Использование педагогических ситуаций в деятельности педагогов дополнительного образования

Данилов Александр Валерьевич,
Данилова Валентина Викторовна,
МБУДО «Центр детского творчества «Олимп»
Приволжского района г.Казани


Многие начинающие педагоги сталкиваются с нестандартными конфликтными ситуациями во время своих занятий, которые вызывают у них затруднение. В данной статье мы предлагаем Вашему вниманию краткие педагогические кейсы, которые требуют обсуждения и выявления некоторых деталей, от которых будет зависеть решение проблемы. Так, при одних обстоятельствах приемлемым будет одно решение, при иных – другое.

Предлагаются ситуации, связанные с безопасностью детей, а также образовательной среды в целом.

Данный материал будет полезен методистам, курирующим начинающих педагогов. В конце статьи предложены наводящие вопросы для обсуждения.

1. Характеристика педагогической ситуации:

В детском объединении «Экологический патруль» обучается 15 учащихся. В соответствии с ДООП и планом ЦВР был запланирован долгосрочный экологический проект «Чистый район». Трое ребят отказались от участия в этой акции, аргументируя это тем, что они не обязаны убирать бытовой мусор, так как должны убирать сотрудники ЖКУ. Педагог дополнительного образования обязала детей убираться. Утром в ЦВР пришла группа родителей, которая очень сильно возмущалась и утверждала о правоте своих детей. Определите действия педагога в этой ситуации.

2. Характеристика педагогической ситуации:

В детском объединении «Юные исследователи» - 15 учащихся. После продолжительного отсутствия педагога по причине болезни половина группы перестала посещать занятия. Что необходимо предпринять педагогу для восстановления посещаемости?

3. Характеристика педагогической ситуации:

Учащийся детского объединения «Юные журналисты», имея завышенную самооценку и высокую мотивацию к достижению успеха, решил выдвинуть свою кандидатуру в вышестоящую общественную структуру, тем самым представляя все объединение, но, не спрашивая мнения команды. Узнав это, основная часть коллектива высказалась против того, чтобы он представлял объединение, так как он не является авторитетом из-за неимения необходимых знаний и опыта. Возник конфликт.

Как могут развиваться события в коллективе? Как стоит отреагировать педагогу объединения?

4. Характеристика педагогической ситуации:

Вася, учащийся детского объединения «Самураи», 15 лет, после занятия был замечен своими одногруппниками курящим за углом ЦВР в компании ребят, не посещающих детское объединение. Ребята сказали Васе, что курить нельзя, после чего завязалась драка между курящими и некурящими ребятами. Перед следующим занятием учащиеся рассказали о произошедшем педагогу.

Как стоит отреагировать педагогу объединения?

5. Характеристика педагогической ситуации:

К педагогу спортивного детского объединения за помощью обратились родители одного из учащихся, Ивана, 14 лет. Родители жалуются на плохую успеваемость своего сына в школе. Говорят, что их он тоже не слушает, аргументируя тем, что ему не нужно образование («читать, писать, считать умею, больше ничего в жизни не пригодится»), он будет спортсменом, как его тренер.

Как стоит отреагировать педагогу объединения?

6. Характеристика педагогической ситуации:

Педагог детского объединения «Юный лингвист» заметил странное поведение одной девочки на занятии (Катя, 10 лет). Обычно веселая, общительная и жизнерадостная Катя уже месяц не проявляет активности на занятии, замкнулась в себе, почти не общается с друзьями. После занятия педагог подошел к маме Кати, спросил, всё ли в порядке у них дома, не произошло ли что-то. На что мама отказалась давать комментарии и быстро удалилась в расстроенных чувствах.

Как стоит отреагировать педагогу объединения?

7. Характеристика педагогической ситуации:

К педагогу объединения «Я- блогер» обратилась Маша, 14 лет. «Недавно я была в гостях у двоюродных братьев и с их компьютера заходила на свою страничку в социальной сети, но не вышла перед тем, как уйти из гостей. Братья разослали всем моим друзьям неприличные картинки, а на моей стене написали оскорбительные сообщения про всех моих знакомых. Что же мне делать? Что подумают мои друзья? Удалять страницу очень не хочется. Хочу отомстить своим братьям, хотя и понимаю, что это неправильно».

Как могут развиваться события? Как стоит отреагировать педагогу объединения?

8. Характеристика педагогической ситуации:

На занятии в спортивном объединении «Самураи» во время тренировочного боя (спарринга), Павел (16 лет) проявил излишнюю агрессию к своему напарнику Андрею (14 лет), нанес ему удар, после которого у Андрея пошла кровь носом. Педагог с трудом разнял ребят, остановил занятие, оказал первую помощь мальчику. На вопросы педагога о причинах произошедшего, Павел пояснил, что заподозрил Андрея в том, что он проколол шины его велосипеда после прошлого занятия, и таким образом решил ему отомстить.

Как стоит отреагировать педагогу объединения?

9. Характеристика педагогической ситуации:

В детском объединении «Знатоки своих прав» дети первого года обучения (10 лет) и их родители проявляют явный скептицизм и недоверие к педагогу, но продолжают посещать занятия. Дети на занятии постоянно задают педагогу провоцирующие вопросы, намекающие на его некомпетентность, включают на телефоне диктофон или звонок родителю для прослушивания занятия.

При этом педагог невозмутимо продолжает занятие, дает новую информацию, но на следующем занятии дети не могут воспроизвести пройденный материал, т.к. отвлекались на проверку грамотности педагога.

Как могут развиваться события? Как стоит отреагировать педагогу объединения?

Вопросы для обсуждения:

1. Достаточно ли Вам информации для построения гипотезы и выбора путей коррекции? Если нет, - напишите список вопросов, которые Вам необходимо выяснить и способы получения интересующей Вас дополнительной информации. Если нужно – произвольно доопределите ситуацию.

2. Проблема, как Вы её понимаете.

3. Правовые нормы, регулирующие описанную ситуацию.

4. Педагогический анализ ситуации.

5. Перечислите основные методические приемы, которые Вы станете использовать в данном конкретном случае.

6. К какому результату Вы хотите прийти? По каким показателям Вы оцените свое продвижение к цели?

7. С какими другими специалистами, государственными и муниципальными органами, общественными организациями необходимо взаимодействовать для решения проблемы?

При возникновении затруднений при выполнении задания начинающие педагоги могут обратиться за помощью к более опытным педагогам и методистам. Подведение итогов и обсуждение возможных вариантов решения педагогических ситуаций рекомендуется проводить в форме круглого стола.


  СИМВОЛЫ - 2020





  KAZANOBR - 2020



  Свидетельство




Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2020

Казанский образовательный портал. Управление образования ИКМО г. Казани

Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-61687

выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций

Яндекс.Метрика