норм, сохранение религиозных, культурных традиций и окружающей среды. В конечном итоге будущее человеческой цивилизации напрямую зависит от того, кого и как мы воспитаем сегодня…»


Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2021

Казанский образовательный портал. Управление образования ИКМО г. Казани

Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-61687

выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций

Яндекс.Метрика