Учреждение дополнительного образования – территория безопасности для детей и подростков

Горшкова Татьяна Павловна
МБУ ДО «Центр внешкольной работы»
Авиастроительного района г.Казани


Проблема безопасности жизнедеятельности человека на сегодняшний день является одной из самых актуальных в современном мире. Культивирование жестокости и агрессии, рост терроризма, насилия в семьях, в детской и подростковой среде, обесценивание человеческой жизни – все эти факторы усиливают проблему психологической безопасности. Не всегда позитивную роль здесь играют средства массовой информации, которые деструктивно влияют на психику детей и подростков, провоцируя их на девиантное поведение, приводя к нарушениям эмоционально-волевой сферы личности.

Ключевая роль в обеспечении безопасности жизнедеятельности принадлежит образованию, в том числе дополнительному. Именно здесь реализуются возможности для личного становления ребенка, осуществления свободы выбора гуманистических ценностей. Учреждения дополнительного образования призваны облегчить процесс взросления детей, обеспечить подрастающей личности психологическую поддержку в момент ее становления, создавая соответствующий круг общения, формируя определенные вкусы и наклонности, удовлетворяя потребности в самореализации. При этом системой дополнительного образования используется весь арсенал средств, включая потенциал родителей и механизмы взаимодействия с социумом.

Центр внешкольной работы Авиастроительного района г. Казани – это не только учреждение, где дети получают дополнительное образование, но и психологически безопасное, комфортное пространство для развития здоровых во всех отношениях детей. Психологическая безопасность здесь обеспечивается целой системой мероприятий, направленных на полноценное развитие и воспитание ребенка, создание атмосферы общности интересов, эмоциональной поддержки, единства обучающихся, педагогов и родителей.

Система безопасности жизнедеятельности в ЦВР предполагает:

- формирование у детей подростков приоритета здорового образа жизни;

- развитие потребности в проведении содержательного, интересного досуга;

- создание условий для развития положительных личностных качеств, самовыражения и самореализации в коллективе сверстников;

- оказание помощи подросткам в профессиональном самоопределении.

В Центре создана необходимая нормативно-правовая база, разработаны локальные акты, регламентирующие ответственность должностных лиц по обеспечению безопасности образовательного процесса, пропускной режим, эффективность использования системы контентной фильтрации интернет-ресурсов и многие другие. Осуществляется программно-методическое обеспечение образовательной деятельности и внеаудиторных мероприятий по безопасности жизнедеятельности. Реализуются такие дополнительные общеобразовательные программы как: «Юный инспектор дорожного движения», «Школа безопасности», «Здоровье», досуговая программа «Планета развлечений» (модуль «Уроки осторожности и здоровья»). Организационно-массовым отделом, отделом по работе с детскими общественными организациями ЦВР совместно с инспекторами дорожного движения проводятся такие мероприятия как уроки безопасности, муниципальные этапы республиканских конкурсов «Юные инспектора дорожного движения», «Дорога без опасности», целью которых является формирование у детей навыков безопасного поведения на дорогах, воспитание законопослушных участников дорожного движения и пропаганда здорового образа жизни.

Администрацией Центра внешкольной работы предпринимаются меры по обеспечению доступности образовательной среды для детей с ограниченными возможностями здоровья. В учреждении реализуется две адаптированные дополнительные общеобразовательные программы: «Общая физическая подготовка» физкультурно-спортивной направленности для детей с соматическими заболеваниями – учащимися СОШ №168 и «Маленькие кудесники» художественной направленности для учащихся образовательного учреждения восьмого вида для детей с нарушенным интеллектом (интернат №1).

Благодаря успешной грантовой деятельности, в нашем Центре создана необходимая материально-техническая база для занятий такими востребованными в подростковой среде видами деятельности как спорт, туризм, техническое творчество. Многие направления, представленные у нас, поистине уникальны: водные лыжи, пожарно-спасательный спорт, ракетомоделирование, биотехнология и визуальная биология, космические технологии.

