Психологическая безопасность детей с ОВЗ в образовательной организации

Пятинина Раиса Михайловна,
ГАПОУ «Казанский торгово-экономический техникум»,
Васильев Владимир Степанович,
МБУДО «Городской центр детского
технического творчества
им.В.П.Чкалова» г.Казани


В настоящее время проблема психологической безопасности образовательной среды, определяющей условия способствующие развитию психологически здоровой личности, становится все более значимой и актуальной. Особенно это относится к детям с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

Количество детей-инвалидов в последнее время растет, остро встает проблема их социальной интеграции, т.е. активного участия в основных сферах жизнедеятельности человека – учебе, культуре, спорте, профессиональной подготовке, посильном и приносящем удовлетворение труде. Профессиональное образование может предоставить детям с ограниченными возможностями здоровья возможность реализовать свой жизненный шанс, а не остаться на иждивении у общества. Важно сформировать у обучающихся с ограниченными возможностями положительное отношение к процессу образования, вовлечь каждого в активный познавательный процесс, обеспечить широкое общение со сверстниками. Наибольший интерес у детей с ОВЗ представляет потребность в новых впечатлениях, если эта потребность не актуализирована, она становится источником проблем, таких как низкий уровень знаний и низкая заинтересованность в трудовой деятельности, несформированность приемов самостоятельного приобретения знаний; укрепления психического здоровья и морального удовлетворения своего труда.

Общественное признание результатов такого труда стимулирует еще большую увлеченность. Обучающийся, однажды переживший успех, захочет повторить его снова. Удачная работа дает ощущение творчества жизни, творчества внутри себя, восполняет дефицит общения.

Задача педагога подвести каждого ребенка к своему успеху. В коррекционной группе педагог должен заботиться о сохранении психического здоровья, повышать устойчивость в преодолении трудностей. Обучающийся способен сосредоточиться на том, что ему интересно, нравится, поэтому необходимо заботиться о том, чтобы привести в согласие притязания обучающегося и его возможности.

Опыт показывает, что у обучающихся с ограниченными возможностями развита интуитивная способность улавливать эмоциональный настрой преподавателя, поэтому в начале урока важно создать обстановку доброжелательности, открытости, эмоциональной близости. На занятиях необходимо обращаться к каждому не менее 3-5 раз, т.е. осуществлять «обратную связь». Важное значение в предупреждении утомляемости и как следствие потере внимания и интереса имеет четкая организация учебной деятельности, поэтому недопустимо однообразие работы, монотонность действий, необходимо менять виды деятельности на уроке. Так, изучая декоративные цветочные растения обучающимся предлагается вначале рассмотреть иллюстрации на демонстрационном экране, затем выбрать из тематических конвертов картинки и иллюстративный материал, наклеить в рабочей тетради в конспект, сравнить гербарные образцы, и наконец, предложить место растению в цветнике. Педагогу необходимо создать условия для предотвращения угроз и плодотворного устойчивого развития личности.

Одним из основных принципов, на которых основывается государственная политика в области образования, является гуманистический принцип общедоступности, а значит адаптированности всей системы образования к уровням, особенностям развития и физическому состоянию обучающихся. Главным показателем адаптированности учебного учреждения является инклюзивная атмосфера, обеспечивающая безопасное эмоциональное окружение, вызывающее доверие, создание мотивирующего окружения. Психологическая безопасность личности и среды неотделимы друг от друга. Во время учебного процесса важным условием психологической безопасности являются доброжелательные отношения и дисциплина, которые направлены на организацию поведения учащихся (а не только управление) и организацию образовательной среды, стимулирующей развитие участников процесса.

Не всегда на обучение попадают обучающиеся с устойчивым интересом к изучению профессии. Тестирование «на входе» показывает, что только 4-5% выпускников коррекционных школ имеет представление о профессии. Определяющим фактором при поступлении является ограничение предложений для данной группы, выбор родителей, территориальная близость. Поэтому перед педагогами первоочередной ставится задача по созданию коллектива единомышленников, имеющих цель помочь детям найти себя в профессии.

Учащиеся должны чувствовать свою причастность к жизни учебного заведения и занять место в общности, включающие три цели: интеллектуальная состоятельность, коммуникативность и состоятельность в деятельности учебного заведения. Интерес к учебе возникает при наличии личностно - ориентированного обучения и доброжелательных отношений внутри коллектива.

