Эмоциональное благополучие будущего первоклассника – один из показателей психологической безопасности в ДОУ

Кравчук И.В.,
педагог-психолог
МАДОУ «ЦРР – Детский сад №396»
Приволжского района г.Казани


По данным социологических исследований за последние 10 лет у детей снижен ряд показателей физического и психического здоровья: к моменту поступления в 1-й класс доля психически здоровых детей составляет всего 39%; не более 10% детей в полном объеме справляются с требованиями школьных образовательных программ, а пятая часть детей дошкольного возраста не готова к школе. Поэтому проблема обеспечения психологической безопасности является одним из самых важных требований, которые предъявляются к организации образовательного процесса, а также одним из показателей качества образования. Психологическая безопасность образовательного процесса - это состояние психологической защищенности ребенка от угроз его личности, эмоциональному благополучию, позитивному восприятию мира и отношению к самому себе.

Важным фактором, влияющим на жизнь ребенка, является эмоциональное благополучие. Положительные эмоции оказывают существенное влияние на протекание любой деятельности, в том числе и учебной. Регулирующая роль эмоций возрастает в этом случае, если они не только сопровождают ту или иную деятельность, но и предшествуют ей, предвосхищают ее. Это подготавливает ребенка к включению в деятельность. Таким образом, эмоции и сами зависят от деятельности и оказывают на нее свое влияние, что является основополагающим в организации образовательной работы с детьми дошкольного возраста.

В нашем ДОУ для обеспечения эмоционального благополучия мы создаем такие условия, в которых педагог осуществляет уважительное отношение к ребенку, к его чувствам, потребностям, непосредственное общение с каждым ребенком, осуществляя принцип безусловного принятия. Что способствует развитию у ребенка жизненно важного чувства безопасности и уверенности в себе, собственных силах. Создаем ситуации успеха каждому ребенку, действуя по принципу равенства в отношениях между взрослым и ребенком. Создаем возможности для уединения и отдыха.

В дошкольном учреждении очень важным является эмоциональное благополучие всех участников образовательного процесса без исключения. А особенно старших дошкольников, готовящихся к обретению нового социального статуса «будущих первоклассников».

Эмоциональная жизнь ребёнка к концу дошкольного периода претерпевает существенные изменения. По словам Л. Выготского, «к моменту наступления школьной жизни эмоциональные реакции теряют свою непосредственную диктаторскую власть над поведением ребёнка». Ребёнок учится своими эмоциями управлять. Это, однако, возможно лишь в том случае, когда ребёнок к концу дошкольного периода обладает достаточным опытом эмоциональной жизни. Если опыт беден, у него просто не достанет «материала» для того, чтобы научится подобному управлению.

Для ребенка дошкольника наиболее характерны эмоциональная неустойчивость, импульсивность проявления эмоций, что постепенно сменяется большей адаптивностью. Всё это определяет основную направленность педагогической работы с дошкольником – оказание помощи в осознании эмоций и их регуляции, эмоциональное наполнение жизни ребенка.

Главным достижением дошкольного возраста к моменту вхождения ребёнка в кризис семи лет является умение управлять своими эмоциями. Помимо этого одним из важных обстоятельств, связанным с эмоциональным развитием, является так называемые «предвосхищающие эмоции» (предчувствие и переживание отдаленных последствий своей деятельности), которые очень важны, например, для того чтобы снимать стрессы. Так же важно отметить центральную роль эмоциональной стабильности в успешном школьном обучении. Ведь развитие эмоциональной сферы признано главным элементом понятия «психологическая готовность к школе».

B нашем учреждении большое внимание уделяется развитию эмоционально-волевой готовности, одному из компонентов психологической готовности. А именно: сформированности внутренней позиции школьника и ориентации на школьно-учебную деятельность, позитивной мотивации к обучению, самосознания и адекватной самооценки, повышению уверенности в себе, снижению школьной тревожности, развитию произвольной саморегуляции психофизического и эмоционального состояния, двигательной активности, продуктивной активности и инициативности.

