Воспитательная система школы как фактор профилактики деструктивного движения и обеспечение безопасности образовательной среды

Жанна Викторовна Гимадеева,
методист по воспитательной работе
учебно-методического сектора
ИМО Управления образования ИКМО г.Казани
по Советскому району


В условиях модернизации российского образования при обновлении содержания и организации образовательного процесса должны быть актуализированы его воспитательные функции. Однако смело можно утверждать, что школа 21 века рассматривается как сфера образовательных услуг, а воспитательная функция минимизируется. Воспитательную работу в современной школе рассматривают как организационно – массовую, примитивизируя ее функции к организации различных встреч, мероприятий, зачастую не носящих воспитательный характер. Роль заместителя директора по воспитательной работе больше похожа на педагога-организатора или массовика – затейника, а не управленца, который должен выработать воспитательную программу учреждения, и запустить механизмы, обеспечивающие успешную социализацию детей на основе базовых ценностей, духовных традиций и приоритетов развития Республики Татарстан («Стратегия развития обучающихся в Республике Татарстан на 2015-2025 годы», - постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 17.06.2015г. №443). Катастрофическое отсутствие ресурсов времени, приводит к преобладанию «малых форм» в воспитательной работе, а не к реализации стратегии воспитания. Все это значительно усложняет процесс воспитания и защиту ребенка от негативных факторов окружающей среды: интернет, социальные сети, а особенно от деструктивных объединений и движений.

Преобладание деструктивной информации, которая призывает к разрушающему элементу, «отрицательные» кумиры подростков, пропагандирующие аморальный образ жизни. Подобные формы манипуляций над сознанием подростков, все чаще встречаются как виртуальной, так и реальной жизни. Это следствие излишней «свободы» подростков, отсутствие культурных ценностей и границ, приводит к искажению базовых общественных норм. И именно правильно выстроенная программа воспитательной работы в школе является своеобразным фильтром негативного воздействия от подобных манипуляций детей.

Сверхзадача воспитательного процесса в современной школе – создание условий для совместной творческой деятельности детей и взрослы (ученик+учитель+родитель). Реализация данной методики позволяет утверждать, что риски психологической безопасной образовательной среды приводит к снижению (и даже исключению). Введение в интересную и значимую для учащихся школьную деятельность, инициируемую и поддерживаемую учителями и родителями, способствует созданию иных культурных ценностей и традиций, и сплотить школьную общественность. Привлекая, «поступенчато затягивая» подростков во все направления воспитательной работы, мы укрепляем границы безопасной образовательной среды, не позволяющей просочиться в школу различного рода деструктивным движениям и объединениям.

Если процесс воспитания целенаправленный, дробный по своему характеру, то он сможет сформировать у подростка социально-ценные качества. Это все возможно, если ожидаемым результатом воспитательной программы школы станет гуманистическая, социальная личность подростка, сформированность школьного коллектива, удовлетворенность детей и их родителей жизнедеятельностью школы, психологической безопасностью образовательной среды. Тогда с уверенностью можно утверждать, что воспитательная система школы функциональна и эффективна.


Список литературы

1. Баева И.А. Психологическая безопасность в образовании. СПб.: Союз. 2002.271 с.

2. Баева И.А. Общепсихологические категории в практике исследования психологической безопасности образовательной среды // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. 2010. №128. С. 27-39.

3. Ковров В.В., Духовно-нравственное воспитание как фактор обеспечения психологического здоровья личности современного школьника в безопасной образовательной среде // Вестник ВятГГУ. Киров: Изд-во Вятского государственного гуманитарного университета.2012.№3 (3).

4. Ковров В.В., Оганесян Н.Т. Экспертиза воспитательной деятельности педагога по профилактике насилия в школе// Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. Серия «Педагогика и психология». 2013. №2(3).


  СИМВОЛЫ - 2020





  KAZANOBR - 2020



  Свидетельство




Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2020

Казанский образовательный портал. Управление образования ИКМО г. Казани

Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-61687

выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций

Яндекс.Метрика