Использование упражнений практической психологии в работе со страхами у детей с ОВЗ в рамках создания безопасной среды в образовательной организации

Мурзинова Галина Юрьевна,
методист, Центра детского творчества
пос.Дербышки Советского района г.Казани


Детям с ограниченными возможностями свойственны различные негативные проявления, которые педагоги и психологи называют «эмоциональной неадекватностью», «эмоциональными нарушениями». За этими терминами стоят страхи, тревоги, чрезмерная плаксивость и агрессивность, обидчивость, чувства подавленности и одиночества, многое другое. Дети и подростки не умеют разбираться в своих чувствах, контролировать их. В таких случаях чувства начинают руководить поступками детей, что приводит к затруднениям в общении с взрослыми, сверстниками.

Источниками неадекватного поведения ребенка с ограниченными возможностями, достаточно часто являются страх (отрицательная эмоция в ситуации реальной или воображаемой опасности) и различные его проявления: застенчивость, различные беспокойства, тревожность.

Дети, испытывающие различные виды страха, чаще всего самостоятельно не могут их преодолеть. В таких случаях у ребят с ограниченными возможностями, также как и у обычных детей, могут выработаться искаженные механизмы защиты.

Тревожность - ожидаемое или предвидимое возрастание напряжения или неудовольствия; оно может развиваться в любой ситуации (реальной или воображаемой), когда угроза какой-то части тела или души слишком велика, чтобы ее игнорировать, чтобы с ней не справится, или чтобы ее разрядить.

Застенчивость – сложное состояние, оно может оказывать разнообразные воздействия – от легкого дискомфорта до необъяснимого страха перед людьми.

Источник застенчивости – страх перед людьми. У детей с психомоторными, интеллектуальными и речевыми нарушениями застенчивость имеет широкий спектр психических состояний: от испытываемой время от времени неловкости в присутствии других людей до всепоглощающей тревоги, которая нарушает процессы их обучения, включения в социальную жизнь. Нарушения здоровья, которого сами по себе препятствуют адекватному общению детей, усугубляются.

Защита от тревожности состоит в искажении или отрицании самой ситуации. Эго защищает личность в целом от угрозы, искажая суть самой угрозы. Способы искажения называются защитными механизмами.

В результате у таких детей возникают барьеры, препятствующие установлению нормальных контактов между людьми, что ведет к возникновению различных нарушения здоровья, имеющих вторичный характер.

В отделе социальной и педагогической реабилитации детей с ограниченными возможностями (ЦДТ поселка Дербышки Советского района города Казани) ведется коррекционная работа, направленная на обучение детей с психомоторными, интеллектуальными и речевыми нарушениями методам регуляции собственного эмоционального состояния и поведения.

Рассмотрим некоторые направления обучения детей методикам преодоления чувства страха в группе психокоррекционного развития «Лесенка».

Задачи обучение детей в этом направлении:

? формирование у детей навыков самопознания, необходимых для осознания у себя чувства страха;

? формирование умения отделять объект, вызывающий страх от самого чувства страха;

? выполнение упражнений, направленных на снижения уровня тревожности и страха;

? выработка навыков уверенного поведения;

? воспитание осознания чувства необходимости контролировать свое эмоциональное состояние в соответствии с конкретной жизненной ситуацией;

? развитие коммуникативных способностей;

? развитие познавательной активности;

? совершенствование внимания, памяти, воображения, мышления;

На занятиях выстраивается такая игровая ситуация, в которой дети обучаются преодолевать пугающие их препятствия, противостоять угрозам или убегать от них, вступают во взаимодействие с проблемой, стараясь уменьшить ее воздействие. Таким образом, педагог помогает детям уменьшать возможность возвращения страхов, уменьшения при этом перспективы дополнительной тревожности в будущем.

В работе с детьми с различными нарушениями психомоторики, интеллекта и речи, эффективны адаптированные упражнения практической психологии, применяемые для работы с обычными детьми и подростками.

Условия для выполнения упражнений детей с указанными нарушениями такие, необходимо:

• создание игровой, сказочной ситуации (метод сказкотерапии).

• использовать больше наглядного материала. Этим условием не следует пренебрегать, поскольку ограниченный словарный запас, нарушения мышления и речи детей препятствует результативному выполнению упражнений.

• Проводить индивидуальные «репетиции» перед коллективными занятиями:

а) с застенчивыми детьми и с детьми с моторными нарушениями, заучивая некоторые упражнения, без проговаривания сюжета игры в котором эти упражнения будут использоваться;

б) с детьми с нарушениями речи и интеллекта, для обсуждения с ними вопросов об объектах, пугающих их.