Для формирования эмоционального благополучия в частности, и психологической готовности к обучению в целом, для профилактики школьной дезадаптации с детьми подготовительных групп мы практикуем развивающие занятия на основе пособия Н.Ю. Куражевой «Приключения будущих первоклассников». В занятия включены игры и упражнения для развития внимания, памяти, мышления, умения анализировать и делать выводы, упражнения на развитие межполушарных взаимодействий, а также сказки. Дети не выступают в роли пассивных слушателей. Они активно проживают эмоциональные состояния героев сказок, анализируют ситуации, предлагают свое решение проблем, способы преодоления трудностей, придумывают продолжение и окончание сказок.

Помимо развивающей с детьми проводится и диагностическая работа. Для определения уровня сформированности мотивационной готовности, эмоционального благополучия мы используем следующие проективные методики: «Рисунок школы» (оценка эмоционального отношения к школе и уровня школьной тревожности), «Школа зверей» (выявление предполагаемых трудностей в период адаптации), «Мой школьный страх» (выявление наличия страхов, связанных со школой и процессом обучения), «Я и мой учитель» (оценка эмоционального отношения к учителю), «Кактус» Тэммл, Дорки (состояние эмоциональной сферы (наличие агрессивности); методики «Два домика» Т.Д. Марцинковской (исследование межличностных отношений в детском коллективе), «Разноцветные домики» Н. И. Ганошенко, И. В. Тихомировой (выявление особенностей эмоционального отношения ребенка к себе, значимым взрослым и сверстникам), «Мой Светофорик» Е. Д. Поляковой (определение уровня эмоционального отношения к детскому саду), «Веселый и грустный» (оценка эмоционального отношения к предстоящему процессу обучения), «Представь себе…» (оценка направленности на процесс обучения в школе), «Беседа о школе Т.А. Нежновой (определение уровня сформированности внутренней позиции школьника).

Данные диагностических обследований дают более полную картину и помогают своевременно вносить коррективы в образовательный процесс.

Говоря об эмоциональном благополучии детей, не стоит забывать, что педагог является частью коллектива группы, со своими чувствами, ожиданиями, и проблемами. Именно он определяет и поддерживает тот или иной психологический климат. Ориентация педагогов на эмоциональный комфорт и благополучие детей является следствием профессиональной и личностной подготовленности к действиям, которые формируют благоприятный психологический климат. В заключение можно сказать, что эмоциональное благополучие будущего первоклассника и то, с каким эмоциональным багажом ребенок отправится в школьную жизнь, во многом зависит от нас, окружающих их взрослых, от накопленного эмоционального опыта, от эмоциональной обстановки, созданной нами же.


Литература:

1.Баева И.А. Психологическая безопасность в образовании: Монография. - СПб: Издательство «СОЮЗ», 2002. - 271 с.

2.Безопасность образовательной среды: психологическая оценка и сопровождение. Материалы Всероссийской научно-практической конференции 30—31 октября 2013.

3.Мириманова Н. С. Паспорт экспертизы психологической безопасности дошкольного образовательного учреждения. М.: Экон-информ, 2012. — 51 с.

4.Психологические аспекты безопасности личности. Р.В. Агузумцян, Е.Б. Мурадян. Вестник практической психологии образования №1(18) январь—март 2009, с. 43-47.

5.Справочник педагога-психолога. Детский сад. № 1-2015. Издательство «Деловая пресса», 2015.

6.http://psyjournals.ru/education21/issue/55357_full.shtml -Экспертиза психологической безопасности дошкольных образовательных учреждений - Психология образования в XXI веке: теория и практика.


  СИМВОЛЫ - 2020





  KAZANOBR - 2020



  Свидетельство




Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2020

Казанский образовательный портал. Управление образования ИКМО г. Казани

Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-61687

выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций

Яндекс.Метрика