Основные аспекты информационной безопасности в общеобразовательном учреждении

Айрат Ильдарович Юсупов,
методист по ИКТ-технологиям
учебно-методического сектора
ИМО Управления образования ИКМО г.Казани
по Советскому району


В современной школе информация, информационная инфраструктура – один из главных компонентов учебного процесса. Учебные классы оснащены компьютерной техникой и её качественное бесперебойное функционирование существенно определяет качество полученных знаний, способствует формированию профессиональных компетенций учащихся.

Проблема информационной безопасности образовательного учреждения, школьников в ней – одна из самых актуальных на современном этапе. Растёт количество угроз из Интернета, изменяется нормативно-правовая база, соответственно реалиям времени меняются и методы обеспечения информационной безопасности учебного процесса.

Информационная безопасность – это процесс обеспечения конфиденциальности, целостности и доступности информации.

На сегодняшний день сформулировано три базовых принципа, которые должна обеспечивать информационная безопасность:

- целостность данных — защита от сбоев, ведущих к потере информации, а также зашита от неавторизованного создания или уничтожения данных;

- конфиденциальность информации;

- доступность информации для всех авторизованных пользователей.

В социальном пространстве информация распространяется быстро, благодаря техническим возможностям. Сама информация часто носит противоречивый, агрессивный и негативный характер и влияет на социально - нравственные ориентиры общественной жизни. Деформация и деструктивные изменения духовной сферы общества в форме искаженных нравственных норм и критериев, неадекватных социальных стереотипов и установок, ложных ориентаций и ценностей, влияют на состояние и процессы во всех основных сферах общественной жизни. В связи с этим, возникает проблема информационной безопасности, без решения которой не представляется возможным полноценное развитие не только личности, но и общества. Современный школьник, включенный в процесс познания, оказывается незащищенным от потоков информации.

Пропаганда жестокости средствами СМИ, возрастающая роль Интернета, отсутствие цензуры является не только социальной, но и педагогической проблемой, т.к. напрямую зависит от уровня и качества образованности подрастающего поколения, степени зрелости личности и готовности ее к самореализации в обществе. Поэтому возникает острая необходимость расширения содержания общего среднего образования, введения в него новых компонентов, связанных с обучением школьников информационной безопасности.

Особая роль в решении данной задачи отводится учителям, преподавателям информатики, специалистам в области компьютерных технологий. На сегодняшний день требуются такие преподаватели, которые не только владеют методикой преподавания информатики и имеют высокий уровень знаний в области информационных технологий, но и в совершенстве владеют программно - техническими мерами защиты информации, хорошо осведомлены о проблемах информационной безопасности личности школьника в ИКТ-насыщенной среде.

Учитель должен знать:

- о негативных формах и способах воздействия ИКТ, а так же методах защиты;

- правилах и нормах сетевого этикета;

- видах отклоняющегося, зависимого поведения школьников;

- методах работы по их предупреждению и устранению.

Один из возможных путей разрешения проблемы информационной безопасности - обучение ребенка адекватному восприятию и оценке информации, ее критическому осмыслению на основе нравственных и культурных ценностей. И школьникам, и родителям необходимо знать о том, что в виртуальном мире существует целый свод правил, которыми нужно руководствоваться при работе и общении в сети. Незнание, неумение использовать основные нормы поведения (в принципе, похожие на те, которыми мы руководствуемся в обычной жизни), приводит к тому, что подростки демонстрируют в виртуальном пространстве асоциальное поведение, а то и совершают правонарушения в сфере ИКТ.

Кажущаяся безнаказанность, анонимность, доступность приводит к таким поступкам, на которые в реальном мире большинство детей не способны. Причем многие из них даже не задумываются о том, что данные действия могут нанести реальный моральный, экономический, или даже физический вред тому, против кого они направлены.

Преподаватель должен иметь представление как о классических методах защиты информации, так и о современных методологиях, технологиях информационной безопасности. Учителя должны уделять большое внимание учебно-воспитательной работе со школьниками, направленной на преодоление негативного воздействия ИКТ-среды.

Однако уже сейчас наступил момент, когда в каждом ОУ должна быть сформулирована и оформлена индивидуальная политика безопасности, под которой понимают совокупность руководящих принципов, правил, процедур и практических приёмов в области безопасности, которые регулируют управление, защиту и распределение ценной информации.

