Роль воспитателя в создании психологической безопасности детей в адаптационный период (из опыта работы)

Сайфутдинова А.М.,
воспитатель МБДОУ «Детский сад № 48»
Советского района г.Казани


Самое ценное в жизни каждого человека - это здоровье. «Здоровье является состоянием полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствием болезней и физических дефектов», говорится в уставе ВОЗ. Широкое понятие «здоровье» включает в себя физическое и психологическое здоровье. Каким должен быть психологически здоровый человек? Это тот, кто может противостоять жизненным стрессам, продуктивно работать и развиваться в состоянии благополучия.

Психологическая безопасность в детском саду - одно из самых важных условий для полноценного развития ребенка, сохранения и укрепления его при¬родного психологического здоровья. Жизнь современных людей полна стрессов, не только у взрослого человека, но и у детей.

Давайте поразмышляем! Раньше, лет 30 назад, семьи состояли из 3-х поколений. Воспитанием детей занимались не только родители. В основном, важную заботу о маленьких вели бабушки и дедушки. Ребёнок находился до 4-5 лет в окружении самых близких людей, развивался и рос в любви, доверии, понимая и осознавая свою важность и нужность, в спокойной обстановке, то есть дома. Родители не спешили отдавать своё чадо в детский сад, как сейчас обычно происходит. К сожалению, современное общество не позволяет нам воспитывать детей дома. Родители заняты зарабатыванием денег, поэтому вынуждены отдавать детей в детские сады в раннем возрасте.

Большой стресс для каждого ребёнка - это первый приход в детский сад, расставание с мамой. Незнакомая обстановка, чужие люди, голоса. Чувствует ли он опасность? Конечно! Ведь для маленького человека опасность кроется везде, где нет мамы…Безусловно, маму заменить мы не сможем, но сделать благоприятную обстановку, создать все возможные условия для психологической безопас¬ности, мы обязаны.

«Первая встреча». Открыв двери детского сада, ребёнок погружается в новый мир. Здесь важно всё: и цветочные клумбы во дворе садика, и улыбчивый охранник у входа, и весёлые картинки на стенах… Материально-техническое обеспечение должно быть направлено на создание уюта, эмоционального комфорта для воспитанников.

Наш детский сад небольшой, 6-групповой, следовательно, само здание не вызывает пространственного страха, которое немаловажно для маленького посетителя. Стены покрашены в спокойные светлые тона. Небольшое фойе у входа оснащено уютной мебелью и коврами. В дошкольном учреждении много ухоженных декоративных растений, всё по-домашнему и эстетично.

На 1 и 2 этажах здания периодически оформляются тематические выставки детского творчества. Дети и взрослые с большим интересом рассматривают яркие поделки и рисунки, ощущая себя в сказочной стране, где живут волшебники и веселые зверюшки. Выставки интересны не только воспитанникам детского сада, чьи работы представлены на них, но и вновь приходящим малышам. На стенах лестничных площадок висят портреты воспитанников со счастливыми лицами. Не зря же говорят в народе: «Перейдешь порог – пройдешь и горы».

Большое внимание уделяется первой встрече с будущим воспитанником. Можно наклониться, посмотреть в глаза, сказать простое слово: «Привет!», и улыбнуться. Лишних вопросов и фраз в первый день не нужно. Даже простой вопрос: «Как тебя зовут?» - может напугать малыша.

Для ребенка детский сад является еще неизвестным пространством, с новым окружением и отношениями. Этот процесс требует больших затрат пси¬хической энергии и часто проходит с напряжением, а то и перенапряжением психических и физических сил организма.

Доброжелательное отношение к ребёнку, понимание его проблем, разго¬воры без вранья, что мама скоро придет, сопереживание, большие похвалы в его адрес при маленькой победе - вот ключи успеха.

«Детский сад, как второй дом». У каждого ребёнка в садике есть свой шкафчик, весёлая картинка на шкафчике, полотенце, кроватка. Чем быстрее ребёнок привыкнет к этим вещам, тем спокойнее он будет себя чувствовать. Ведь, «своё-моё» всегда близко принимается сердцем. Предметно-про-странственная развивающая среда в группах создана с учетом всех ди-дактических принципов её организации.

