Психологическое насилие. Как его избежать?

Шутова Светлана Анатольевна,
учитель – логопед
МБДОУ «Детский сад № 162»
Советского района г.Казани


Просто любить ребенка мало. Надо знать, как мудро его любить, чтобы он принял наш дар и отозвался воспитанностью. (Амонашвили, Шалва Александрович)


Психологическое насилие - это физическое, психическое, духовное воздействие на человека, понижающее его нравственный, психический статус, причиняя ему физические, душевные и духовные страдания.

Распознать психологическое насилие бывает очень сложно, но существуют некоторые признаки психологического насилия.

- Страх или тревога, нередко кажутся безосновательными.

- Бессилие, тупик и растерянность, безысходность.

- Вина и стыд, ощущение собственной никчемности, неполноценности.

Длительный стресс порождает чувство безнадежности и безысходности, что, в свою очередь, является благоприятной почвой для возникновения мыслей о суициде.

Современные дети очень отличаются от детей воспитанных 15-20 лет назад. К сожалению, на сегодняшний день очень много соматически ослабленных детей, дети с ОВЗ. Работать в современной школе значительно сложнее. С сегодняшними детьми не работают педагогические технологии старой школы. Ребёнок 21 века нуждается в другом отношении, в другой подаче материала. Современный педагог периодически должен пополнять знания, необходимо заниматься самообразованием.

Потенциальными жертвами психологического насилия могут становиться дети, имеющие физические недостатки; дети с особенностями поведения – замкнутые дети или дети с импульсивным поведением; дети, имеющие необычные внешние данные; дети с заболеваниями ЦН: эпилепсия, тики и гиперкинезы, заикание, энурез, энкопрез; дети с нарушениями речи .и т.д

Я работаю логопедом в дошкольном учреждении, и помимо коррекционной работы с детьми мною ведётся разъяснительная работа с родителями, с педагогами. Молодые педагоги зачастую не готовы, к тому, что приходят дети с ОВЗ, дети с ТНР. Поначалу, не зная особенностей психики, восприятия этих детей, воспитатель не понимает и не принимает такого ребёнка. Дети логопедической группы, как правило, становятся изгоями. Довольно часто родители таких детей тоже зачастую не понимают, что делать со своим ребёнком, как выстраивать общение с ним. В моей практике была подобная ситуация ребёнок при переводе в логопедическую группу испытывал колоссальное психологическое давление со стороны воспитателя, со стороны сверстников. Было проведено родительское собрание, на котором мы убеждали родителей в том, что ребёнок чудесный, добрый, замечательный. Через какое то время ситуация нормализовалась.

Неоднократные исследования показывают, что насильственные действия педагогов в детском саду, начальной школе способствуют снижению проявления способностей детей. Давление со стороны педагогов рождает проблемы в поведении детей – агрессию, чувство неполноценности, способствует возникновению стресса у ребенка.

Довольно часто дети не говорят о проблемах в ДОУ, школе. Если дома нет доверительного общения между детьми и взрослыми, ребёнок остаётся один на один со свое проблемой. В таком случае ребёнок замыкается в себе.

Насилие вовсе не «закаляет характер» и не делает нас сильней — чаще просто травмирует психику.

Вырастая, дети, пережившие психологическое насилие становятся неуверенными, неспособными принимать решения взрослыми. У человека, пережившего психологическое насилие в детстве нет доверия к окружающим, к миру вообще. Довольно часто такие люди бывают подозрительными, настороженными. Такие люди очень остро реагируют в ответ на любую агрессию.

К сожалению, психологическое насилие в семье встречается очень часто, но самое страшное, что не все дети понимают, что над ними издеваются, считая оскорбления и унижения нормой, ведь родителей не выбирают.

Необходима профилактика психологического насилия в ДОУ, школе и дома. Важно выявлять факты психологического насилия.

Мы совместно с психологом разработали опросник для родителей, который наглядно демонстрирует родителям проблемную ситуацию. Далее совместно с психологом родители находят способы решения проблемы.

