Агитбригадный жанр как средство воспитания социально-активной личности

Евстафьева Ольга Викторовна,
учитель биологии и химии
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №98 (русско-татарская)»
Вахитовского района г.Казани


В своей повседневной работе с классом мы - классные руководители используем различные средства воздействия, применяем определенные формы, внедряем весь арсенал педагогического мастерства. Но неизбежно сталкиваемся с проблемой, что к концу 10-11класса наши ученики, которые раньше были ранимы, чутки и добры, вдруг стали спокойнее относиться ко многим вещам, меньше рассуждать, а больше наблюдать, отмалчиваться. Мне приходится констатировать, что к моим эмоциональным порывам и наглядным примерам, которыми я стараюсь простимулировать детей старшего школьного возраста, они относятся ровнее и спокойнее. Хочется удивить и всколыхнуть эмоции учащихся, но одного красноречивого слова мало. И дело не в том, что ты теряешь свой авторитет, просто «твои дети» постепенно набираются опыта, их души крепнут, а сердца закаляются, одним словом наступает период взросления…Хорошо это или плохо, сейчас рассуждать не берусь, но понимаю, что в период с 5 по 11 класс эмоциональный подъем учащихся «лечиться» и мне не хотелось бы думать, что проходит полностью.

По моему мнению, есть универсальное средство, которое позволяет «встрепенуть душу» - дать почувствовать эмоции, сопереживать, а главное не быть равнодушным. Средство, которое работает для всех возрастов школьников, национальностей, вероисповеданий и пр. Это средство - агитбригадный жанр. Думаю, вы согласитесь со мной, что когда на множество рецепторов воздействуют большим числом раздражителей, то и картина мира становится сочнее. Не буду углубляться в биологию, а представлю данное средство глазами классного руководителя.

В современном обществе актуально говорить о его проблемах, высмеивать его отрицательные стороны и показывать положительные моменты. Создание агитбригады из учащихся класса, в которой отражается пропаганда социально значимых идей, является мобильным, эффективным, доступным способом донести до людей духовно-нравственные позиции. Тем более если агитбригада школьников сформирована в одном классе и затрагивает души таких же школьников как они. Подобное влияние становится более доступным, значимым и запоминающимся, оно начинает тревожить и умы, и сердца. Образуется плотная взаимосвязь, основанная на преемственности между старшими школьниками, средним и младшим звеном. Для малышей, сказанное «старшими товарищами», но по сути такими же, как они школьниками, приобретает весомое значение, становясь примером для подражания, возникает желание соответствовать.

Поскольку умы и чувства школьников сформированы не до конца, и при всех условиях дети остаются детьми, необходимо плечо классного руководителя, который:

1. Определит волнующую тематику агитбригады, ее актуальность, ее социальную значимость (осуществить подобное можно по дате, по происходящим событиям, социальным потребностям общества. Это выбор классного руководителя, в зависимости от социального заказа)

2. Выявит/Знает способности детей класса по реализации сценария агитбригады (большей частью это творческие способности)

3. Вызовет у всех участников агитбригады взрыв эмоций, основанный на чувствах общности переживаний и убеждений (классный руководитель, основываясь на своем авторитете и моральных качествах общества, сам пропагандирует идеи этого общества)

4. Реализует агитбригаду, отражающую мобильное взаимодействие классного руководителя с классом (классный коллектив вместе с классным руководителем работает как единый организм)

Почему именно такая форма работы актуальна для меня? Во – первых, в агитбригаду можно включить практически весь классный коллектив, тогда как для подготовки классного часа, как правило, учитель просит некоторых учащихся подобрать интересную информацию по проблеме, или составить видеоряд, а при этом другие дети являются пассивными слушателями. Второе – распределение ответственности, что позволяет отвечать учащемуся именно за свою проделанную часть работы и выполнить ее качественно, являясь частью целостного механизма. В-третьих – общение. Мне кажется, что именно «живого общения» не хватает нашим детям. Да, они общаются с одноклассниками, но только на уроках-переменах, а в основном в сети Интернет, через телефон и др. Они «разучиваются» слушать чужие эмоции, реагировать на смену настроения собеседника. Выражение чувств заменяют графические картинки, рискуя оставить школьников без второй сигнальной системы - речи, сведя до минимума язык общения.

Участие в агитбригаде обеспечивает каждому (учителю, ученикам, зрителям) следующее:

? определяет и укрепляет духовно-нравственные позиции

? стимулирует учителя и его учеников в проявлении своей точки зрения в обществе

? формирует умение отстаивать свою позицию цивилизованным способом

• заставляет учителя идти в ногу со временем вместе со своими учениками, соответствуя потребностям современного общества, становясь достойными патриотами своей страны.

Внедрение агитбригадного жанра в систему классного руководства поможет классному руководителю выявить нравственно-духовные пробелы у учащихся и устранить их путем корректировки и индивидуальной работы. Участие школьников в агитбригадах позволит стимулировать познавательную и творческую активность детей и классного руководителя. Тесное сотрудничество между учащимися и классным руководителем повысит авторитет учителя за счет проявления лидерских качеств и умения вести за собой. Агитбригадное движение разовьет навыки общения и дискуссии между всеми участниками образовательного процесса за счет второй сигнальной системы человека - речи, которая по большому счету отличает нас от животных.


Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2021

Казанский образовательный портал. Управление образования ИКМО г. Казани

Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-61687

выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций

Яндекс.Метрика