Психологическая безопасность в детском саду

Гаянова Лилия Хатмулловна,
Гатина Эльвира Гилемхановна
Фаритова Ольга Ивановна,
МБДОУ «Детский сад № 148»
Советского района г.Казани


В современном мире остро обозначена проблема сохранения безопасности детей, в связи с участившимися чрезвычайными ситуациями, актами насилия и незащищенности ребенка в ситуациях отсутствия контроля со стороны взрослых. В образовательном пространстве забота о здоровье детей, обеспечение целостного развития личности является важным приоритетом безопасности каждого растущего человека и общества в целом. Обеспечение безопасности в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ) должно быть главным направлением его деятельности для охраны детей и поддержания их психологического и физического здоровья.

Психологическая безопасная среда в детском саду является главной составляющей полноценного развития детей, сохранения и поддержания их психологического здоровья. Психологическая безопасность создает благоприятные условия для самореализации личностных качеств ребенка. Для создания комфортной психологической атмосферы в ДОУ необходимо создавать условия для творчества и индивидуализации каждого ребенка, устранить любое насилие и давление на ребёнка со стороны детей и взрослых, учить детей устанавливать доверительные отношения.

Понятие «безопасность» определяют как отсутствие опасностей или возможность надежной защиты от них. Основными показателями, которые относятся к детям дошкольного возраста и характеризуют сформированность психологического здоровья являются:[2;с.21]

- отсутствие отклонений в поведении;

- положительная динамика процесса адаптации при поступлении в ДОУ;

-мотивированность и желание посещения ДОУ;

-уровень коммуникативных навыков.

Наличие и действие различных факторов, которые являются дисфункциональными, дестабилизирующими, угрожающими развитию личности, способствует появлению опасности в жизнедеятельности ребенка. Существуют внешние и внутренние источники угрозы психологической безопасности личности ребенка. К внешним угрозам можно отнести:[3]

1)неблагоприятная окружающая атмосфера, в которой находится ребенок (ограничение доступа к игрушкам, необоснованные запреты, непродуманное цветовое и световое оформление);

2)лишение ребенка проявления самостоятельности и инициативности, манипулирование детьми;

3)грубость и жестокость, враждебность сверстников, отсутствие действий со стороны воспитателей;

4)несбалансированное и скудное питание;

5)несоблюдение гигиенических норм;

6)неблагоприятные погодные условия;

7)перегрузка умственная и физическая, несоблюдение режима;

8)отсутствие должного внимания к ребенку со стороны родителей.

Внутренними источниками угроз для психологического развития ребенка могут быть:

1)различные патологии физического развития (нарушение слуха, зрения);

2) высокая степень зависимости от взрослых, отсутствие автономности;

3)привычки негативного поведения, которые сформировались в семье. В результате этого, ребенок, может быть, отвергнут другими детьми;

4)собственные сформировавшиеся ориентиры (боязливость чего-либо, хроническая тревожность, самолюбие и.т.д.).

На наш взгляд, существенное влияние на обеспечение психологической безопасности в ДОУ оказывает воздействие педагогов, атмосфера доверия и сотрудничества в коллективе. Также и родители должны быть компетентны в вопросах развития и образования детей, сохранения их здоровья. Педагоги, сотрудничая вместе с родителями, помогают сформировать у ребенка уверенность и способность к противостоянию трудностей.

Для обеспечения психологической безопасности в ДОУ, нам кажется, эффективны следующие меры:[1]

-предоставление ребенку условий для самостоятельности и свободной реализации мыслей;

-расширение возможности контактов ребенка с другими детьми;

-создание предметно-развивающейся среды в учреждении;

-контроль над самочувствием детей;

-профилактика психоэмоционального состояния с помощью различных педагогических способов, в том числе физического воспитания: оздоровительные игры, массаж, гимнастика, бассейн.

-творческая работа: поделки, оригами, работа с глиной, с соленым тестом, с песком, водой.

-музыкальная терапия;

-создание благоприятного режима.

Все вышеперечисленные меры способствуют положительному совершенствованию навыков ребенка, созданию благоприятной атмосферы в ДОУ, улучшению активности и настроения детей.

Каждый ребенок, который растет в безопасной обстановке, чувствует поддержку со стороны взрослых, имеет возможность выбора, проявляет активность в познавательной деятельности, открыт в общении.

В заключении стоит отметить, что психологическая безопасность в ДОУ помогает вырастить достойную, успешную и уверенную в своих силах личность. Перед каждым дошкольным учреждением стоит задача - повысить уровень психологического здоровья ребёнка дошкольного возраста и создать предпосылки для его благополучного развития. Безопасность является психологическим ресурсом образовательной среды, что, в свою очередь, обеспечивает ресурс безопасности в обществе.


Список использованных источников

1)Белая К.Ю. Формирование основ безопасности у дошкольников; 2015г.

2)Галашева О. И. Психологически безопасная образовательная среда в ДОУ // Вопросы дошкольной педагогики. – 2018.С. 21-24.

3)Психологическая безопасность как фактор адаптации ребенка в ДОУ//Электронный ресурс:[https://cyberleninka.ru/article/v/psihologicheskaya-bezopasnost-kak-faktor-adaptatsii-rebenka-v-doshkolnom-uchrezhdenii]


  СИМВОЛЫ - 2020





  KAZANOBR - 2020



  Свидетельство




Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2020

Казанский образовательный портал. Управление образования ИКМО г. Казани

Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-61687

выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций

Яндекс.Метрика