Создание безопасной среды в учреждении дополнительного образования

Гайнуллина Дина Фирдаусовна,
педагог - психолог
МБУ ДО «ЦДТ пос.Дербышки»
Советского района г.Казани



«Измени отношения к вещам, которые
тебя беспокоят, и ты будешь от них в безопасности»
Марк Аврелий


В современном обществе проблема безопасности жизнедеятельности людей является наиболее актуальной. Человека в течение его жизни окружают явления, процессы, предметы, которые могут представлять для него опасность. Исключить полностью возможную опасность не представляется возможным. Еще в глубокой древности были законодательно обеспечены некоторые возможные риски, так например 3900 лет назад в древней Месопотамии проводилось страхование имущества, а первый страховой полис, страховавший, человеческую жизнь появился в Англии, в 1583 году.

В международном междисциплинарном энциклопедическом словаре «Глобалистика» (под редакцией И.И.Мазура, А.Н.Чумакова, М.: - СПб., Нью-Йорк, 2006), представлены 24 вида различных безопасностей: национальная, человеческая, технологическая, международная и другие. Их можно условно объединить в пять следующих направлений: социальные, экологические, экономические, информационные, психологические. В данных блоках речь идет о безопасности человека и окружающей среды.

Для четких и ответственных действий, для правильного поведения в чрезвычайной ситуации важно знание окружающего мира. Знание существующих проблем современности исключает ошибки человека. Таким образом, компетентность в области безопасного существования человека является важным фактором профилактики рисков возникновения опасных ситуаций.

Модель достаточной безопасности может быть представлена в следующих аспектах

1. Физическая защита - система мер и создание необходимых условий для обеспечения нормальной жизнедеятельности всех субъектов образовательного учреждения, включающая соблюдение правил техники безопасности, охраны труда, пожарной и электробезопасности и т.д.

2. Психологическая защита – создание благоприятной и здоровой психологической среды, уважения и взаимопонимания детей и взрослых. В методике исследователя И.А. Баевой представлен следующий индекс психологической безопасности образовательной среды, являющийся показателем следующих аспектов:

- защищенность от публичного унижения

- защищенность от оскорбления

- защищенность от высмеивания

- защищенность от угроз

- защищенность от обидного обзывания

- защищенность от того, что заставляют делать, что - либо против

желания

- защищенность от игнорирования

- защищенность от неодобрительного отношения

3. Экологическая (санитарно-гигиеническая) защита - выполнение и соответствие санитарно-гигиенических требований к состоянию учебных, досуговых и других помещений образовательного учреждения.

4. Социальная защита – создание педагогических условий, для поддержки социальных прав детей и взрослых, расовую и этническую толерантность, уважение к вероисповеданию, правовая защита и т.п.

5. Экономическая защита - исключение экономических механизмов организации образовательного процесса, не предусмотренных законодательством Российской Федерации.

6. Информационная защита – запрет разглашения конфиденциальной информации о детях и их родителях и создание условий, исключающих формирование таких социально-негативных явлений как информационная и интернет-зависимости, хакерство, виртуализм и др.

Зарубежный и отечественный опыт выделяет следующие угрозы информационной безопасности, для учреждений образования, такие, как:

- несанкционированный доступ к данным, подмена данных в электронных журналах, архивах, хищение информации экзаменационных билетов, личных данных учащихся и их родственников.

- фильтрация нежелательной информации

- проблемы регулирования использования социальных сетей

- кибертерроризм

7. Образовательная защита – определяет педагогические условия, направленные на использование в образовательном процессе здоровьесберегающих, развивающих, гуманитарных образовательных технологий, организацию комфортных условий досуговой деятельности, рационального режима для обучающихся.

Таким образом, рациональным решением проблемы безопасности в системе образования является создание безопасной образовательной среды (БОС) как сочетание компонентов образовательного учреждения, их функциональных взаимосвязей и субъектов: педагогов, обучающихся и родителей, именно в их деятельности создаются условия для обеспечения безопасной образовательной среды.

Обеспечение безопасности образовательной среды предполагает:

1. Совместную работу с учащимися, родителями, педагогическим коллективом, полицией и общественными организациями, органами исполнительной власти для решения задач комплексного обеспечения безопасной среды образовательного учреждения, для защиты всех участников педагогического процесса от внешних и внутренних опасностей.

2. Содействие органам внутренних дел по исключению распространения наркотических средств среди учащихся, проводить работу по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних.

3. Контроль за соблюдением в образовательном учреждении внутреннего

распорядка и правил безопасности.

4. Организацию контроля безопасного проведения различных

мероприятий.

5. Обучение учащихся и коллектива образовательного учреждения с

правилами проведения в чрезвычайных ситуациях.

6. Осуществление контроля работы приборов охранно-пожарной

сигнализации, контроля состояния и правил хранения технических

средств защиты.

7. Защиту здоровья и жизни учащихся и коллектива образовательного

учреждения.

8. Соблюдение правил техники безопасности всеми участниками

образовательного процесса.

9. Обучение учащихся способам защиты и обеспечением безопасности

окружающих.

10. Проводить обязательное документирование процессов в аспектах

безопасности, в ходе их функционирования. А также в случаях

реализации угроз и мероприятий по противодействию угрозам.

Создавая безопасную среду для обучения детей, педагоги совместными усилиями способствуют социализации и адаптации обучающихся к жизни в социуме.

А. Г. Асмолов справедливо заметил: «…главное – это не ориентировать образование на решение типовых задач, в которых уже заранее есть ответы на все вопросы, а четко сказать: «Образование должно помочь человеку жить в мире неопределенности».

«За безопасность необходимо платить, а за ее отсутствие расплачиваться». Уинстон Черчилль

Литература



1. Безопасная школа: настольная книга для руководителей и педагогов образовательных учреждений /С. В. Алексеев и др.:, под общей редакцией С. В. Алексеева, Т. В. Мельниковой.- СПб:. СПб АППО.2013.- 280 с.

2. Николаева А. А., Караханян К. Г. Инновации в образовании: развитие,

деятельность, мышление. /В сборнике: Образование в современном мире:

инновационные стратегии сборник научных трудов. 2016. С. 39-48.

3. Постановление Правительства РФ от 01.12.2015 № 1297 "Об утверждении

государственной программы Российской Федерации "Доступная среда" на

2011 - 2020 годы".

4. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ "О безопасности". Российская газета, № 295, 29.12.2010.


  СИМВОЛЫ - 2020





  KAZANOBR - 2020



  Свидетельство




Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2020

Казанский образовательный портал. Управление образования ИКМО г. Казани

Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-61687

выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций

Яндекс.Метрика