«Креативные методы формирования навыков самоанализа у подростков на примере стратегии Уолта Диснея» - конспект занятия

Фатина Мария Львовна,
педагог психолог Гимназии № 141
Советского района г.Казани


Цель: развитие навыков самоанализа у школьников с использованием креативной техники.

Формы работы: подгрупповая, индивидуальная.

Участники: учащиеся 9 - 11 классов

Задачи:

1.применить методический материал для ознакомления обучающихся с техникой самоанализа;

2. апробировать креативные методы формирования навыков способствующих развитию уровня эмпатии и совместной деятельности;

3. реализовать воспитательную функцию через интерес к деятельности выдающейся личности.

Материал: персональный компьютер (музыкальное сопровождение), флипчарт (офисный мольберт), фотографии для презентации, фоторамки: красные, синие, зеленые; чехлы на стулья: красные, синие, зеленые, песочные часы, ручки на каждого участника, бумага для записей, стеклянные вазы - 4 штуки, цветные шары (зелёные, жёлтые, разноцветные, белые), буклеты на каждого участника.

Здравствуйте. Давайте познакомимся. Позвольте представиться...

Перед вами две вазы.

Мы очень часто в жизни принимаем различные решения. И перед вами две вазы. Если вы чаще тщательно обдумываете свои решения, опустите в первую вазу жёлтый шар. Если вы чаще всего действуете спонтанно, поддавшись эмоциям, особенно, когда получаете заманчивые предложения, опустите во вторую вазу зелёный шар (участники делают выбор).

Спасибо. А вам приходилось жалеть о ранее принятом решении?

Как вы считаете, почему это происходит у многих? (дети отвечают)

(Подводим к теме занятия.)

- Я правильно, понимаю, что мы реже анализируем свои действия при принятии решения? Тема нашего занятия посвящена самоанализу наших действий при принятии решений.

Теперь давайте посмотрим на наши шары:

- (все выбрали зелёный шар) тема сегодняшнего занятия актуальна для всех. Тогда я предлагаю продолжить её. И сегодня я хочу познакомить вас с одной из техник самоанализа.

- (выбрали жёлтые и зелёные шары) Ваши мнения разделились. Для кого-то тема очень актуальна. Но я хочу познакомить всех с одной из техник самоанализа.

- (выбрали только жёлтые шары) все вы всегда рациональны в своих поступках.

Это здорово! И сегодня я хочу познакомить вас с ещё одной техникой самоанализа.

Я приглашаю вас совершить небольшой экскурс в прошлое.

(В роли экскурсовода проводим группу вдоль ранее вывешанных картин)

- Сегодня я хочу вместе с вами вспомнить человека, который известен всему миру. Это Уолт Дисней. Детство маленького Уолта было не безоблачным. Его папа брался за всё, чтобы прокормить свою семью. Уолт был обязан всегда помогать. Днём он шил башмаки, ночью разносил газеты. Но он так любил рисовать, что в любую свободную минуту создавал свои картинки на любом листке бумаге, за что его отец часто ругал его, утверждая, что его картинки не смогут прокормить в будущем его семью. Его отец был очень жёстким и авторитарным человеком. Каждую ночь мама успокаивала сына и рассказывала ему сказки. Это помогло Уолту убедиться в том, что всегда добро побеждает зло, а главное – нужно всегда мечтать и воплощать мечту в реальность. Позже его рисунки-карикатуры так понравились его соседям, что Уолт расплачивался ими с парикмахером или владельцем булочной.

Спустя много лет, о нём говорили, что на самом деле были три Уолта: мечтатель, реалист и критик. Это помогало наблюдать за собой с трёх позиций, с трёх точек зрения: «Мечтателя, Реалиста и Критика».

В его доме было три комнаты. Но главное менять их последовательно.

В комнате мечтателя можно было расслабиться и только мечтать о новом своём проекте.

МЕЧТАТЕЛЬ: отвечает на вопрос «Что я хочу?»

Из комнаты мечтателя можно перейти только в комнату реалиста. В комнате реалиста строгий интерьер комнаты настраивал на серьёзность, когда садишься за стол. В ней Дисней создавал план и искал ресурсы.

РЕАЛИСТ: отвечает на вопрос «Что я могу или не могу, что нужно сделать для того, чтобы осуществить свою мечту».

Из комнаты реалиста можно переместиться уже в комнату критика. Комната критика располагалась в тусклом помещении и сама способствовала своему предназначению. Здесь многие задумки реалиста ставились под сомнения.

КРИТИК: анализирует избранный план и определяет, что может не получиться и чего следует избегать. Важно помнить, что Критик оценивает только план Реалиста, а не картину Мечтателя.