К сожалению, у педагогов мало полномочий. Не всегда родители готовы выслушать рекомендации психолога, довольно часто родители не идут на контакт. Но, не смотря на это, существует возможность помочь таким семьям. Существуют современные технологии помогающие вывести ребёнка из негативного эмоционального состояния.

- песочная терапия (Уникальная методика. Ребёнок обыгрывает проблемные ситуации в песочнице, и родитель наглядно наблюдает и осознаёт существующие проблемы в детско-родительских отношениях, помимо этого ребёнок может работать самостоятельно и, проживая раз за разом конкретную ситуацию, постепенно выходит из неё, избавляясь при этом от всех негативных эмоций.

- арт терапия (с помощью цвета можно скорректировать психоэмоциональное состояние как ребёнка, так и взрослого);

-музыкотерапия (спокойная музыка, звуки природы, очень благотворно влияют на эмоциональный фон и детей и взрослых) ;

-аудиосказки (прослушивание аудио, заставляет ребёнка прислушиваться, успокаиваться);

- сказкотерапия.

В детском саду, а так же в начальной школе рекомендуются игры: «Угадай, кто это». В данной игре воспитатель (учитель) описывает ребёнка, описывает не только внешние характеристики, а обращает внимание, прежде всего, на внутренние качества ребёнка. Отмечая при этом его умения и навыки. Данная игра позволяет застенчивому, закомплексованному ребёнку почувствовать себя уверенней. Ёщё одна очень хорошая игра «Ручеёк». В данной игре ребёнок проходит через «ручеёк» и каждый ребёнок в группе (классе) проговаривает положительные особенности характера данного ребёнка.

Помимо этого рекомендуется проведение совместных праздников, развлечений Подобные мероприятия сближают и вызывают доверие у родителей к педагогам.

Родители должны иметь возможность получить грамотную психологическую помощь.

Родителями не рождаются, родителями становятся. Быть родителем это большой и нелёгкий труд.

Закончить статью мне бы хотелось словами выдающегося педагога Я.А. Коменского

Письмо к учителю сына.

«Если можете, научите его интересоваться книгами... И дайте ему также свободное время, чтобы он мог поразмыслить над извечными тайнами: птицами в небе, пчелами в лучах солнца и цветами на зеленых склонах холма. Когда он будет в школе, научите его тому, что намного почетнее потерпеть неудачу, чем смошенничать... Постарайтесь дать моему сыну силу не следовать за толпой, когда все примыкают к победившей стороне... Научите его выслушивать всех людей, однако научите его также все то, что он слышит, рассматривать под углом истины и отбирать только хорошее. Научите его не слушать воющую толпу, но встать и сражаться, если он считает себя правым. Обращайтесь с ним мягко, но без излишней нежности, потому что только испытание огнем дает стали высокое качество. Научите его всегда иметь высокую веру в себя, потому что тогда он всегда будет иметь высокую веру в человечество».


Литература

1.Баева И.А., Волкова Е.Н., Лактионова Е.Б. Психологическая безопастность образовательной среды: развитие личности. СПб, 2011, 272 с.

2.Волков Е. Н. Критерии, признаки, определения и классификации вредящего психологического воздействия: психологическое травмирование, психологическая агрессия и психологическое насилие Журнал практического психолога, 2002, № 6. - С. 183-199.

3.Егоров А.Ю., Фрейдман О.Г. Психологическое насилие и развитие личности. СПб. 2003, с.68

4.Орлов А.Б. Психологическое насилие в семье определение, аспекты, основные направления оказания психологической помощи Психолог в детском саду. 2000, № 2-3. - С. 182-187.

http://www.myshared.ru/slide/121237/ «ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ НАСИЛИЕ В ЖИЗНИ РЕБЁНКА» Косогорова Наталья Ильинична, социальный педагог МКОУ «СОШ 12» 14 марта 2012 год"


  СИМВОЛЫ - 2020





  KAZANOBR - 2020



  Свидетельство




Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2020

Казанский образовательный портал. Управление образования ИКМО г. Казани

Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-61687

выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций

Яндекс.Метрика