Карпунина Любовь Николаевна,
методист Управления образования г.Казани
Гуманизация является стратегическим курсом модернизации современного образования, что ведет к обновление содержания всего образовательного процесса на основе признания самоценности человека, его права на свободное самоопределение, наиболее полную реализацию способностей и удовлетворение образовательных потребностей.
Одной из значимых ценностей человека является безопасность его существования, только при её обеспечении могут достигаться все другие ценности и человек может быть активен в постановке и достижении им целей.
В настоящее время большое внимание уделяется критериям здоровья и безопасности как в государственной политике, так и в системе образования, в связи с ухудшением здоровья детей и подростков, ростом социальной дезадаптации.
В рамках концепции национальной безопасности страны психологическая безопасность учителей, учащихся и их родителей может рассматриваться как защищенность их жизни, здоровья, прав и свобод, чести и достоинства. Психологическая безопасность образовательной среды – как прямое продолжение психологической безопасности всех участников образовательного процесса, а также как защита общественного порядка и спокойствия, духовных ценностей, прав и свобод учебных учреждений и их нормальной деятельности.
В Федеральном законе «Об образовании» образовательным учреждениям ставится задача создать соответствующей возрасту учащегося безопасной, оказывающей положительное влияние и развивающей среды обучения, которая поддерживает у ученика интерес к учебе и развитие учебных навыков, саморефлексии и критического мышления, знаний и волевых качеств, творческого самовыражения и формирования социальной и культурной идентичности.
В Федеральном государственном образовательном стандарте (в ред. от 18 мая 2015 года) утверждается и закономерно ставится вопрос о факторах и условиях, необходимых для создания успешной реализации безопасной образовательной среды. Среди условий реализации основной образовательной программы в рамках ФГОС определены психолого-педагогические условия, включающие вариативность направлений психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса, в том числе сохранение и укрепление психологического здоровья обучающихся, формирование ценности здоровья и безопасного образа жизни, дифференциация и индивидуализация обучения. Успешность учебно-воспитательного процесса и правильное развитие учащегося будет идти только в комфортной и безопасной образовательной среде.
Специфика образовательной среды образовательных учреждений определяется:
–типовыми и видовыми особенностями образовательного учреждения;
–системой организации и управления жизнедеятельностью ребенка;
–группами детей, учебных классов, временных детских коллективов;
-включенностью ребенка в другие коллективы, группы и группировки, уровнем защищенности ребенка в них;
–социальными контактами субъектов образовательного учреждения;
-информационной составляющей образовательной среды (правила внутреннего распорядка, устав и т.п.);
–фактическими, а не декларируемыми нормами отношения к людям, их мнениям и оценкам;
–предписаниями и правилами личной и общественной безопасности;
–средствами наглядности в школе (требования, приказы, советы, рекомендации, пожелания, т.е. персонально адресованное на субъекта образовательной среды воздействие);
–материальной и соматической составляющими среды (условия обучения, досуга и отдыха; здоровье и психическое состояние; психологический микроклимат).
В настоящее время актуализируются различного рода риски, такие как рост игровой активности и интернет-зависимостей; десоциализация, виктимность, явления насилия, агрессии, противоправных действий и антисоциального поведения молодежи; развитие негативных субкультур экстремистской и террористической направленности, вовлечение в потребление психотропных веществ; суицидальное поведение, раннее начало половой жизни, межнациональные конфликты; снижение толерантности в общении людей.
Развитию системы психологической помощи населению в Республике Татарстан уделяется большое внимание.
В системе Министерства образования и науки Республики Татарстан с 2016 года системно и целенаправленно осуществляет свою работу республиканский координационный научно-методический совет педагогов-психологов.
Психолого-педагогическая помощь в образовательных организациях нацелена на решение проблем психического развития подрастающего поколения, процесс формирования личности, взаимоотношений со сверстниками, взрослыми, окружающим миром.
На сегодня в общеобразовательных учреждениях города Казани работает около 400 педагогов-психологов. Организационно-методическое сопровождение деятельности психолого-педагогических школьных служб осуществляется городской службой психолого-педагогического сопровождения «Ресурс». Ежегодно проводится мониторинг безопасности образовательной среды. С целью повышения профессиональных компетенций педагогов-психологов организуются городские методические объединения, семинары, балинтовские группы.
Понимая современные запросы к психологическому сообществу, Управление образования г. Казани совместно с городским психолого-педагогическим, медико-социальным центром «Ресурс» инициировало проведение двух городских научно-практических конференций. Одной из приоритетных целей мероприятия стало подготовка платформы для формирования системы муниципальной межведомственной психологической службы. Выпущен сборник материалов 1 городской научно-практической конференции «Психологическая служба в системе образования города Казани: вопросы проектирования и эффективного функционирования».
Проблема обеспечения информационной безопасности детей становится все более актуальной в связи с возрастанием численности детей и подростков, являющихся активными пользователями социальных сетей. Многие из них сталкиваются с различными угрозами: самоубийство, анорексия, педофелия, троллинг, виртуальное мошенничество, распространение спайсов, вербовка в экстремистские организации, секты и т.д. Дети оказываются беззащитными перед потоком негативной информации, причиняющей вред их здоровью, развитию.
С целью информирования, обучения педагогического сообщества, родителей проводятся семинары с приглашением специалистов, представителей научной общественности Казани, других регионов России.
- в общеобразовательной организации |
- в учреждениях дополнительного образования |
- в детском саду |