Гайнуллина Дина Фирдаусовна,
педагог - психолог
МБУ ДО «ЦДТ пос.Дербышки»
Советского района г.Казани
«Измени отношения к вещам, которые
тебя беспокоят, и ты будешь от них в безопасности»
Марк Аврелий
В современном обществе проблема безопасности жизнедеятельности людей является наиболее актуальной. Человека в течение его жизни окружают явления, процессы, предметы, которые могут представлять для него опасность. Исключить полностью возможную опасность не представляется возможным. Еще в глубокой древности были законодательно обеспечены некоторые возможные риски, так например 3900 лет назад в древней Месопотамии проводилось страхование имущества, а первый страховой полис, страховавший, человеческую жизнь появился в Англии, в 1583 году.
В международном междисциплинарном энциклопедическом словаре «Глобалистика» (под редакцией И.И.Мазура, А.Н.Чумакова, М.: - СПб., Нью-Йорк, 2006), представлены 24 вида различных безопасностей: национальная, человеческая, технологическая, международная и другие. Их можно условно объединить в пять следующих направлений: социальные, экологические, экономические, информационные, психологические. В данных блоках речь идет о безопасности человека и окружающей среды.
Для четких и ответственных действий, для правильного поведения в чрезвычайной ситуации важно знание окружающего мира. Знание существующих проблем современности исключает ошибки человека. Таким образом, компетентность в области безопасного существования человека является важным фактором профилактики рисков возникновения опасных ситуаций.
Модель достаточной безопасности может быть представлена в следующих аспектах
1. Физическая защита - система мер и создание необходимых условий для обеспечения нормальной жизнедеятельности всех субъектов образовательного учреждения, включающая соблюдение правил техники безопасности, охраны труда, пожарной и электробезопасности и т.д.
2. Психологическая защита – создание благоприятной и здоровой психологической среды, уважения и взаимопонимания детей и взрослых. В методике исследователя И.А. Баевой представлен следующий индекс психологической безопасности образовательной среды, являющийся показателем следующих аспектов:
- защищенность от публичного унижения
- защищенность от оскорбления
- защищенность от высмеивания
- защищенность от угроз
- защищенность от обидного обзывания
- защищенность от того, что заставляют делать, что - либо против
желания
- защищенность от игнорирования
- защищенность от неодобрительного отношения
3. Экологическая (санитарно-гигиеническая) защита - выполнение и соответствие санитарно-гигиенических требований к состоянию учебных, досуговых и других помещений образовательного учреждения.
4. Социальная защита – создание педагогических условий, для поддержки социальных прав детей и взрослых, расовую и этническую толерантность, уважение к вероисповеданию, правовая защита и т.п.
5. Экономическая защита - исключение экономических механизмов организации образовательного процесса, не предусмотренных законодательством Российской Федерации.
6. Информационная защита – запрет разглашения конфиденциальной информации о детях и их родителях и создание условий, исключающих формирование таких социально-негативных явлений как информационная и интернет-зависимости, хакерство, виртуализм и др.
Зарубежный и отечественный опыт выделяет следующие угрозы информационной безопасности, для учреждений образования, такие, как:
- несанкционированный доступ к данным, подмена данных в электронных журналах, архивах, хищение информации экзаменационных билетов, личных данных учащихся и их родственников.
- фильтрация нежелательной информации
- проблемы регулирования использования социальных сетей
- кибертерроризм
7. Образовательная защита – определяет педагогические условия, направленные на использование в образовательном процессе здоровьесберегающих, развивающих, гуманитарных образовательных технологий, организацию комфортных условий досуговой деятельности, рационального режима для обучающихся.
Таким образом, рациональным решением проблемы безопасности в системе образования является создание безопасной образовательной среды (БОС) как сочетание компонентов образовательного учреждения, их функциональных взаимосвязей и субъектов: педагогов, обучающихся и родителей, именно в их деятельности создаются условия для обеспечения безопасной образовательной среды.
Обеспечение безопасности образовательной среды предполагает:
1. Совместную работу с учащимися, родителями, педагогическим коллективом, полицией и общественными организациями, органами исполнительной власти для решения задач комплексного обеспечения безопасной среды образовательного учреждения, для защиты всех участников педагогического процесса от внешних и внутренних опасностей.
2. Содействие органам внутренних дел по исключению распространения наркотических средств среди учащихся, проводить работу по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних.
3. Контроль за соблюдением в образовательном учреждении внутреннего
распорядка и правил безопасности.
4. Организацию контроля безопасного проведения различных
мероприятий.
5. Обучение учащихся и коллектива образовательного учреждения с
правилами проведения в чрезвычайных ситуациях.
6. Осуществление контроля работы приборов охранно-пожарной
сигнализации, контроля состояния и правил хранения технических
средств защиты.
7. Защиту здоровья и жизни учащихся и коллектива образовательного
учреждения.
8. Соблюдение правил техники безопасности всеми участниками
образовательного процесса.
9. Обучение учащихся способам защиты и обеспечением безопасности
окружающих.
10. Проводить обязательное документирование процессов в аспектах
безопасности, в ходе их функционирования. А также в случаях
реализации угроз и мероприятий по противодействию угрозам.
Создавая безопасную среду для обучения детей, педагоги совместными усилиями способствуют социализации и адаптации обучающихся к жизни в социуме.
А. Г. Асмолов справедливо заметил: «…главное – это не ориентировать образование на решение типовых задач, в которых уже заранее есть ответы на все вопросы, а четко сказать: «Образование должно помочь человеку жить в мире неопределенности».
«За безопасность необходимо платить, а за ее отсутствие расплачиваться». Уинстон Черчилль
Литература
1. Безопасная школа: настольная книга для руководителей и педагогов образовательных учреждений /С. В. Алексеев и др.:, под общей редакцией С. В. Алексеева, Т. В. Мельниковой.- СПб:. СПб АППО.2013.- 280 с.
2. Николаева А. А., Караханян К. Г. Инновации в образовании: развитие,
деятельность, мышление. /В сборнике: Образование в современном мире:
инновационные стратегии сборник научных трудов. 2016. С. 39-48.
3. Постановление Правительства РФ от 01.12.2015 № 1297 "Об утверждении
государственной программы Российской Федерации "Доступная среда" на
2011 - 2020 годы".
4. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ "О безопасности". Российская газета, № 295, 29.12.2010.
- в общеобразовательной организации |
- в учреждениях дополнительного образования |
- в детском саду |