Андреева Татьяна Валентиновна,
заместитель директора по УВР МБУДО
«Центр детского творчества «Олимп»
Приволжского района г. Казани
Детство – страна удивительная. Какая чудесная пора для каждого че-ловека и остается только позавидовать и порадоваться за тех, кто сейчас в ней прибывает. В ней всё возможно, всё позволено. Здесь слабый и безза-щитный может стать сильным, смелым, всемогущим, а скучное и неинтерес-ное может показаться довольно веселым и забавным. В стране детства каж-дый может преодолеть все невзгоды и неприятности, сделать мир ярким, красочным и интересным. Для этого всего лишь нужно быть ребенком. Дет-ское воображение и творчество может делать настоящие чудеса.
Школа после уроков – это мир творчества, проявления и раскрытия каждым ребенком своих интересов, своих увлечений, своего «Я». Здесь ребе-нок делает свой выбор, свободно проявляет свою волю, раскрывается как личность. Важно заинтересовать ребенка занятиями после уроков, что даст возможность превратить внеурочную деятельность в полноценное простран-ство воспитания и образования.
Все образовательные учреждения в своей педагогической деятельно-сти реализуют одну и ту же цель – социальное и профессиональное само-определение школьника. Только средства реализации у ОУ и УДО будут различны. ОУ достигает эту цель посредством выполнения государственного образовательного стандарта и учебных программ. УДО – через создание условий для самообразования, самопознания, самосовершенствования и са-мореализации в интересной для личности деятельности.
Сегодня УДОД и ОУ – партнеры в образовательно-воспитательном пространстве с четко обозначенными специфическими задачами в воспитании детей. И в УДОД, и в ОУ, складываются, развиваются
воспитательные системы, отвечающие современным запросам общества, се-мьи, детей, конкретного социума.
Специфика основного и дополнительного образования.
Основное образование:
• ученик – «сосуд, который нужно наполнить»;
• принцип ученичества;
• ориентировано на социум;
• строгая обязательность образования;
• государственные требования.
Дополнительное образование:
• «Зажигает детей как факел»;
• творчество детей;
• ориентировано на личность;
• свобода на всех этапах обучения;
• мобильность образовательных программ.
Условия оптимальной готовности к продуктивному сотрудничеству: общеобразовательное учреждение:
• фактическое обоснование необходимости сотрудничества ОУ с конкрет-ным УДОД;
• определение до начала учебного года заказа в адрес УДОД в виде некото-рого перечня направлений и форм сотрудничества с ним;
• рассмотрение вопроса о возможности качественного обеспечения учебной деятельности детских объединений на базе образовательного учреждения (материально-технические условия, согласование расписания, определение учебных кабинетов и др.).
учреждение дополнительного образования:
• наличие программно-методического обеспечения для осуществления обра-зовательной деятельности детских творческих объединений;
• предоставление в ОУ информации о степени возможности сотрудничества с УДО;
• умение ПДО в самых разных формах к сотрудничеству с конкретным об-разовательным учреждением;
• мобильность дополнительных общеразвивающих программ.
Взаимодействие ЦДТ «Олимп» и образовательных учреждений пред-полагает организацию совместной деятельности самих детей и педагогов, в которой проявлялась бы их субъективная позиция.
Модель дополнительного образования:
? создание общего программно-методического пространства внеуроч-ной деятельности и дополнительного образования детей;
? осуществление перехода от управления образовательными учреждения-ми к управлению дополнительными общеобразовательными общеразвиваю-щими программами;
? использование возможностей УДО (кадровых, материально-технических и пр.)
Каковы варианты взаимодействия ОУ и ЦДТ «Олимп»?
1. Школьники посещают УДОД
(использование кадровых и материально-технических возможностей УДОД).
2. Педагоги из УДОД проводят свои занятия на базе школы
(использование базы ОУ и кадровых ресурсов УДОД).
3. Педагоги ОУ работают по совместительству ПДО в УДО
(использование кадровых ресурсов и материально-технических возможно-стей ОУ).
4. Совместная проектная деятельность школы и УДОД.
Формы взаимодействия:
? привлечение педагогов школ к работе УДО (руководителями детских объединений, консультантами, а также в качестве участников конференций, мастер-классов и т.д.);
? привлечение ПДО к работе в школе (в качестве руководителями детских объединений, руководителями дополнительных общеразвивающих про-грамм и т.д.);
? подготовка и проведение массовых мероприятий с детьми;
? совместное участие в праздновании знаменательных дат, событий;
? проведение летних походов, экспедиций,
? организация работы профильных смен в загородных лагерях;
? подготовка методических, дидактических пособий, программ;
? проведение совместных методических семинаров, методических объеди-нений, педсоветов;
? посещение открытых занятий, мероприятий.
Интеграция возможностей общего и дополнительного образования при организации внеурочной деятельности. Механизмы интеграции:
? разработка и осуществление совместных программ и проектов, отдель-ных дел и акций, направленных на решение воспитательных задач;
? кооперация ресурсов и обмен ресурсами (интеллектуальными, кадро-выми, информационными, финансовыми, материально-техническими и др.);
? предоставление услуг (консультативных, информационных, технических и др.);
? взаимообучение специалистов, обмен передовым опытом;
? совместная экспертиза качества внеурочной деятельности.
Таким образом, при взаимодействии УДОД и ОУ способны решать целый комплекс задач:
? интегрировать ресурсы дополнительного и общего образования;
? выровнять стартовые возможности развития личности ребенка;
? способствовать выбору его индивидуального образовательного пути;
? обеспечить каждому ученику «СИТУАЦИЮ УСПЕХА»;
? содействовать самореализации личности ребенка и педагога.
Необходимость сотрудничества ЦДТ «Олимп» и образовательных учреждений продиктована общими проблемами, задачами образовательных организаций по воспитанию, личностному развитию детей, созданию усло-вий для их самореализации, социальной адаптации в учебное и свободное время. Взаимодействие позволяет использовать многообразие системы до-полнительного образования детей для расширения познавательных, творче-ских способностей, стимулирования их самоопределения, саморазвития и са-мовоспитания, желание расширить зону общения.
Взаимодействие ЦДТ «Олимп» и образовательных учреждений поз-воляет использовать многообразие системы дополнительного образования детей для расширения познавательных, творческих способностей, желание расширить зону их общения.
Именно интеграция общего и дополнительного образования детей обес-печивает условия:
? эффективной реализации индивидуальных образовательных траекто-рий обучающихся;
? успешного жизненного и профессионального самоопределения;
? развития разносторонних способностей разных категорий детей;
? формирования ключевых компетенций учащихся.
Обучающийся в условиях интеграции общего и дополнительного обра-зования овладевает целым рядом универсальных учебных действий:
? способностью ориентироваться в различных предметных областях зна-ния;
? эффективно работать с большими потоками информации, создавать собственные базы данных;
? развивать основы критического, творческого, продуктивного мышле-ния;
? способностью к продуктивному творчеству и др.
Наш Центр дорожит уже установленными связями и планирует даль-нейшее расширение сети социальных партнеров.