Для психологической безопасности образовательного пространства в группах имеются:

1. «Уголок уединения». Маленький домик-шалаш с подушками, где можно спрятаться от раздражителей или просто отдохнуть, полежать. Ребенок здесь чувствует себя в полной безопасности.

В домике также есть:

1) «Коробка плохого настроения». Это маленькая обычная коробка, обклеенная черной цветной бумагой, внутри вся черная и пустая. Сюда ребёнок кладёт своё плохое настроение и плотно закрывает её.

2) «Подушка злости» с рассыпчатым наполнителем. Она тоже черного цвета, с пришитыми сердитыми глазами и клыками. Ребёнок в минуты раз-дражения может бить эту подушку кулаками, снимая, таким образом, стресс, переживания, выплеснув негативные эмоции.

3) «Конус крика». Конусообразная трубка из картона, обклеенная разноцветной бумагой, куда можно крикнуть. Крик не будет громким, исчезнет в конусе, а вот настроение у ребёнка значительно поднимется.

4) Телефонный аппарат с диском из советских времен для «разговора» с мамой. Ребёнок может выговориться, рассказать маме, что с ним произошло.

5) «Лопающиеся пузырьки». Воздушно-пузырьковая плёнка, которой обычно обматывают в магазинах хрупкие товары и т.д. Также хорошо успокаивающее средство для детей.

Содержимое уголка мы стараемся периодически обновлять, придумывая разные интересные затеи.

2. «Уголок для работы с природным материалом (глина, песок, вода)».

Глина и песок – это прекрасный материал для разнообразных игр, разви¬вает мелкую моторику. Строительный природный материал имеет ряд преиму¬ществ. Он обладает собственной энергетикой, способной завораживать малыша, является полезным не только для моторики, но и для ума, души ребёнка. Развивает наблюдательность, воображение, фантазию у детей. И самое главное, помогает бороться с неуверенностью, тревожностью. Например, вылепить можно свои страхи, свою тревогу, чего ты боишься, а потом победить его или договориться с ним и т.д.

Обычная вода всегда вызывает у детей восторг, уже с рождения дети любят воду. Вода развивает рецепторы на руках при касании, успокаивающе действует на нервные окончания на руках, дарит положительные эмоции, но и развивают тактильные ощущения. Можно проводить такие игры как, «Сделаем водопад», «Лей, лей, перелей», «Разноцветная вода-волшебная», «Тонет или не тонет?», «Вода меняет форму», «Купание игрушек», «Игры с мыльными пузырями», «Ищем сокровища» и т.д.

Игры с водой, глиной и песком - являются психологическим релаксом для детей всех возрастов. Песочная терапия дает возможность детям выразить и отреагировать на волнующие их чувства, развить психические и речевые функции, помочь процессу индивидуализации и взаимодействию реальности и воображения.

3. «Уголок для творчества». Есть известная фраза Иоганна Вольфганга Гёте: «Дурное настроение есть одна из разновидностей лени». То есть, чтобы победить плохое настроение, нельзя быть ленивым, нужно найти себе занятие. Занять ребёнка рисованием, лепкой, аппликацией во время стрессов - хорошее решение для педагога. Уголок оснащен богатым материалом для творчества: цветные карандаши, мелки, трафареты, клей-карандаши, бумага разных видов, безопасные ножницы и т.д. Особый интерес вызывают у детей: копировальная бумага, раскраски с изображением современных мультиков, самодельные печати из бутылок и баночек, смывающиеся фломастеры, старые газеты для обрывной аппликации. Занимаясь творчеством, ребенок на достаточно долгое время может «забыть» свои проблемы, отвлечься от переживаний. А похвала взрослого за труд малыша обязательно поднимет ему настроение.