В ГАПОУ «Казанский торгово-экономический техникум» осуществляется подготовка выпускников из коррекционных школ по нескольким профессиям, одна из которых является профессия садовника. Обучающиеся, попадая в новые по сравнению со школой условия, требующие от них определенных усилий, умений и навыков в организации своей учебной деятельности, корректируют свою деятельность. Обучение всегда сопряжено с рядом трудностей, которые испытывали как администрация, преподаватели, так и сами дети. Совместное обучение и общение с другими студентами колледжа связано у обучающихся с ОВЗ и с определенными психическим напряжением.

Для преодоления этих трудностей созданы определенные условия: специально приспособленное здание, компьютерные классы, психологическое и методическое сопровождение, перевод учебных материалов на электронные носители, адаптированный режим занятий, адаптированные образовательные программы. Дети с ограниченными возможностями здоровья принимаются на обучение по адаптированной образовательной программе. Создание психологической безопасности образовательной среды выступает одной из центральных задач службы практической психологии в образовании. Ее реализация возможна через насыщение среды программами и технологиями, обеспечивающими устранение психологического насилия во взаимодействии и адресованными всем участникам учебно-воспитательного процесса.

В ГАПОУ «Казанский торгово-экономический техникум» разработана образовательная программа "Мастер садово-паркового и ландшафтного строительства. Садовник", адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц разработана на основе Федерального закона от 29.12.2012 N273-ФЗ " Об образовании в Российской Федерации".

Реализация программы дает возможность обучающимся освоить материал на доступном им уровне, повысить уровень личностного развития и образования. В программе предусмотрено создание условий для эмоционального комфорта, принятия особенностей и возможностей каждого обучающегося.

В содержание программы "Мастер садово-паркового и ландшафтного строительства. Садовник" введены адаптационные дисциплины с обоснованием материально-технической базы и специальных условий, необходимых для реализации особых образовательных потребностей. Обучающийся может выбрать любое количество адаптационных модулей – как все, так и ни одного. Перечень адаптационных дисциплин представлен в Методических рекомендациях по разработке АОП СПО, утвержденные Минобразования науки ОФ 20.04.2015 №06-830.

Учебный план программы профессиональной подготовки АОП "Мастер садово-паркового и ландшафтного строительства. Садовник" предусматривает следующие дисциплины - психология личности и профессионального самоопределения, практика межличностного общения, развитие речи и практика общения.

Дети с ОВЗ - будущие садовники изготавливают садовые плитки, садовые куклы, раскрашивают камни и скамьи, оформляют входную зону. Изучая комнатные растения, учащиеся на практических занятиях выращивают их и создают композиции фито дизайна. Различные техники прикладного творчества - рисунки, эскизы, аппликации растений, макеты дизайн-проектов позволяют каждому учащемуся искать свой материал, свой вид работы, любая тема дает простор творческому воображению и расширению самовыражения, пробуждает интерес и закрепляет творческое отношение к профессии.

Большое значение в коррекционно-развивающей работе имеет техническое творчество. Творческие виды деятельности позволяют развивать способности детей, удовлетворять их потребности в самореализации, позволяют разнообразить образовательный процесс, повысить мотивацию учения, развить интерес к познанию окружающей действительности.

К сожалению, в учебном плане подготовки садовников мало времени отведено для развития технического творчества. Впервые такой опыт работы со студентами ГАПОУ «Казанский торгово-экономический техникум» с ограниченными возможностями здоровья в рамках сетевого взаимодействия приобретен во время прохождения ландшафтно-озеленительной практики на базе МБУДО "Городской центр детского технического творчества им. В.П. Чкалова" г. Казани.

Большую помощь в организации учебной практики студентов с ОВЗ на базе "ГЦДТТ им. В.П. Чкалова" оказали администрация Московско-Кировского района города Казани и МБУДО "Городской детский эколого-биологический центр". В частности, экологический центр предоставил качественный и разнообразный посадочный материал для озеленения, администрация района выделила два грузовика с грунтом.

Занятия учебной практики строились таким образом, чтобы заинтересовать учащихся в выполнении поставленных задач: привлечь их к участию в составлении плана работы, познакомить с правилами техники безопасности, обеспечить высокую значимость результатов работы, использовать групповые формы работы, стимулировать самоконтроль, обсуждение и оценку завершения работы. Для возбуждения познавательных потребностей была искусственно создана ситуация творческого поиска, для того, чтобы труд не превращался в тягость и обузу. Труд должен быть одухотворен значимой целью, отмечен увлеченностью.

Правильная постановка работы давала полезный выход энергии, воспитывала жажду знаний, что позволило смотреть на любую порученную работу как на объект творчества. Всё это выразилось во время озеленения дворового пространства ГЦДТТ им. В.П. Чкалова. Для практикантов был организован фронт работ по организации ландшафтного дизайна на прилегающей территории.

