Роль педагога дополнительного образования в обеспечении психологической безопасности учащегося

Сергей Юрьевич Борзенков
педагог дополнительного образования
ГДТТ им.Чкалова г.Казани


В настоящее время мировое сообщество в центр системы образования и воспитания ставит приоритет человеческой личности. Сфера образовательной деятельности обширна и многогранна, но главным сегментом остаются дети. Их психофизическое состояние, склонности и привычки, о которых необходимо знать, врожденные способности, характер.

Мы все учились в школе, получали знания, которые в последствии применили на практике. А вот учителей вспоминаем не всех.

Были любимые учителя, а на уроки некоторых ходили с небольшой охотой. Откуда бралась эта "неохота"? Скорее всего, от той психологической атмосферы, которая была в классе на занятиях. Полюбив учителя, мы начинали любить и предмет.

Если педагог вызывал к себе интерес, как к личности, вел занятие не сухим научным языком, создавал атмосферу, располагающую к теме урока, у ребенка появлялась мотивация к получению знаний.

Ребенок должен видеть в учителе не угрозу в получении отрицательной оценки, а наставника, старшего товарища, готового помочь разобраться по существу, готового терпеливо объяснять и дать время усвоить материал. Таких учителей мы помним, любим и уважаем до сих пор.

Школа дает общее образование, важное и значимое, но многогранному развитию личности, раскрытию ее способностей, ранней профориентации способствует именно дополнительное образование.

В условиях движения человечества к постиндустриальному обществу значение дополнительного образования возросло. Ключевой фигурой становится педагог, выступающий как носитель общечеловеческих ценностей, как созидатель творческой личности.

Не секрет, что современное образование довольно сильно отличается от образования Советской эпохи. И дело даже не в современных технологиях перехода на "цифру", электронное и виртуальное общение. Хотя общение в прошлом тоже несло свою нагрузку.

Сейчас трудно найти компанию ребят, гоняющих футбол и хоккей во дворе. Речь не о спортивных секциях, куда родители ведут детей, мечтая сделать из них профессиональных спортсменов. Когда дети находятся в непосредственном контакте и общении происходит формирование определенного поведения, воспитание чувства товарищества в команде, ответственность - "если не я, то кто", взаимной поддержки и взаимного уважения.

При непосредственном общении "глаза-в глаза" значительно сложнее соврать, да и для общего здоровья гораздо полезнее. А от общего здоровья также зависит и психическое состояние детей.

Переключение внимания, смена вида деятельности благотворно влияют на психологическое состояние ребенка. И многое в этом смысле зависит от родителей.

С одной стороны, чем больше ребенок загружен, тем меньше времени для дурных мыслей и хулиганства. Но если распорядок ребенка на неделю это: уроки в школе, посещение спортивной секции, музыкальной школы, фотокружка и в довершение всего - репетитор по английскому языку. Это уже перегруженность, которая отрицательно влияет как на физическое, так и психологическое состояние детей. Не надо забывать, что если до бесконечности солить суп, в итоге получится нечто, что невозможно есть.

Зачастую после школьной, обязательной учебной программы, дети приходят в УДО довольно уставшими и утомленными. Задача педагога дополнительного образования провести занятие так, чтобы кроме приобретения знаний, учащийся не ухудшил свое здоровье и не потерял интерес к своему любимому делу, которое в будущем может стать его профессией.

Повышают безопасность образовательной среды доброжелательная атмосфера на занятиях, разнообразные способы оценивания, высокий уровень вовлеченности детей и родителей в процесс обучения, обучение навыкам адаптации и взаимодействия в социуме.

Учреждение дополнительного образования даёт детям дополнительное образование, дополнительные знания и его положительная роль бесспорна, тем более в УДО идут учиться по доброй воле. Кроме того дети приходят к любимому педагогу, интересному и авторитетному в детских глазах человеку.

Из собственного опыта могу рассказать одну историю. Я с группой ребят находился на практических занятиях на аэродроме. И мне надо было устранить одну неисправность на самолете. Дети ничем мне помочь не могли, и я их отпустил погулять. В то время как раз созрела земляника. Примерно через час я закончил работу и к этому времени вернулись мои пацаны. Но что меня на тот момент удивило, что каждый из них принес мне в своей ладошке ягоды. "Это Вам", - сказали они. Конечно, мне это было приятно, ведь я их не просил. Это была лично их идея таким образом выразить свою любовь и уважение к педагогу, учителю, наставнику и старшему товарищу. Думаю, такой самостоятельный поступок был бы приятен любому, кто отдает себя детям.

Задача педагога стать самому интересной всесторонне развитой личностью.

Дети выбирают то, что близко их природе, что отвечает их потребностям, удовлетворяет интересам. У детей, которые прошли через дополнительное образование, как правило, больше возможностей сделать безошибочный выбор в более зрелом возрасте, так как у них есть уникальная возможность прикоснуться к профессии.

Атмосфера, существующая в учреждении дополнительного образования в целом и в кружке в частности, может обеспечить психологическую безопасность ребенка, дать ему возможность раскрыться, проявить и реализовать себя, заполнить свой досуг конкретным, полезным и интересным делом, которое, в свою очередь может стать вектором его дальнейшего развития и помочь в выборе профессии. Необходимо отметить, что занятия в учреждении дополнительного образования не формальны, предполагают всеобщее общение и демократичную атмосферу.

Предотвращение опасных ситуаций в образовательном учреждении, детской заболеваемости, травматизма - это обязательные условия и важные критерии эффективности деятельности образовательного учреждения, которые обеспечивают и психологическую безопасность детей в образовательном процессе. Одной из актуальных практических задач педагога является создание комфортной, безопасной, психологически здоровой образовательной среды как в объединении, так и в учреждении.

Только здоровые и психологически устойчивые дети создадут в будущем здоровое и сильное общество.

Педагог дополнительного образования помогает раннему самоопределению учащегося, дает возможность ребенку полноценно прожить детство, реализуя себя, решая социально значимые задачи. Среди наиболее важных факторов, которые влияют на раз¬витие личности детей в системе дополнительного образования, важнейшим является профессионализм педагога. Только рядом с мастером может вырасти другой мастер, воспитать личность может только другая личность, лишь у мастера можно научиться мастерству.

Психологическая безопасность личности и образовательной среды неотделимы друг от друга. Профессионализм педагога является основой для формирования и развития личности ребенка. Задача педагога - построить свою локальную систему безопасности как через обучение и воспитание, так и через решение задач развития.

Ответственность, терпимость, доброжелательность, благоразумие, самостоятельность, отзывчивость - это те базовые качества, которые способствуют решению вопросов социализации и психологической безопасности личности подростка, формированию культуры общения, уверенности в себе.


  СИМВОЛЫ - 2020





  KAZANOBR - 2020



  Свидетельство




Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2020

Казанский образовательный портал. Управление образования ИКМО г. Казани

Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-61687

выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций

Яндекс.Метрика