4. «Музыкальный уголок». Уже неоднократно доказано, что музыка содействует более активному развитию детей. Музыкальную терапию можно использовать как способ контролирования эмоционального состояния ребёнка. Очень подвижных и легковозбудимых детей можно успокоить и расслабить слушанием спокойной мелодии. Пассивным, неактивным детям поможет весёлая и задорная музыка. Психологи советуют нам: побольше слушать классическую музыку. В нашей картотеке имеются произведения:

А.Л. Вивальди «Времена года»; В.А. Моцарт «Соната №11», «Маленькая ночная серенада», «Симфония №40», «Свадьба Фигаро», «Волшебная флейта»; Й. Себастьян Бах «Оркестровая сюита BWV 1068», «Фуга ре минор BWV 565», «Токката ре минор BWV 565»; Л. В. Бетховен «К Элизе», «Симфония № 5 До минор», «Лунная со¬ната»; П. И. Чайковский «Лебединое озеро», «Щелкунчик (Марш)», «Щелкунчик (Вальс цветов)», «Щелкунчик (Танец Феи Драже)», «Щелкунчик (Па-де-де)»; Ф. П. Шуберт «Ave Maria (Третья песня Эллен)», «Фантазия Фа Минор для форте¬пиано в четыре руки», «Третий из шести музыкальных моментов»; Э. Х. Григ «Утреннее настроение».

Кроме того, детям полезно и как показывает практика - интересно слушать звуки природы: шум реки, моря и океанов, шум дождя, звук грозы, шум леса, пение птиц. Они благотворно влияют на нервную систему детей, оказывая успокаивающее и расслабляющее действие. Музыкотерапию можно проводить во время творческих занятий.

«Детский сад-мир друзей». Приходя в детский сад, ребёнок первый раз в жизни попадает в коллектив. Ему крайне тяжело привыкнуть к большому количеству незнакомых детей. При этом, не всем детям дано умение дружить. В детском коллективе уже в раннем возрасте может быть грубость или жестокость со стороны детей к сверстникам. Ни в коем случае нельзя оставлять без внимания такие ситуации, нужно искать эффективные методы, чтобы наладить отношения в группе. Большую помощь оказывает игровая деятельность. Особенно хорошо раскрывают детей сюжетно-ролевые и подвижные игры, ведь, дружить в детском саду, это, ни что иначе, как «играть вместе». Не стоит забывать, что дружба – это постепенный процесс. Как показывает опыт, все дети рано или поздно находят себе друзей. Причем сам педагог может помочь в этом сложном процессе, подру-жить похожих по нраву детей.

В книге Т. Образцовой «Психологические игры для детей» автор представляет нам множество всевозможных игр для разных возрастов. Эта книга интересна тем, что самые обычные жизненные ситуации превращаются в игру. Автор учит детей общаться, не стесняться. Детям нравятся такие игры, как «Фотограф», где участники строят рожицы, изображая кого-то. Словесные игры «Правда или ложь?», «Далеко-далеко, в густом лесу…», в которых дети сами придумывают истории, учатся выражать свои мысли. «Дети не реже взрослых страдают от непонимания, страха или банальной застенчивости. Все подобные проблемы возникают от невнимания, а виноваты в этом взрослые. Однако, в их силах помочь ребенку преодолеть возникшие трудности. Нужно только стремиться к этому, стараться подавить стеснительность, свойственную в той или иной степени всем детям. Однако, не следует и перегибать палку, воспитывая в ребенке «хозяина жизни». Во всем нужна мера, и в большей степени это касается психологического воспитания»,- говорит автор [1, c 3-4].

Также в своей работе в режимные моменты мы используем разные упражнения «Дружбы». Например, утром рассказываем стихи-приветствия с движениями, перед НОД проводим минутку вхождения в деятельность, в свободное время беремся за ручки и повторяем стихи о дружбе.

Вот так мы создаем условия для психологической безопасности наших воспитанников. Ищем новые пути и возможности, развиваемся.

В заключение мне хочется вспомнить слова великого педагога В. А. Су-хомлинского: «Забота о человеческом здоровье, тем более о здоровье ребенка – это не просто комплекс санитарно-гигиенических норм и правил, не свод требо¬ваний к режиму, питанию и отдыху. Это, прежде всего, забота о гармонической полноте всех его физических и духовных сил, и венцом этой гармонии является радость творчества» [2, c 92].


Список литературы:

1. Образцова Т.Н. Психологические игры для детей - Издательство «Лада» Москва, 2010. - 192 с.

2. Сухомлинский В.А.О воспитании -Издательство политической литературы. Москва, 1973. - 272 с.


  СИМВОЛЫ - 2020





  KAZANOBR - 2020



  Свидетельство




Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2020

Казанский образовательный портал. Управление образования ИКМО г. Казани

Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-61687

выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций

Яндекс.Метрика