Мурзакова Рима Шайхинурровна
Шайдуллина Ф.Я.
МБУДО «ЦДТ «Танкодром» г.Казань
Сохранение жизни человека – задача общества №1
Безопасность - одна из базовых психологических потребностей человека. Она находится на второй ступени (первая - физиологические потребности) всем известной пирамиды человеческих потребностей Абрахама Маслоу. И, конечно, человеческая жизнь - безусловная ценность. В наши дни гуманизм, зародившийся ещё в эпоху Возрождения в середине XIV века, трансформировался, оброс новыми концепциями и идеями. Но одно остаётся неизменным: все материальные и нематериальные человеческие ресурсы направлены на то, чтобы сделать эту жизнь максимально комфортной и безопасной.
Мир, в котором мы живем, это мир опасностей, постоянно угрожающих нашему здоровью и даже жизни. Мы ежедневно слышим по радио и телевидению, читаем в интернете и газетах об очередной аварии, катастрофе, стихийном бедствии, смертельной инфекции, террористическом акте, военных событиях, повлекших за собой гибель людей. Сколько страха вызывают сообщения о распространении по миру коронавирусса или птичьего гриппа.
Никто из нас не застрахован от того, что в любой момент может оказаться в зоне опасного события. Тем более, что подобные события возникают всегда внезапно и требуют от человека немедленных активных действий.
Чтобы как-то защитить себя, своих близких необходимо овладеть не такими уж сложными знаниями и умениями – наблюдательностью, умением анализировать свои ошибки, приведшие к неприятностям, отдавать себе отчет о возможных последствиях тех или иных своих поступков, а также навыками грамотных действий в случае проявления опасностей.
В сентябре 2017 года коллектив МБУДО «Центра детского творчества «Танкодром» Советского района приступил к реализации инновационного проекта по созданию педагогической и социальной среды, способствующей положительной мотивации всех участников образовательного процесса (учащимися, их родителями, педагогических работников и администрацией) к формированию культуры безопасного образа жизни и здорового образа жизни. Проект называется «Контакт по безопасности».
Термин «Контакт по безопасности» взят из опыта работы крупнейшей нефтехимической компании России ПАО «СИБУРГ Холдинг».
Прежде чем я расскажу, что из себя представляет наш проект, как реализуется, какие результаты мы ожидаем, предлагаю вашему вниманию два примера Контактов по безопасности.
При проведении республиканского семинара, который проходил в ноябре прошлого года в нашем центре, слушателей попросили выбрать один из вариантов ответа на вопрос: что вы делаете, если при спуске вниз по лестнице вдруг зазвонил ваш сотовый телефон.
Варианты ответов:
а) отвечаете на звонок и продолжаете идти по лестнице;
б) вы останавливаетесь на лестнице и разговариваете,
в) вы спускаетесь до лестничной площадки и отвечаете на звонок.
50 процентов выбрали ответ а) отвечая на звонок спускаться по лестнице;
35 процентов слушателей выбрали вариант ответа б) остановиться на лестнице и разговаривать;
15 процентов слушателей выбрали правильный и самый безопасной вариант в) спуститься до лестничной площадки и там ответить на звонок. Слушатели республиканского семинара достаточно эмоционально стали доказывать свою правоту по выбору пунктов, а) и б), но после совместного обсуждения согласились с правильным ответом.
Контакт по безопасности - это информация, описывающая событие, происшедшее с конкретными людьми, которое вызывает сильный эмоциональный отклик у слушателей и желание обсудить ситуацию. Это обсуждение способствует запоминанию рисков и пути их предотвращения, что ведет к развитию осознанного отношения к собственной безопасности и безопасности окружающих.
Контакт по безопасности проводится:
- педагогами с детьми во время занятий, с родителями на родительских собраниях, иных совместных мероприятиях;
- администрацией Центра во время совещаний, педагогических советов, семинаров, различных мероприятий и т.д.