Перед началом практических работ всегда проводилась беседа и объяснение по предполагаемым видам работ, раздавались задания, определялись группы, назначались ответственные лица, и главное уделялось внимание дисциплине, технике безопасности с учетом их индивидуальных особенностей.

В течение несколько недель дети занимались озеленением двора и территории перед фасадом здания Центра. Не сразу все получалось гладко и правильно, но благодаря их усердию и старанию, результат налицо - двор и территория перед фасадом здания ухожены. Ответственность и включенность распределялись равномерно между всеми ее участниками, между учителями, учениками и администрацией Центра. Перед педагогами стояла задача стимулировать интерес детей к работе по организации ландшафтного дизайна учебного центра , с которой они успешно справились.

При изучении элементов цветочного оформления практикантам предлагалось выполнить проекты цветников в виде схем и рисунков. Основой для цветника служит пиафлор, этот материал легко держит заданную форму, мелкопористый по своей структуре, имитирует почву и прочно удерживает «растения». Дети создавали копии цветников, живописных ландшафтных групп, дизайн-проекты индивидуального сада. Наиболее удачные работы затем воплощались в макетах. После коллективного обсуждения приступали к реализации проекта на выбранном участке. Все представленные на цветнике растения учащиеся выращивали самостоятельно во время учебной практики. В ходе обучения в атмосфере творческого поиска воплощаются эмоциональные и познавательные методы мотивации и стимулирования деятельности учащихся с особыми потребностями – создается ситуация успеха, удовлетворяется желание быть значимой личностью, возникает побуждение к выполнению творческих заданий.

В целях повышения их профессионального уровня и помощи в создании дипломных работ в ГЦДТТ им. В.П. Чкалова был проведен мастер-класс по изготовлению макетов дачных домиков из бумаги и картона. В состав мастер-класса вошли темы: разметка предложенной развертки макета, раскрой и сборка домика, его оформление и создание из них определенной композиции. Имея различные нозологии, не все учащиеся быстро и самостоятельно справлялись с поставленной задачей. Безусловно, не стоило ждать высоких достижений от всех, но постепенно положительные результаты начинали проявляться у обучающихся, ранее не проявлявших интерес.

Не владея навыками черчения учащимся сложно было выполнять разметку, но помощь педагога, желание не отставать от более успешных сверстников привело к общей победе.

Плоский чертеж превратился в объемный макет маленького домика с окнами, с дверями, ставнями, пристройкой. Общий шаблон превращался, благодаря ненавязчивой консультации и совету педагога, в индивидуальный и неповторимый домик и как итог - выросла целая цветная деревенька, которая послужила материалом для создания выставочной работы, посвященной дню театра. Композиционная модель сценического оформления спектакля «Скрипач на крыше» получила диплом первой степени на Республиканском конкурсе декоративно- прикладного творчества «Удивительный мир», посвященный году театра в России для детей с особыми образовательными потребностями.

В период прохождения практики в ГЦДТТ им. В.П. Чкалова педагоги стремились создать благоприятную обстановку для детей с ОВЗ, старались привлечь их к конкурсам технической направленности, провели мастер-класс по изготовлению простейшей судомодели - катамаран. Из деталей, изготовленных на лазерном станке, дети под руководством педагога склеили катамаран, провели испытания (в Центре есть комнатная акватория для запуска судомоделей).

Одним из условий занятия было творческое задание - оформить катамаран на свой вкус, исходя из своих эстетических пристрастий и возможностей. Использовались, как готовые рисунки, так и аппликация из цветного аракала. В итоге «боевая» кавалькада плавучих средств была готова к городским соревнованиям по запуску простейших судомоделей на кубок адмирала Н.О. фон Эссена. Все дети приняли активное участие в мероприятии и вели себя свободно. Победители были награждены дипломами, а всем участникам подарили индивидуальные значки с логотипом соревнований.

Таким образом, деятельность педагогов в направлении обеспечения психологической безопасности образовательной среды - это результат комплексного, системного, длительного специально организованного психолого-педагогического процесса и имеет положительный результат, что проявляется в благоприятном психологическом климате в детском коллективе, повышении самооценки у ребенка, раскрытии личностных потенциалов, стремлении его к самосовершенствованию и повышению чувства радости и счастья.


  СИМВОЛЫ - 2020





  KAZANOBR - 2020



  Свидетельство




Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2020

Казанский образовательный портал. Управление образования ИКМО г. Казани

Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-61687

выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций

Яндекс.Метрика