Развитие информационной безопасности школьника невозможно без учета его взаимодействия с другими учащимися. Процесс взаимодействия реализуется как кооперация . В процессе кооперации идет постоянное преобразование ребенка в плане совершенствования и открываются определенные возможности для его культурно-познавательной жизни в глобальном информационном обществе. Именно поэтому необходимым должно быть взаимодействие школьников в форме кооперации как одно из необходимых условий развития информационной безопасности . Школьный возраст, имеет особенность в большой мыслительной пластичности, поэтому возможно её изменение в ходе значимой для ребёнка учебно-познавательной деятельности, структура которой позволяет органично включить в её содержание педагогически управляемый процесс формирования у школьника знаний по информационной безопасности. Можно утверждать, что педагогическое решение проблемы информационной безопасности школьников возможно и должно проходить под руководством грамотных, подготовленных педагогов, учитывающих все необходимые составляющие единого педагогического процесса и компьютерной безопасности учащихся в школе. Не следует категорически запрещать или же пытаться отгородить учащихся от Интернета, как учителям так и родителям следует контролировать и помогать ребёнку изучать что-то новое и заботиться о них.

В воспитании умения ненасильственно противостоять компьютерному многообразию Интернет в современном обществе очень важное прикладное значение имеютрекомендации, раскрывающиевлияние психологического, нравственного, интеллектуального,коммуникативного потенциала личности на готовность человека кбезопасной жизнедеятельности в информационном обществе.Обсуждение науроках ОБЖ, классных часах мировоззренческих, политических,идеологических, правовых, психологических, нравственных, медицинскихаспектов безопасности пользователей компьютерной техники вызываетинтерес учащихся, стремление осмыслить факторы риска, характер влиянияэтих факторов риска на человека и общество, получить представление осредствах и способах защиты, выработать собственное отношение кфакторам риска информационного общества. Такогорода обсуждениенаправлено на формирование у школьников знаний о факторах риска испособах обеспечения информационной безопасности, убеждения онеобходимости и возможности обеспечения информационной безопасности.

В социальных группах, заинтересованных в негативном влиянии информационных технологий на человека, обэкономической подоплеке аморальных и криминальных компьютерных игр.Эти рекомендации касаются широкого кругапрактических вопросов обеспечения безопасности: выбор и приобретениекомпьютера, программного обеспечения, размещение компьютера вквартире, отношения родителей и детей при использовании компьютера,гигиенические требования к деятельности с использованием компьютера,соотношение деструктивного и безопасного в общении с компьютером,способы уменьшения информационных рисков жизнедеятельности детей ит.д.Формированию мотивации к информационной безопасности способствуетпредъявление сведений о путях обеспечения информационной безопасностипопулярным человеком (спортсменом, артистом и т.д.), с использованиемобразов, художественных произведений (кинофильмов, карикатур и т.д.), сучастием сверстников, обладающих высоким авторитетом для школьников ит.д.Осознание педагогическими работниками и родителями актуальностизадачисовершенствования информационной безопасности школьников,наличие опыта успешной профилактики негативных тенденций в развитииинформационной культуры детей свидетельствуют о наличии практическихпредпосылок эффективного воспитания культуры безопасности.Совершенствованию теоретических предпосылок для решения задачповышения защищенности детей от информационных рисков будетспособствовать дальнейшее исследование целей и содержания воспитаниякультуры безопасности в преподавании курса информатики в школе,возможностей учебного процесса и внеклассной работы в развитии идиагностике готовности школьников к безопасной жизнедеятельности винформационном обществе.

Интернет-источники:

1. https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/vospitatelnaya-rabota/2019/10/12/informatsionnaya-bezopasnost-uchashchihsya

2. https://www.sites.google.com/site/anisimovkhv/learning/kripto/lecture/tema1

3. https://gymn272.spb.ru/doc/informawuonnaia_bezopasnost.pdf


  СИМВОЛЫ - 2020





  KAZANOBR - 2020



  Свидетельство




Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2020

Казанский образовательный портал. Управление образования ИКМО г. Казани

Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-61687

выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций

Яндекс.Метрика