Роль тьюторского сопровождения в инклюзивном образовании в системе УДО

Спирюхина Татьяна Владимировна
МБУ ДО «ЦДТ пос. Дербышки»
Советского района г.Казани


Словарь: тьюторство, безбарьерная среда, социальная интеграция, нозология, инклюзивное образование.

Аннотация: в статье говорится о тьюторском сопровождении в объединении «Познавайка» как о педагогической деятельности по индивидуализации образования, направленной на развитие высших психических функций у детей с ОВЗ в системе дополнительного образования.

Вся моя работа, как тьютора направлена на преодоление трудностей в обучения детей, связанных с индивидуальными особенностями ребенка. Нахождением ресурсов для преодоления трудностей, создания безбарьерной среды.

Основные направления в моей педагогической деятельности работе:

? Направлена на максимальную коррекцию отклонений в развитии у детей с ОВЗ;

? Диагностируя детей, определяю структуру и степень выраженности имеющегося у них дефекта;

? Составляю индивидуальный адаптированный образовательный маршрут, затем индивидуальную программу развития особенного ребенка;

? Комплектую группы для занятий с учетом психофизического состояния обучающихся для коммуникации и социализации;

? Провожу индивидуальные и групповые занятия по исправлению отклонений в развитии;

? Осуществляю связь с родителями (лицами, их замещающими), провожу консультации;

? Активно использую интерактивный интернет–портал МЕРСИБО, работаю с развивающими играми от МЕРСИБО, участвую в вебинарах, имею сертификаты участия.

? Участвовала в республиканском семинаре по теме: «Тьюторское сопровождение детей с ОВЗ-необходимое звено инклюзивного образования», имею сертификат участия.

Своей главной задачей считаю построение образовательного пространства как зоны проявления и формирования познавательных интересов обучающихся, а также оказание консультативной помощи родителям детей с проблемами в развитии.

Специфика работы тьютора с детьми с ОВЗ:

? максимальное использование сохранных анализаторов (зрительный, слуховой, тактильный);

? длительное закрепление речевых навыков;

? частый повтор упражнений с элементами новизны, постепенное усложнение;

? частая смена видов деятельности (быстрая утомляемость);

? конкретность и доступность заданий;

? умеренный темп работы;

? постоянное поддержание интереса к занятиям (эмоциональность);

? мотивация к успеху.

Принципы в работе с детьми с ОВЗ:

? Четкие инструкции, конкретные целевые установки, постепенное их нарастание и усложнение.

? Учет индивидуальных способностей и темпов психического развития.

? Использование игровых и занимательных приемов работы.

Методики, часто используемые на занятиях:

? методика Шульте,

? методика Пьерона-Рузера,

? метод 10 слов А. Лурия,

? развивающие игры для детей МЕРСИБО.

? использую конструктор рабочих программ от интерактивного интернет – портала МЕРСИБО.

Сопровождая детей с ОВЗ в рамках дополнительного образования, тьютору приходится иметь дело с очень разным контингентом, требующим особого подхода, а это значит, что построение программы ведется не только на знаниях общих методик, но и на интуиции педагога. Она помогает специалисту, пробовать различные варианты методов и приемов, чтобы найти тот самый, который подойдет для полного раскрытия возможностей особенного ребенка.

Дети, посещающие клуб «Родник» имеют различные нарушения развития. Это дети с нарушением слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы. А также с аутизмом и комплексными нарушениями развития. Диапазон различный: от детей, способных при небольшой помощи обучаться на равных вместе со сверстниками, – до детей, нуждающихся в специальной адаптированной к их возможностям индивидуальной программе развития (АОИП).

Ребенок с особыми образовательными потребностями должен прийти в дополнительное образовательное учреждение с определенным диагнозом, но чаще, родители скрывают реальный диагноз, и педагогам приходится много времени тратить на установку диагноза. Поэтому большое внимание уделяется работе с родителями, демонстрируя открытые занятия, мастер классы, на которых родители сами видят разницу в развитии детей .

Тьютору необходимо понимать и учитывать не только индивидуальные возможности ребенка, но и особенности, вызванные его нозологией. Он должен знать основную специфику работы с детьми, а также понимать, к кому из специалистов он сможет перенаправить ребенка на консультацию.

Владение знаниями о специфике работы с конкретной категорией детей, помогут тьютору правильно подобрать адаптированный индивидуальный маршрут. Если на занятие пришел ребенок с СДВГ. Важно: давать четкие, конкретные инструкции; соблюдать четкий ритм, структуру, организацию занятия. Оптимальное место в кабинете для ребенка с СДВГ - недалеко от стола педагога, необходимо положительное, выдержанное и последовательное отношение к нему. А также надо давать такому ребенку дополнительные задания, допускающие возможность движения, смены деятельности (раздать материалы, листы бумаги и т.д.)