Невозможно переоценить роль системы дополнительного образования в жизни детей и подростков, имеющих склонности к асоциальным проявлениям, детей группы риска. И в этом смысле – участие в работе объединений нашего Центра – прекрасное средство для профилактики асоциальных явлений в подростковой среде. Недаром проект, разработанный в ЦВР для таких подростков, получил название «Центр притяжения». Что же притягивает подростков в наш Центр? Прежде всего, то, что здесь они имеют возможность изменить свой социальный статус, занимаясь любимым делом. Ведь никто в УДО не знает, какой у него статус в школе – двоечник он или отличник. Да это и неважно. Важно, что в объединении дополнительного образования он может проявить положительные личностные качества, стать авторитетом для сверстников, реализовать свои лидерские амбиции. Большие возможности для этого предоставляют проекты: «Планета спорта и развлечений», «Природа и мы», которые направлены на приобщение детей и подростков к массовым видам спорта, способствуют формированию у них потребности в активном, здоровом досуге, формируют приоритет здорового образа жизни, развивают физические и волевые качества личности.

Организуя работу с подростками, особенно из группы риска, важно учитывать тот факт, что есть семьи неполные, где отсутствует авторитет отца, не всегда существует взаимопонимание между детьми и родителями. И здесь система дополнительного образования может компенсировать подросткам недостаток мужского воспитания дома. В нашем Центре работает высокопрофессиональный педагогический коллектив, команда профессионалов, энтузиастов своего дела. Большое преимущество Центра в том, что в коллективе 38% мужчин. Из них 6 – мастера спорта, трое – судьи первой категории, двое награждены Знаком «За заслуги в развитии детско-юношеского туризма», один - медалью «За спасение погибающих». В этих условиях подростки, нашедшие в стенах учреждения дополнительного образования не только дело по душе, но и заинтересованных в их судьбе педагогов или просто хороших друзей, не пойдут во двор искать кампанию, где «их понимают».

Подростки в период взросления испытывают трудности, связанные с самореализацией (неумение организовать свое свободное время, компьютерная зависимость, зависимость от улицы, асоциальные компании и т.д.). В нашем Центре мы учим их содержательному и полноценному использованию времени, предоставляем возможность продуктивной деятельности в соответствии со своими интересами и способностями. И здесь, с ними рядом должны находиться другие дети, их сверстники, чье мнение и пример для них является очень важным, на чей успех можно равняться. Ежегодно около 70 процентов обучающихся Центра показывают высокий уровень подготовленности в избранных ими направлениях деятельности, что подтверждается победами на соревнованиях, конкурсах, научно-практических конференциях. Воспитанники нашего Центра добиваются значимых побед в таких престижных мероприятиях федерального и международного уровней как: Всероссийская олимпиада научно-исследовательских и учебно-исследовательских проектов детей и молодежи «Созвездие», Всероссийские юношеские научные чтения им. С.П. Королева с международным участием, Региональный чемпионат «Молодые профессионалы» (WordSkillsRussia) чемпионского цикла 2019/2020 годов, Всероссийская инженерная олимпиада кружкового движения Национальной технологической инициативы «Junior» и многие другие.

В результате успешной работы мы обеспечиваем подросткам такое социальное окружение, которое бы максимально стимулировало их способности и волевые качества в достижении наилучшей самореализации. В совместной работе с увлеченными своим делом детьми и педагогами приобретаются устойчивые положительные установки и формы поведения. Так в системе дополнительного образования реализуется реальный шанс оградить детей и подростков от угрозы асоциального поведения, развить свои личностные качества, самореализоваться в коллективе сверстников.


  СИМВОЛЫ - 2020





  KAZANOBR - 2020



  Свидетельство




Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2020

Казанский образовательный портал. Управление образования ИКМО г. Казани

Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-61687

выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций

Яндекс.Метрика