«Взаимодействие Центра детского творчества «Олимп» и образовательных учреждений – точки соприкосновения»

Андреева Татьяна Валентиновна,
заместитель директора по УВР МБУДО
«Центр детского творчества «Олимп»
Приволжского района г. Казани


Детство – страна удивительная. Какая чудесная пора для каждого че-ловека и остается только позавидовать и порадоваться за тех, кто сейчас в ней прибывает. В ней всё возможно, всё позволено. Здесь слабый и безза-щитный может стать сильным, смелым, всемогущим, а скучное и неинтерес-ное может показаться довольно веселым и забавным. В стране детства каж-дый может преодолеть все невзгоды и неприятности, сделать мир ярким, красочным и интересным. Для этого всего лишь нужно быть ребенком. Дет-ское воображение и творчество может делать настоящие чудеса.

Школа после уроков – это мир творчества, проявления и раскрытия каждым ребенком своих интересов, своих увлечений, своего «Я». Здесь ребе-нок делает свой выбор, свободно проявляет свою волю, раскрывается как личность. Важно заинтересовать ребенка занятиями после уроков, что даст возможность превратить внеурочную деятельность в полноценное простран-ство воспитания и образования.

Все образовательные учреждения в своей педагогической деятельно-сти реализуют одну и ту же цель – социальное и профессиональное само-определение школьника. Только средства реализации у ОУ и УДО будут различны. ОУ достигает эту цель посредством выполнения государственного образовательного стандарта и учебных программ. УДО – через создание условий для самообразования, самопознания, самосовершенствования и са-мореализации в интересной для личности деятельности.

Сегодня УДОД и ОУ – партнеры в образовательно-воспитательном пространстве с четко обозначенными специфическими задачами в воспитании детей. И в УДОД, и в ОУ, складываются, развиваются

воспитательные системы, отвечающие современным запросам общества, се-мьи, детей, конкретного социума.

Специфика основного и дополнительного образования.

Основное образование:

• ученик – «сосуд, который нужно наполнить»;

• принцип ученичества;

• ориентировано на социум;

• строгая обязательность образования;

• государственные требования.

Дополнительное образование:

• «Зажигает детей как факел»;

• творчество детей;

• ориентировано на личность;

• свобода на всех этапах обучения;

• мобильность образовательных программ.

Условия оптимальной готовности к продуктивному сотрудничеству: общеобразовательное учреждение:

• фактическое обоснование необходимости сотрудничества ОУ с конкрет-ным УДОД;

• определение до начала учебного года заказа в адрес УДОД в виде некото-рого перечня направлений и форм сотрудничества с ним;

• рассмотрение вопроса о возможности качественного обеспечения учебной деятельности детских объединений на базе образовательного учреждения (материально-технические условия, согласование расписания, определение учебных кабинетов и др.).

учреждение дополнительного образования:

• наличие программно-методического обеспечения для осуществления обра-зовательной деятельности детских творческих объединений;

• предоставление в ОУ информации о степени возможности сотрудничества с УДО;

• умение ПДО в самых разных формах к сотрудничеству с конкретным об-разовательным учреждением;

• мобильность дополнительных общеразвивающих программ.

Взаимодействие ЦДТ «Олимп» и образовательных учреждений пред-полагает организацию совместной деятельности самих детей и педагогов, в которой проявлялась бы их субъективная позиция.

Модель дополнительного образования:

? создание общего программно-методического пространства внеуроч-ной деятельности и дополнительного образования детей;

? осуществление перехода от управления образовательными учреждения-ми к управлению дополнительными общеобразовательными общеразвиваю-щими программами;

? использование возможностей УДО (кадровых, материально-технических и пр.)

Каковы варианты взаимодействия ОУ и ЦДТ «Олимп»?

1. Школьники посещают УДОД

(использование кадровых и материально-технических возможностей УДОД).

2. Педагоги из УДОД проводят свои занятия на базе школы

(использование базы ОУ и кадровых ресурсов УДОД).

3. Педагоги ОУ работают по совместительству ПДО в УДО

(использование кадровых ресурсов и материально-технических возможно-стей ОУ).

4. Совместная проектная деятельность школы и УДОД.

Формы взаимодействия:

? привлечение педагогов школ к работе УДО (руководителями детских объединений, консультантами, а также в качестве участников конференций, мастер-классов и т.д.);

? привлечение ПДО к работе в школе (в качестве руководителями детских объединений, руководителями дополнительных общеразвивающих про-грамм и т.д.);

? подготовка и проведение массовых мероприятий с детьми;

? совместное участие в праздновании знаменательных дат, событий;

? проведение летних походов, экспедиций,

? организация работы профильных смен в загородных лагерях;

? подготовка методических, дидактических пособий, программ;

? проведение совместных методических семинаров, методических объеди-нений, педсоветов;

? посещение открытых занятий, мероприятий.

Интеграция возможностей общего и дополнительного образования при организации внеурочной деятельности. Механизмы интеграции:

? разработка и осуществление совместных программ и проектов, отдель-ных дел и акций, направленных на решение воспитательных задач;

? кооперация ресурсов и обмен ресурсами (интеллектуальными, кадро-выми, информационными, финансовыми, материально-техническими и др.);

? предоставление услуг (консультативных, информационных, технических и др.);

? взаимообучение специалистов, обмен передовым опытом;

? совместная экспертиза качества внеурочной деятельности.

Таким образом, при взаимодействии УДОД и ОУ способны решать целый комплекс задач:

? интегрировать ресурсы дополнительного и общего образования;

? выровнять стартовые возможности развития личности ребенка;

? способствовать выбору его индивидуального образовательного пути;

? обеспечить каждому ученику «СИТУАЦИЮ УСПЕХА»;

? содействовать самореализации личности ребенка и педагога.

Необходимость сотрудничества ЦДТ «Олимп» и образовательных учреждений продиктована общими проблемами, задачами образовательных организаций по воспитанию, личностному развитию детей, созданию усло-вий для их самореализации, социальной адаптации в учебное и свободное время. Взаимодействие позволяет использовать многообразие системы до-полнительного образования детей для расширения познавательных, творче-ских способностей, стимулирования их самоопределения, саморазвития и са-мовоспитания, желание расширить зону общения.

Взаимодействие ЦДТ «Олимп» и образовательных учреждений поз-воляет использовать многообразие системы дополнительного образования детей для расширения познавательных, творческих способностей, желание расширить зону их общения.

Именно интеграция общего и дополнительного образования детей обес-печивает условия:

? эффективной реализации индивидуальных образовательных траекто-рий обучающихся;

? успешного жизненного и профессионального самоопределения;

? развития разносторонних способностей разных категорий детей;

? формирования ключевых компетенций учащихся.

Обучающийся в условиях интеграции общего и дополнительного обра-зования овладевает целым рядом универсальных учебных действий:

? способностью ориентироваться в различных предметных областях зна-ния;

? эффективно работать с большими потоками информации, создавать собственные базы данных;

? развивать основы критического, творческого, продуктивного мышле-ния;

? способностью к продуктивному творчеству и др.

Наш Центр дорожит уже установленными связями и планирует даль-нейшее расширение сети социальных партнеров.


Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2021

Казанский образовательный портал. Управление образования ИКМО г. Казани

Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-61687

выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций

Яндекс.Метрика