Создание безопасной среды при осуществлении комплексного подхода в работе с детьми с ОВЗ

Иванова Елена Михайловна,
МБУДО «Центр детского творчества пос.Дербышки»
Советского района г.Казани


Обучение и воспитание детей с ограниченными возможностями, включение их в общественную жизнь и производственную деятельность - сложная социальная и педагогическая проблема. В поиске решения этой актуальной проблемы на базе Центра детского творчества п. Дербышки г. Казани был создан отдел социальной и педагогической реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья (клуб «Родник»). Работа данного клуба позволяет решать ряд проблем детей-инвалидов и их семей:

• Социальная адаптация и педагогическая реабилитация;

• Недостаток общения и оторванность от общественной жизни;

• Невозможность посещать другие реабилитационные центры из-за их отдаленности;

• Некомпетентность родителей в развитии у детей с ограниченными возможностями познавательных процессов, творческих и коммуникативных способностей.

Деятельность отдела направлена на контингент детей, имеющих психические заболевания, грубые интеллектуальные нарушения, физические ограничения, нарушения слуха, речи. Для многих детей нашего микрорайона клуб «Родник» до сих пор является единственным источником социальной адаптации и педагогической реабилитации.

Клуб «Родник» работает по трем направлениям - это учебно-воспитательный процесс, культурно-массовая работа и социальная работа.

Опыт работы отдела социально-педагогической реабилитации детей с ограниченными возможностями показал, что дети дошкольного и младшего школьного возраста, а особенно дети с нарушениями в развитии, не всегда адекватно могут выразить свои мысли, чувства, ощущения, что является препятствием для установления полноценного контакта как между взрослым и ребенком, так и между детьми. В то время как именно младший школьный и дошкольный возраст чрезвычайно благоприятен для овладения коммуникативными навыками. Дети в этом возрасте отличаются особой чуткостью к языковым явлениям, у них появляется интерес к осмыслению своего речевого опыта, решению коммуникативных задач.

Для успешной социализации детей с ограниченными возможностями, важное значение имеет знание причин и характера нарушений развития. Хорошо известно, что дети, страдающие одним и тем же заболеванием, по-разному отстают в развитии. Поэтому, чтобы правильно построить учебно-воспитательный процесс, каждый ребёнок, поступая в клуб, проходит психолого-педагогическое обследование. Педагог, работающий с этим ребенком в дальнейшем, получает соответствующие рекомендации по организации учебно-воспитательной работы.

Работа отдела строится на комплексном обучении ребёнка, поэтому дети, занимающиеся в клубе, могут обучаться сразу по нескольким направлениям. Благодаря правильно построенному учебно-воспитательному процессу, дети одновременно развивают творческие и интеллектуальные способности, укрепляют физическое здоровье, развивают коммуникативные способности. Такая тенденция особенно важна и необходима при работе с детьми с ограниченными возможностями.

Если ребенок не имеет возможности хорошо освоить обучение, система дополнительного образования позволяет адаптировать программу в соответствии с потребностями ребенка, разработать план индивидуальной работы и, на его основе – индивидуальную образовательную программу (ИОП) для конкретного ребенка. Основанием для этой работы являются данные психолого-педагогической диагностики.

Разработка индивидуальной образовательной программы для детей с ОВЗ ведется в два этапа:

Диагностический. Сбор данных об особенностях ребенка.

Информация об особенностях развития ребенка необходима для проектирования такой индивидуальной образовательной программы, которая им может быть успешно освоена. 1. Психологическая диагностика воспитанника с целью определения уровня ребенка, зоны его ближайшего развития (производится психологом отдела, с согласия родителей). 2. Собеседование с родителями (для определения характеристик ребенка). 3. Оценка психофизиологических особенностей ребенка по внешним параметрам (производится педагогом). Итогом данного этапа является составление «характеристики» ребенка для разработки педагогом индивидуальной программы обучения, определения его возможностей траектории развития средствами дополнительного образования.

Практический. Проектирование индивидуальной образовательной программы.

Проектирование содержательной стороны ИОП - наиболее трудоёмкий и ответственный этап, поскольку именно в программе отражаются необходимые средства, условия, формы и методы работы с конкретным ребенком. Общепринятым в литературе об инклюзивном образовании, термином, объединяющим все перечисленные параметры, является термин, предложенный – приспособления. Чем детальнее будут продуманы все эти приспособления вначале обучения ребенка, тем более эффективен будет процесс реализации программы.

