Детское движение в Приволжском районе

Гатина Наиля Гайсовна,
методист МБУ ДО «Центр внешкольной работы»
Приволжского района г.Казани,
куратор детского общественного движения
в Приволжском районе


В последнее десятилетие в стране возникла принципиально новая ситуация в детском общественном движении. Принятие ряда документов, нацеленных на создание правовой базы для деятельности детских общественных объединений на государственном уровне, в значительной мере способствовало становлению нового общественного статуса детских общественных объединений, расширению их мест базирования, предоставлению каждому ребёнку право выбора объединения. То есть детское движение на государственном уровне получило признание факта своего существования и роли в воспитании подрастающего поколения, а также получило государственную поддержку в своём развитии.

Как известно, деятельность детских общественных объединений – это целенаправленный процесс совместной деятельности взрослых и детей, через который молодежь сообщает о своих потребностях, первоочередных задачах перед обществом в аспекте совершенствования педагогического взаимодействия, функционирующем на основе добровольности, равноправия, самоуправления, законности, гласности. М.С.Солкин выделяет четыре плоскости в деятельности детских общественных объединений: детская (главная основа этой деятельности - детское мировосприятие); социально-педагогическая (в степени реализации позиции общества по отношению к детям); общественная (в степени решения общественных проблем); организационная (наличие структуры, корпоративной культуры, обеспечивающих воспроизводимость, устойчивость этой социальной организации)[1,c.48].

В условиях системы дополнительного образования происходит взаимопроникновение всех указанных плоскостей, что дает реальную возможность проявления природной активности, заложенной в каждом ребенке, предусматривающей возможность выбора деятельности во множестве формальных и неформальных детских объединений.

Солидаризируясь с мнением А.Г.Кирпичника [2, c.172], мы признаем существование трех основных подходов к его объяснению, где первый подход находит свое выражение в идеях и практике «внеформального воспитания», подобного всемирному скаутскому движению. Второй подход находит свое воплощение в деятельности почти всех известных сегодня детских объединений, и суть его состоит в обращении к государству как главной силе, способной обеспечить организацию детского движения. Взрослые, по заказу государства и при его поддержке, занимаются объединением детей для их воспитания.

В нашем районе детское движение объединяет детей из образовательных учреждений в организации: ДОО “Содружество”, ООС “Лидер”, “Союз наследников Татарстана”, “Российское движение школьников”.

Для активизации деятельности детских организаций в районе создан координационный совет. В него входят командиры детских организаций, педагоги-организаторы образовательных учреждений района. На заседаниях совета обсуждаются вопросы: “Детское движение сегодня”, “Твори добро”, “Наши планы в действии”.

На первый взгляд, кажется, что дети ничего не могут делать самостоятельно, и лучше все детские проблемы решить самому педагогу. Чем больше детских проблем мы решаем за детей, тем больше порождаем пассивность и иждивенчество, тем меньше шансов пробудить у них активность. Важно, чтобы организация повышала социальную значимость их деятельности.

Процесс воспитания активности, подготовки лидеров управляем и должен строиться на основе сотрудничества, взаимного уважения взрослых и детей.

В районной школе актива “РИТМ” обучаются командиры и активисты детских организаций. Учеба проводится один раз в четверть. Задача школы актива - научить ребят организовывать свою работу, быть лидером. В школе актива “РИТМ” ребят привлекают разнообразные формы занятий и познавательное содержание учебы. К организации и проведению занятий привлекаются педагоги-организаторы образовательных учреждений, победители конкурса “Актив года”, “Лидер года”, “ШУС” (лицей №35, лицей №83, гимназия №40, СОШ №48, СОШ №17, гимназия №139).

В деятельности детских общественных организаций необходимо участие взрослого, который делает всё вместе с ребятами, выполняет роль старшего друга, который сможет понять, выслушать, оказать помощь и поддержку. Сегодня руководителями детских организаций являются педагоги-организаторы образовательных учреждений, профессиональные качества которых должны совершенствоваться в процессе образования. Для этого на базе Центра внешкольной работы проводятся обучающие семинары для педагогов-организаторов.

Хорошей школой повышения профессионального мастерства является проведение практических семинаров на базе образовательной организации, где работают опытные педагоги-организаторы: Кукушкина Д.Ф. (школа №17), Терентьева Е.А. (гимназия №6), Ахметзянова Д.З. (лицей №83), Ионенкова И.Г. (Гимназия №139), Краснова А.В. (школа № 48), Кузнецова Н.К.(гимназия №40).

Активисты детских организаций принимают активное участие в городских и республиканских конкурсах, мероприятиях.

Таким образом, детское движение представляет собой составную часть социального движения, предполагающего совместные действия детей и взрослых, объединившихся для накопления социального опыта, формирования ценностных ориентаций и самореализации. Составляющими детского движения являются детские общественные объединения и организации. Само участие в детской организации является своеобразной ступенью, подготавливающей детей и подростков к последующей более зрелой гражданской и общественной деятельности.

Список литературы

1.Солкин М. С. Деятельность детских общественных объединений как педагогическая проблема // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 2. – С. 48–53. – URL: http://e-koncept.ru/2017/570013.htm.

2.Кирпичник А.Г.Некоторые основания детоцентрического подхода к детскому общественному движению// Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова. 2013. - Том 19. - C.172-177.


Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2021

Казанский образовательный портал. Управление образования ИКМО г. Казани

Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-61687

выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций

Яндекс.Метрика