Контакт по безопасности может проводиться в виде:
- беседы - обсуждения (не более 3 -5 минут);
- аудио - видеоролика, презентации (не более 3 -5 минут);
- информации на сайте (объемом не более 1 печатного листа);
- раздаточного материала в виде текстовой информации по конкретному факту, чек-листа, листовки, плаката (объемом не более 1 печатного листа);
- познавательно – развлекательных игр, загадок, стихотворений, разукрашек и т.д.
Миссия инновационного проекта МБУДО «ЦДТ Танкодром» «Контакт по безопасности»: создание безопасной образовательной среды, способствующей положительной мотивации всех участников образовательного процесса к формированию культуры безопасного и здорового образа жизни.
Проект «Контакт по безопасности» состоит из 4 модулей.
За два года реализации проекта создана внушительная база материалов для проведения Контактов по безопасности (модули, 1,2,3). Часть из них размещена на сайте нашего учреждения в разделе «Проект «Контакт по безопасности» по адресу:
https://edu.tatar.ru/sovetcki/page523699.htm/page3892615.htm.
В рамках реализации модуля 4 «Здание учреждения» мы провели анализ состояния здания центра и прилегающей к нему территории по вопросу наличия опасных зон. Здание ЦДТ строилось в 90-е годы прошлого века и имеет большое количество опасных зон, например, лестничные марши. Они не имеют перил и состоят из ступеней разного размера. Для привлечения внимания детей, их родителей и работников центра лестничные марши мы отметили черно-желтой сигнальной лентой, приклеив ее на верхние и нижние ступени. В здании узкие коридоры. Резко распахнутая дверь может ударить человека, находящегося в радиусе движения двери. Зону радиуса движения двери мы на полу отметили черно-желтой сигнальной лентой. На дверном полотне внутри помещений разместили таблички «Осторожно открывай дверь».
Есть два подхода к формированию безопасного поведения. Первый - напугать, чтобы из страха человек избегал опасных ситуаций. Второй - дать четкие инструкции на случай, если что-то пошло не так, потренировать адекватную реакцию в разных обстоятельствах и сделать правила безопасности нормой для ребенка и взрослого.
В первом случае резко возрастает тревожность ребенка, он начинает всего бояться. Во втором случае мы формируем адекватное представление о том, что в жизни бывает всякое – лучше владеть информацией и уметь защитить себя. Именно на это направлены Контакты по безопасности.
Какие же результаты мы ждем от реализации нашего проекта.
Суметь убедить максимальное количество детей, родителей, работников Центра что:
жизнь и здоровье самое дорогое что у нас есть;
быть осторожным и соблюдать правила (или не быть и не соблюдать) — это привычка, которая формируется с ранних лет;
привычки можно менять и формировать новые. Каждый из нас может в любом возрасте задуматься об этой ключевой теме и сформировать полезные навыки.
Есть понятие безопасной личности - это человек, уверенный, что его активность и правильные действия сделают окружающий мир более безопасным. Он знает, как действовать во время непредвиденных ситуаций и способен с ними справиться. Такой человек ведет себя одинаково безопасно при любых обстоятельствах. К этому стоит стремиться.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1 Азбука безопасности, http://azbez.com (дата обращения: 12.11.2019).
2. Волович В.Г. Академия выживания/ Изд. "Техноплюс", Москва, 1996
3. Журнал «СИБУР сегодня», № 2(25), лето 2019,
4. Ильичев, А.А., Энциклопедия выживания, Большая энциклопедия городского выживания / Изд. ЭКМО-Пресс, 2000; Сфера, М. 2005
5. Шинкаренко, А. С., Педагогическая модель формирования безопасного и здорового образа жизни / А. С. Шинкаренко // Вестник КемГУ. - 2015. — Т. 1. - № 1. -С. 132-137.
- в общеобразовательной организации |
- в учреждениях дополнительного образования |
- в детском саду |