В случае с ребенком с интеллектуальными нарушениями, необходимо тьютору адаптировать задания так, чтобы они соответствовали уровню его нозологии, для этого разбивайте задание на короткие отрезки и учебные задачи, включайте других детей для оказания помощи. Предельно четко связывайте материал занятия с опытом и повседневной жизнью ребенка, избегайте путаницы. Не замечайте отрицательного поведения, если ребенок делает это с целью привлечь внимание, обязательно дайте позитивную оценку при малейших положительных результатах.

Особенного подхода требуют и дети с ДЦП. Они должны иметь возможность передвигаться по помещениям тем способом, которым он может; говорить и писать так, как позволяют его моторные возможности. Часто ребенку важно находиться в стабильной позе, при которой влияние тонических рефлексов было бы минимальным. При повышенном или сниженном мышечном тонусе ребенку важно подобрать правильную мебель.

Ребенок со сниженным зрением, опирающийся в своей работе на осязание и слух, может работать в любом месте с учетом степени слышимости в этом помещении, а общая освещенность должна быть максимальной. Оптимальная нагрузка на зрение у слабовидящих детей составляет не более 15–20 минут непрерывной работы... Необходимо четко дозировать зрительную нагрузку, используя зону ближайшего развития.

Внимание следует также обратить на количество комментариев, которые будут компенсировать обедненность и схематичность зрительных образов. Особенно, следует уделять точности высказываний, описаний, инструкций, не полагаясь на жесты и мимику, выразительной и точной, ему нужно проговаривать все, что он делает, пишет или рисует. Называйте каждого говорящего по имени, чтобы было понятно, кто говорит. Используйте более крупные и яркие наглядные пособия, крупный шрифт. Создавайте опору на другие модальности. Во время занятий с таким ребенком рекомендуется использовать диктофон. Ребенок может учиться через прикосновения или слух с прикосновением, иметь возможность трогать предметы. Так, на занятиях по развитию элементарных математических представлений можно использовать компьютерные игры МЕРСИБО. Ребенок должен иметь возможность ориентироваться в пространстве: знать основные ориентиры комнаты, где проводятся занятия. В связи с этим не следует менять обстановку и место ребенка, особенно на первых порах, пока он не выработает автоматизма движения в знакомом помещении.

Детям с аутизмом необходимо создать тихое, уединенное место, где бы он мог побыть один. Ребенок должен иметь возможность выйти из помещения, он может иметь при себе любимый предмет, игрушку. Такому ребенку предпочтительнее сидеть на последней парте, где он будет постепенно привыкать к обстановке. Важно предоставить ребенку возможность самостоятельно обследовать помещение класса, комнаты для занятий. Нужно дозировать контакты с ребенком, т.к. может наступить пресыщение – тогда даже приятная ситуация становится для ребенка дискомфортной и может разрушить уже достигнутое.

Общение с ребенком с диагнозом аутизм должно осуществляться тихим, спокойным голосом, в некоторых случаях, особенно если ребенок возбужден, даже шепотом. Необходимо избегать прямого взгляда на ребенка, резких движений. Не следует обращаться к ребенку с прямыми вопросами или настаивать на продолжительности выполнения задания в случае отказа. Одежда специалиста должна быть спокойных тонов и в ней должно быть постоянство – это поможет ребенку привыкнуть к нему. Аутичным детям наиболее доступны схемы, и именно на них необходимо опираться в коррекционной работе. Ребенку с аутизмом необходима постоянная поддержка взрослого, его ободрение, чтобы перейти к более активным и сложным отношениям с миром. Здесь необходимо умение чувствовать настроение ребенка, понимать его поведение. В процессе работы в поведении аутичного ребенка выявляются стимулы, на которые необходимо опираться в ходе коррекционной работы.

Практика тьюторского сопровождения дает хорошие результаты и помогает ребенку, даже не самому успешному в школе, добиваться хороших результатов в системе дополнительного образования и в дальнейшем быть успешным и востребованным в жизни.

А самое главное, тьюторское сопровождение помогает детям преодолевать трудности, делает их более самостоятельными, учит их мыслить и думать.

Главное - тьютор должен помочь ребенку определиться с целью и вести его к этой цели, попутно советуя и помогая, если это нужно.

Таким образом, взаимные усилия и желание тьютора и ребенка обязательно приведут к положительным результатам.


  СИМВОЛЫ - 2020





  KAZANOBR - 2020



  Свидетельство




Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2020

Казанский образовательный портал. Управление образования ИКМО г. Казани

Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-61687

выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций

Яндекс.Метрика