Выполнение этого условия, позволяет сделать коллективные занятия более результативными, не затягивать выполнение упражнений.

В процессе обучению детей преодоления чувства страха, наиболее результативными оказались следующие упражнения (желательно выполнять их в предложенной последовательности):

1. Включение на занятиях фонограммы со «страшными» звуками, неожиданное появление непонятных объектов позволяет детям испытать чувства тревоги, страха, настроить детей на занятие.

2. Побуждение детей изображать страх всеми возможными им способами: движениями, как появляется страх (он крадется, прибегает, вползает, тихонечко заходит?); выбрать игрушку похожую на страх, вызывающую страх; выбрать из предложенной одежды ту, в которая «надета» на страх; назвать слова, которые мы говорим, когда испытываем страх; нарисовать и изобразить лицо испуганного человека; назвать «любимые» блюда, цвета, музыку, время года, суток страха. Детей просят изобразить, как они дрожат, испытывая страх.

Выполнение этого упражнения помогает детям проживать ситуацию страха, глубже осознавать его проявления. Начинается работа педагога по формированию навыков снижения уровня тревожности и страха. Кроме того, у детей с интеллектуальными нарушениями абстрактное мышление развито недостаточно. Представленные упражнения позволяют на основе понятного детям чувства страха, развивать указанный вид мышления.

3.Детей просят рассказать или показать на картинках объекты, вызывающие страх, объясняя, что если рассказать о том, что пугает, чувство страха может исчезнуть или превратиться в какое-то другое чувство: интерес, веселье, грусть. В процессе этого упражнения дети учатся отделять объект, вызывающий страх от самого чувства страха; убеждаются, что другие дети часто боятся того же, что и они. Кроме того, это упражнение направлено на снижения уровня тревожности и страха позволяет, формировать основы адекватного поведения в момент страха.

4.Упражнение “Башня страха”. Детям показывают нарисованную на листе ватмана башню с явно выраженным разделением на этажи. Дается инструкция: «Представьте себе, что в этой башне живет то, что вызывает в вас страх. На самом верхнем этаже живут те, кого или чего вы боитесь больше всего. Чем ниже этаж, тем слабее страх. То чего вы боитесь меньше всего, живет на самой нижнем этаже. Давайте нарисуем или возьмем картинки с тем, кого или чего вы боитесь, и поселим их в башне». Эта проективная методика очень нравится детям и является достаточно результативной для развития основ самопознания.

5. Упражнение: «На нас напало стадо бешеных комаров». Оно заключается в том, что на всё произносимое педагогом, детей просят повторять: «Ха! Смело иди вперед!», размахивая флажком со знаком «Победы над страхом», активно маршируя вокруг педагога. Упражнение направлено на выработку навыков уверенного поведения, снятие мышечного напряжения, связанного с тревогами и беспокойствами.

6. Упражнение «Страшная коробка». Детей просят все картинки с пугающими объектами бросить в коробку. Это упражнение очень результативно в конце занятия, оно помогает детям осознанно называть свои страхи. Выполнение упражнения позволяет снять некоторое эмоциональное напряжение детей, связанное со страхами.

Кроме представленных упражнений для коллективных занятий, эффективно «работают» индивидуальные тематические мини-медитации для подростков. Для результативного проведения этого упражнения, необходима предварительная, часто длительная работа по обучению ребенка с нарушениями к условиям выполнения мини-медитации: правильной позе и дыханию, расслаблению всего тела.

Представленный перечень упражнений, используемый на занятиях «Лесенка», несомненно, не полный. Подбирая другие упражнения для коррекции поведения детей в ситуации страха необходимо учитывать индивидуальные особенности развития каждого ребенка и учить детей методам, которые позволяют справиться со страхом. Необходимо убеждать обучающихся в том, что то, чего они боятся - не всегда угрожает достижению желаемых целей. Работа педагога направляется на создание искусственных ситуаций, в которых у ребенка запланировано, ослабляется или снимается напряжение от страха или вызывающих тревожность объектов.

Важная задача педагога дополнительного образования помочь детям осознать, что страх перед внешними силами ослабеет, когда выяснится, что с ним можно справиться или что они не угрожают достижению желаемых целей.


  СИМВОЛЫ - 2020





  KAZANOBR - 2020



  Свидетельство




Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2020

Казанский образовательный портал. Управление образования ИКМО г. Казани

Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-61687

выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций

Яндекс.Метрика