Важным компонентом при организации и проведении индивидуальных занятий является создание условий для адаптации ребенка с ОВЗ, раскрытие творческого потенциала каждого учащегося, реализацию его потребности и самовыражения.

Нарушения развития детей являются многоплановыми, поэтому продолжительность обучения детей педагог определяет индивидуально. Ребенок обучается в объединение до тех пор, пока не усвоит весь учебный материал, доступный уровню его развития. Эта особенность программы дает возможность обучаться детям с особо сложными диагнозами (за исключением детей имеющих умственную отсталость).

Образовательная работа с указанной категорией детей является достаточно сложной для педагогов системы дополнительного образования. Для этих детей характерными являются инертность, тугоподвижность нервных процессов, что ведет к снижению работоспособности, повышенной утомляемости и отвлекаемости, отсутствию целенаправленных действий, снижению интереса к окружающему. У детей страдают процессы обобщения и абстрагирования, анализа и синтеза, наблюдается инертность, косность мышления. Все это приводит к нарушениям развития речи (бедность словаря, трудности в формулировании собственных высказываний, непонимание обращенной речи), к задержке и трудностям формирования математических представлений.

В связи с этим, педагог имеет право, в зависимости от диагноза и специфики заболевания, выборочно реализовывать разделы программы и увеличивать количество годов обучения, пока ребенок не сможет освоить все темы программы. Допускается, что ребенок не сможет освоить все разделы программы (для диагнозов ДЦП с неврологическим характером двигательных расстройств, нарушением интеллекта).

Учебно-воспитательный процесс организуется с учетом возможностей и потребностей детей с ограниченными возможностями.

Всего в отделе работает 8 направлений:

- Основы двигательной активности «Ритмы детства» - сбалансированное сочетание хореографического и оздоровительного направлений. Программа направлена на укрепление, оздоровление детей, повышение защитных сил организма, формирование компенсаций, используя резервные возможности детского организма и обучение основам хореографии.

В программу включены элементы гимнастики, акробатики, основы классического и народного танцев, ритмики, современный танец.

В результате освоения программы у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья наблюдается коррекция и развитие психомоторных способностей, дети имеют понятие навыков двигательной координации и памяти, раскрывается их творческий потенциал.

- Студия личностного роста «Лесенка» – психологическое диагностирование, формирование и развитие произвольности познавательных процессов, личностная адаптация ребенка, психологический театр.

Программа «Лесенка» предполагает организацию специальных занятий, включающий комплекс взаимодополняющих направлений, необходимых детям для создания социально-психологических условий в обстановке целостного психологического развития ребенка, на решение в процессе такого развития конкретных проблем обучения, поведения или психического самочувствия.

- Развитие речи «Говоруша» - диагностика речевого развития, понимание обращенной речи, формирование фонематического слуха, обогащение словаря, развитие связной речи.

Образовательная программа направлена на обучение детей владению грамматически правильной разговорной речью; исправление нарушения звукопроизношения. Предполагается «непрерывность» обучения для детей разных стартовых показателях состояния экспрессивной речи.

Занятия проводятся для детей с широким спектром речевых патологий и ведутся в присутствии родителей, чтобы те могли закрепить и повторить полученные детьми знания и навыки дома, с целью получения более быстрого положительного результата обучения.

- Лечебная физкультура – оздоровительные методики, исправление осанки, спортивные игры, элементы хореографии, эстафеты.

Основной контингент занимающихся в объединении ЛФК составляют дети, страдающие сердечнососудистыми заболеваниями, заболеваниями органов дыхания, нарушением осанки и др.

- Прикладная студия «Ступени творчества» - работа с природным и бросовым материалом, оригами, вязание, лепка, бисер, лоскутная техника.

Программа объединения направлена на знакомство детей с различными художественными материалами, развитие изобразительных, художественно-конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности и даёт возможность обучающимся детям с ОВЗ попробовать свои силы в разных техниках декоративно-прикладного творчества. Программа демонстрирует педагогические возможности прикладного творчества и изобразительной деятельности для адаптации детей в среде сверстников. К каждому ребенку применяется индивидуальный подход, благодаря чему дети уходят с занятия с выполненной работой, что очень стимулирует их на дальнейшую деятельность.

