Софьина Наталья Александровна,
Токинова Марина Игоревна
методисты МБУ ДО «ГДДТ им. А.Алиша»
«Растить будущих граждан в полном сознании,
что их энергия и способности
должны посвящаться служению на пользу другим людям»
принцип №10 Декларации прав ребёнка.
Искусство обучения и воспитания – одно из самых древних и сложных. Но начинается оно с поразительно простого, бесхитростного – профессионализма педагога, умения увидеть в каждом ребёнке творческие начала.
Задача социального становления личности ребенка является важной и актуальной для современного общества. Период изменений и переориентации ценностей жизни существенно повлиял на процесс формирования социального опыта у детей и подростков, снизил их социальную активность. Подготовленность к новому типу отношений обеспечивает путь и перспективы развития нашего общества и государства в целом. Являясь педагогами, методистами дополнительного образования, мы рассматриваем свою работу, как подготовку молодого поколения к новому образу жизни с одной стороны и, как процесс освоения личностью общественного опыта, закрепленного в культуре, с другой, поскольку современная наука неоднозначно трактует взаимосвязи процессов воспитания и развития. Но однозначно перед нами определена цель педагогической деятельности, которая направлена на социализацию личности ребенка: формирование готовности к социальным действиям, через социальное проектирование.
Сегодня в образовательных учреждениях недостаточно уделяется внимания такому виду деятельности как общение. Это важнейшее условие развития личности пущено на самотек: как у кого из подростков оно сложится, или не сложится – взрослых мало волнует, главное, чтобы дети учили уроки и сдавали экзамены.
Организуя работу, мы основываемся на принципах менеджмента организаций, соблюдая общие закономерности и устойчивые требования, обеспечиваем эффективную реализацию акций и проектов. Стараемся закладывать логику, интуицию и здравый смысл, необходимость оценивать реальные возможности коллектива при организации социально-значимых инициатив. В связи с этим значительно возрастает роль органов самоуправления учащихся, общественных организаций и объединений, направленных на создание условий для социализации подростков.
Ученическое самоуправление — это возможность самим учащимся планировать, организовывать свою деятельность и подводить итоги, участвовать в решении вопросов школьной жизни, проводить разного рода мероприятия и дела, которые им интересны.
Это дает возможность подросткам попробовать себя в различных социальных ролях, накопить опыт общения, преодоления трудностей, испытать ответственность за свои поступки. Стратегия развития организаторских способностей у детей в детских общественных объединениях, учреждениях общего и дополнительного образования, как факторов демократизации и социализации воспитательного процесса в образовательном комплексе является одним из важнейших принципов работы с детьми.
Сегодняшний педагог – полноправный соавтор современной стратегии управления образованием. Именно педагоги должны быть впереди освоений и пропаганды современных образовательных технологий, в продвижении новых педагогических знаний, долгосрочных программ дополнительного образования.
Мы, как педагоги, методисты детских, педагогических сообществ обязаны ставить цель и намечать пути ее достижения, в процессе внося коррективы, беспристрастно анализируя свои поражения и достижения, мгновенно реагировать, как говорят физики, на изменения граничных условий, оперативно осуществлять поиск необходимой информации. Поэтому педагогическую работу с ребятами стараемся сделать такой же разнообразной: дифференцированной, личностно-ориентированной, с индивидуальными маршрутами профессионального роста.
Как бы это не звучало парадоксально, на педагога учат в ВУЗах и ССУЗах, однако, даже завершая педагогическое образование с красным дипломом, не каждый становится тем педагогом, за которым идут дети, на которого равняются родители и на кого хотят быть похожим!
Учиться или не учиться – это каждый решает для себя сам, в зависимости от высоты собственной планки профессионального роста. Но инновационные идеи и современные информационные технологии должны прочно войти в повседневную профессиональную деятельность.
Педагог может чего-то не знать или не уметь, как и человек любой другой профессии, но он просто обязан обладать потенциальной энергией для получения необходимых знаний, информации, для совершения работы по преодолению сил инертности, обыденности. Распознать в каждом ребёнке талант, его сильные стороны (и слабые – тоже, но только, ни в коей мере не для того, чтобы унизить, высмеять). И донести это, отшлифовать лучшие качества личности и подтянуть западающие. Главное, чтобы в этих делах детей и взрослых объединяли общие цели, общие жизненно важные заботы, а их отношения строились на принципах сотрудничества и сотворчества.
Каждое дело - творчески, иначе - зачем?
Каждое дело - с пользой, иначе - зачем?
Каждое дело - людям, иначе - зачем?
Воспитывая высокообразованную, культурную, творческую и социально-активную личность необходимо понимать и постигать мир прекрасного, не забывая о радостях жизни, эстетически формировать мышление и чувства ребят, их отношение к Родине, к природе, к обществу, к труду, к семье, к самому себе, формировать жизненные представления по законам красоты.
Такой подход позволяет осуществить гармоничный переход через красоту к сопереживанию, через сопереживание к отзывчивости, через отзывчивость к активным социальным действиям.
Успех зависит от нашего настроя. Если вы одержимы и верите, в необходимость дела, то за вами пойдут ребята, педагоги, и их родители! Работая в общественных объединениях, мы с пользой для себя и общества проводим время, получая массу удовольствия, жизненной энергии и вдохновения! Ведь все в наших руках! Это наш добровольный выбор! Выбор – активного, здорового образа жизни, который важно передавать детям!
- в общеобразовательной организации |
- в учреждениях дополнительного образования |
- в детском саду |