Правовое воспитание и его формы в современной школе

Зарубежнова Евгения Михайловна,
заместитель директора
по воспитательной работе
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 98 (татарско-русская)»
Вахитовского района г.Казани


Мы живем в мире прав и обязанностей, ежедневно сталкиваемся с ситуациями, где нам необходимы хотя бы элементарные правовые знания. Для взрослых это обычные вещи. В целом современные дети знакомы с правовыми понятиями, очень часто именно от них мы слышим распространенную фразу «не имеете права». Но действительно ли они осознают, какими могут быть последствия того или иного поступка. Смогут ли понять, когда их права реально будут нарушаться. Необходимость правового воспитания не вызывает сомнения. Вопрос только в том, кто должен этому учить: жизнь, семья или школа.

Основная цель воспитания – подготовить ребенка к самостоятельной жизни в обществе, то есть к тому, чтобы он был доволен своей жизнью, самостоятельно себя обеспечивал и не приносил проблем окружающим людям. Для этого ему могут потребоваться не только различные знания, но и умение взаимодействовать с окружающими. И это иногда важнее, чем полученные в школе знания. Если человек не разбирается в физике или геометрии, он может стать достойным членом общества, но тот, кто не уважает правила и нормы поведения, - уже нет.

Право — это регулятор общественных отношений, это установленные законом нормы и правила, на которых основано взаимодействие между людьми в большинстве областей. Правовые акты регулируют семейные, имущественные, трудовые отношения. И если человек пренебрегает ими, то он не может и свою жизнь привести в порядок, и не даст это сделать окружающими. Кроме того, такую личность сложно назвать патриотом своей страны. Поэтому в современной школе нужно не только гражданско-патриотическое, но и гражданско-правовое воспитание. И оставлять этот важнейший вопрос на усмотрение семьи не стоит.

Воспитание – это целенаправленное воздействие на сознание ребенка, с целью формирования его личности, включая характер, поведение, а также подготовки ее к активной деятельности в общественной жизни.

Соответственно правовое воспитание направлено на формирование у человека понимания того, насколько важны соблюдение законов. Результатом правового воспитания становятся знания о функционировании правовой системы, о содержании действующих законов, а также о правах и обязанностях, которые есть у ребенка.

Важно отметить, что сегодня правовым воспитание детей чаще всего занимаются родители. Однако в этом, на наш взгляд, минусов больше, чем плюсов. Часто некоторые из них сами с трудом разбираются в законах и судят о праве, опираясь на свои жизненный опыт.

В итоге правовое сознание ребенка формируется на основании собственных наблюдений за жизнью семьи, разговоров взрослых, информации, полученной в общении со сверстниками или из СМИ. Результаты этого процесса печальны: среди подростков немало тех, кто не уважает законы или не видит ничего страшного в их нарушении.

Основные формы правового воспитания в современной школе часто заключаются в знакомстве с правовыми нормами и способами их реализации в курсе «Обществознания» или на тематических уроках и лекциях. Однако данные формы не работают в отношении младших школьников, поскольку не для кого не секрет, что любую информацию они лучше усваивают в игровой форме. Не всегда данные формы работы интересны для подростков, потому что главный минус бесед и лекций — их оторванность от повседневной жизни ребенка.

Несмотря на важную роль правового воспитания в школе единой системы этого процесса пока нет. В любом учебном заведении, без сомнения, есть учителя, которые проводят викторины, организуют деловые игры, но это происходит бессистемно и непоследовательно.

В воспитательной работе школы мы стараемся использовать живые и яркие формы занятий по правовому воспитанию. Так, для младших школьников проводятся сюжетно-ролевые игры, в которых разыгрываются ситуации, связанные с правилами поведения в обществе. Сюжетом для такой игры могут стать эпизоды из известных произведений или мультфильмов. Часто учителя начальных классов в нашей школе используют для игр сюжет известного всем мультсериала «Маша и медведь».

В связи с тем, что младшие школьники любят сказки, можно использовать и такую форму, как инсценировка сказки. Для этого нужно подобрать произведение, в котором нарушаются права героев, разыграть его вместе с детьми, попутно решая вопросы, как герою выйти из сложной ситуации. Для этого подойдут такие известные сказки, как «Красная шапочка», «Сказка о царе Гвидоне» А.С. Пушкина.

Интересно также разобрать с детьми на занятии поведение персонажей сказок, мультфильмов и литературных произведений с точки зрения соблюдения ими норма и правил и объяснить, что именно герои нарушили. Для этого, например, можно взять эпизоды из мультфильмов («Ну, погоди», «Приключение кота Леопольда» и т. д.). А также можно совместно с детьми поискать примеры в произведениях, которые изучаются на уроках.

Довольно часто в подростковом возрасте учащиеся начинают отрицательно относиться к любым нормам, включая правовые. Они воспринимают любые правила как посягательство на свободу. Зачастую подростки активно проявляют правовой нигилизм, не доверяют тому, что говорят взрослые. Поэтому на данном этапе правовое воспитание особенно важно. Но при выборе его форм следует учитывать возрастные особенности. В данный период интересными для подростков могут быть так называемые «интерактивные семинары», на которых учащиеся под руководством педагога разбирают реальные жизненные ситуации, дают правовую оценку действиям участников. Подобная форма работы требует значительной подготовки от педагога, поэтому лучше заранее с классом обсудить темы, которые будут интересны всем.

Также актуальной может стать такая формы работы, как правовой ликбез. Это небольшие тематические лекции или беседы, в процессе которых подростки больше узнают о своих правах и способах их защиты. Довольно часто ученики с удивлением обнаруживают пробелы в своих знаниях, а иногда полной неожиданностью для них становится тот факт, что у них намного больше законных прав, чем они думали.

Также в этом возрасте учащимся бывает интересно общение с профессиональными юристами. Многие организации сегодня с большим удовольствием готовы сотрудничать с учебными заведениями в целях пропаганды правовых знаний. Так, уже несколько лет наша школа тесно взаимодействует с обществом защиты прав потребителей при Госалкогольинспекции РТ. Проводятся совместные мероприятия, юристы, общаясь с ребятами, делятся историями из практики. Ученики с большим удовольствием участвуют в олимпиаде по защите прав потребителей, становясь победителями и призерами.

Не менее активное участие в деле правового просвещения и воспитания подрастающего поколения принимают члены Татарстанского регионального отделения общероссийской общественной организации «Ассоциация юристов Россий», которые с большим удовольствием встречаются со школьниками, простыми словами рассказывая о сложных правовых проблемах.

Таким образом, в системе современного образования правовое воспитание решает важные задачи. Каким будет уровень правовой культуры у будущих граждан, зависит от педагога, который должен сегодня дать ученику инструмент, который поможет научиться защищать свои права, предостережет от совершения непоправимых ошибок, научит уважать чужие права и критично относиться к предложениям, влекущим нарушение закона.


Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2021

Казанский образовательный портал. Управление образования ИКМО г. Казани

Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-61687

выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций

Яндекс.Метрика