- Развивающие занятия «Радуга». Работа объединения направлена на формирование и развитие эмоционального, социального и интеллектуального потенциала ребенка с ограниченными возможностями и формирование его позитивных личностных качеств. Программа «Радуга» позволяет организовать учебно - воспитательный процесс в учреждении дополнительного образования с особыми детьми, учитывая их индивидуальные особенности развития, и является этапом подготовки детей к обучению в образовательных учреждениях.

- Студия театра кукол «Жили-были…». Основная идея программы – комплексный подход и интеграция различных видов деятельности при создании кукольных спектаклей, включая беседы, работу по изготовлению кукол, пошиву одежды для них, изготовлению декораций, постановку спектаклей по уже известным сценариям, а также создание своих произведений с последующей театрализацией.

Работа студии включает в себя обучение детей умению управлять различными видами кукол; сочетать двигательное и речевое действие; развивать творческие способности детей и интерес к народным сказкам.

- Группа общего развития «Познавайка» – представляет собой систему занятий по: повышению активности познавательных процессов; формированию произвольности восприятия, внимания, памяти, мышления; расширению общего кругозора, активизации движений, развитию навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками. В результате обучения по программе, с учетом особенностей развития детей, наблюдаются: коррекция недостатков познавательных и эмоциональных процессов, моторных и сенсорных функций, формируются когнитивные навыки (память, внимание, мышление, восприятие), адаптация в социальной среде.

Положительный опыт работы отдела по комплексному обучению детей прослеживается в процессе диагностирования воспитанников в начале и конце года. Дети, благодаря занятиям в клубе, улучшают свои показатели (память, мышление, внимание, моторика, физическое здоровье); часть детей поступает в коррекционные и общеобразовательные школы. Многие воспитанники участвуют в творческих выставках городского, республиканского, российского уровня и получают призовые места.

Часть детей, посещающих клуб «Родник», в силу специфики заболеваний, может участвовать только в массовых мероприятиях. Поэтому организация досуга детей с ограниченными возможностями – также одно из главных направлений работы отдела социальной и педагогической реабилитации детей-инвалидов.

Мероприятия строятся с учетом физических и интеллектуальных возможностей детей. На начало учебного года разрабатывается цикл тематических программ по интересам и потребностям воспитанников. Цель программ - развитие индивидуальных творческих способностей, коммуникативных навыков, социальная адаптация и возможность получить радость общения в достаточно ограниченном мире этих детей. Организация праздников, утренников, тематических и музыкальных вечеров, игровых программ, дней именинников, концертов, спектаклей, выезды на природу и многое другое проводится в клубе «Родник» и очень нравится детям.

Большое значение имеет и социальная работа, которая также активно ведётся в отделе:

• Налаживание контактов и связей с организациями, способными оказать спонсорскую поддержку детям-инвалидам отдела.

• Доставка и распределение спонсорской помощи и подарков (новогодние подарки и товары народного потребления, материальное обеспечение праздничных мероприятий, приобретение дидактического материала, оснащение сенсорной комнаты).

• Связь и взаимодействие с отделом социального обеспечения для решения актуальных проблем детей с ограниченными возможностями.

• Связь и взаимодействие с лечебными учреждениями (приглашение узкого специалиста для консультаций, как детей, так и родителей).

• Консультация родителей по текущим вопросам.

Таким образом, можно обозначить необходимость образования и деятельности отдела социальной и педагогической реабилитации в конкретном микрорайоне. Его актуальность и положительный опыт работы можно проследить по различным показателям:

• Повышение уровня социальной значимости детей;

• Формирование адекватной самооценки ребенка;

• Вовлеченность в общественную жизнь, как воспитанников, так и их родителей;

• Реализация детьми своих возможностей и творческих способностей;

• Возможность для родителей получить поддержку и уверенность в завтрашнем дне;

• Дополнительный источник образования и общения детей.


  СИМВОЛЫ - 2020





  KAZANOBR - 2020



  Свидетельство




Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2020

Казанский образовательный портал. Управление образования ИКМО г. Казани

Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-61687

выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций

Яндекс.Метрика