Сейчас я предлагаю вам переместиться в эти виртуальные комнаты. Я прошу вас присесть за стол на разноцветные стулья. Займите удобные для вас места.

Чтобы вам было понятнее, как работает эта технология, давайте для примера разберём заранее готовую ситуацию. Технику самоанализа можно использовать в любых жизненных ситуациях, в том числе и при выборе профессии и в этом случае главная ошибка многих людей – это необдуманный выбор. Кто-то из вас уже определился с выбором профессии, кто-то нет, но возможно есть какая–то мечта или желание, возможно кто–то сомневается, а кто-то спорит с родителями, которые хотят вам только добра, но тоже имеют право ошибаться.

Представьте пока, что ваша мечта (у всех) – стать журналистом.

Сейчас вы разделитесь на три группы.

Мечтатели - сидящие на синих стульях.

Реалисты – зелёные стулья.

Критики – красные.

Перед вами рамки планшеты, пока с заготовленными ответами.

МЕЧТАТЕЛИ, переверните рамки и озвучьте, пожалуйста.

1 участник – Я хочу стать журналистом.

2 участник – Я хочу путешествовать, встречаться с интересными людьми, добиться успеха и стать известным.)

РЕАЛИСТЫ, откройте свои рамки и продолжите, пожалуйста.

1 – я хорошо пишу, у меня есть свой стиль, нахожу подход к людям.

2 – боюсь не набрать нужное кол-во балов после сдачи ЕГЭ, но у меня есть время подготовиться, обратиться за помощью к репетиторам)

КРИТИКИ, ваш выход.

1 – готова ли я к частым командировкам? Не отразиться ли это на моей семье, детях? Готов ли я отправиться в опасные точки?

2 – в последнее время журналистика не всегда подразумевает реальные встречи с людьми. Чаще используют виртуальное онлайн-общение? Готов ли я к этому? Этого ли я хотел?

Спасибо. Теперь всем понятна эта технология? Есть вопросы?

Тогда давайте перейдём к практике. Сейчас я прошу вас забыть о цвете стульев, которые вы выбрали. Перед каждым из вас есть лист для работы (каждому участнику раздаются листы, на которых они обращаются к выбранной ими теме, вписывают свои рассуждения).

Как вы видите, они разделены по цвету и с напоминанием предназначения каждой комнаты. Сейчас вы для самого себя и мечтатель, и реалист, и критик.

МЕЧТАТЕЛЬ: Пожалуйста, разместите в комнате МЕЧТАТЕЛЯ своё желание или мечту.

Передайте картину Мечтателя СВОЕМУ Реалисту,т.е. самому себе.

РЕАЛИСТ: В комнате реалиста определите уровень своих ресурсов и возможностей. И наконец, передайте картину СВОЕМУ критику (помните, что вы и являетесь критиком)

КРИТИК. Определите список неудач, которые могут встретиться на пути. Важно помнить, что Критик оценивает только план Реалиста, а не картину Мечтателя!

Но т.к. в нашей жизни наше время бежит очень быстро, то и ваше время будет ограниченно. Для этого мы используем песочные часы. У вас 3 минуты. Время пошло! (Следим за выполнением задания, отвечаем на возникшие вопросы, поддерживаем.)

Я прошу желающих поделиться результатом своей работы.

(Участники делятся своими работами, своими впечатлениями от выполнения творческого задания)

Сейчас я хочу спросить вас, какая позиция («взгляд со стороны») на ваш взгляд кажутся вам самыми важными и поможет вам МИНИМИЗИРОВАТЬ ошибки при принимаемых решениях (дети отвечают и чаще всего называют определённые роли, которыми кажутся им главными).

Вы все правы, но всегда эти роли должны последовательно сменять друг друга. Не бойтесь мечтать и реализовывать свою мечту. Инструмент носит универсальный характер, и применим в любой сфере.

А сейчас я прошу снова подойти вас к нашему индикаторному столу. Теперь я хочу спросить: Может ли эта техника самоанализа помочь вам при принятии решения и будете ли вы её использовать?

Если да, то опустите в вазу разноцветный шар. Если вам необходимо время ещё подумать, опустите в вазу белый шар.

Спасибо. Я вижу, что занятие не прошло даром. Надеюсь, что те, кому необходимо время на обдумывание, тоже не забудут эту технологию и смогут применить её в дальнейшем.

Я желаю вам успехов, а главное – никогда не бояться своих желаний! Мечтайте! Но главное, подходить к выбору обдуманно.

Спасибо за участие, до встречи на следующем занятии!


  СИМВОЛЫ - 2020





  KAZANOBR - 2020



  Свидетельство




Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2020

Казанский образовательный портал. Управление образования ИКМО г. Казани

Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-61687

выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций

Яндекс.Метрика