Профилактика агрессии у младших школьников с помощью арттехнологий

О.В.Шишкина,
педагог – психолог Школы №144
Советского района г.Казани


Арт-технология – инновационная педагогическая технология, которая еще не приобрела в России широко признания и распространения. Внедрение арт-технологии в учебно-воспитательный процесс в общеобразовательных школах находится только на стадии становления, чаще всего применяется с детьми младшего школьного возраста. Однако опыт открывает ее преимущества в работе с младшими школьниками. Творческая деятельность, на которой базируется арт-технология, обеспечивает повышение интереса обучающихся к учебной деятельности, обеспечивает ее успешность, пробуждает стремление понять себя и окружающих, помогает детям осознать собственные эмоциональные состояния[1].

Арттехнологии применяются и развивающих занятиях для снятия агрессии у учащихся. Агрессия – «индивидуальное или коллективное поведение или действие, направленное на нанесение физического или психологического вреда, либо даже на уничтожение другого человека или группы». «Готовность к поведению агрессивному рассматривается, как устойчивая черта личности- агрессивность.» [2, с.12].

Занятие по снятию агрессии происходит с помощью музыкотерапии. Музыка позволяет развивать творческие и коммуникативные способности учащихся, повышать их самооценку, социальную активность, преодолевать психологическую защиту. Музыка с одной стороны помогает успокоить гиперактивных детей, а с другой – способствует раскрепощению замкнутых и скованных детей. В качестве музыкотерапии используются следующие произведения Бетховен «Лунная соната» избавление от раздражения или «Шум моря», способствует активизации работы головного мозга.

Причины агрессии:

1. неблагополучная семья

2. строгий контроль взрослых

3. индивидуальные особенности и т. д.

Занятие включает в себя следующие этапы:

1. Диагностический этап заключается в изучении психологического состояния младших школьников. На основе результатов диагностики учитель выбирает подходящую форму работы с учащимися, подбирает необходимые материалы.

Для диагностического этапа используются методика - изотерапии.

Изотерапия – терапия изобразительным искусством (рисованием). Изобразительное искусство – самый естественный для человека вид творчества. Оно позволяет человеку понять и выразить свои чувства, ощущения, представления об окружающем мире. Кроме того, рисование помогает развивать мелкую моторику рук, чувственно-двигательную координацию.

Учащимся предлагается нарисовать свое настроение с помощью мягких карандашей, восковых мелков или масляных красок.

2. Цель организационного этапа заключается в сообщении участникам информации о теме арт-занятия, цели, задачах, содержании деятельности. Принципиально важным является получение добровольного согласия детей на участие в арт-занятии и установление доброжелательных отношений с учащимися, создание атмосферы защищенности, терпимости.

3. Деятельностный этап позволяет обучающимся проявить себя, свои способности и возможности в непосредственной творческой деятельности. Проводится с помощью пластиллинотерапии коллажетерапии, рисуночной терапии с использование музыкотерапии. Учащимся предлагается сначала пластиллинотерапия, нужно слепить эмоцию, которая вызывает агрессию. Затем эмоцию переделывают с помощью лепки в положительную. Затем предлагается с помощью коллажетерапии и рисуночной терапии создать помощников в своей жизни. Нарисовать или создать коллаж существа, который будет поднимать настроение. После этого используется сказкотерапия, совместно с другими учениками создается сюжет сказки. Сказка в которой помощники людей, попадая в различные приключения будут находить правильный положительный выход для себя, решая проблему совместно.

4. Этап рефлексии направлен на получение информации о результативности проведения арт-занятия. Учителю необходимо создать условия для выражения учащимися своих переживаний, чувств, эмоций, которые они испытали при выполнении задания. Итогом данного этапа может быть составление рекомендаций для родителей и учителей, работающих в начальной школе по способам снятия напряжения и особенностям воспитания детей [1].

Каждый ученик выбирает смайлика зеленый –занятие понравилось, получилось создать своего помощника, желтый смайлик – задание получилось частично, красный – занятие не понравилось, существо – помощник, не помог.


Список использованной литературы:

1. Терапия искусствами: интермодальный подход- М: «Ассоциация интермодальной терапии искусствами», 2017. – 134с.

2. Психологический словарь/ под ред. Ю. Л. Неймера. – Р-н-Д: Феникс, 2003.- 640с.


  СИМВОЛЫ - 2020





  KAZANOBR - 2020



  Свидетельство




Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2020

Казанский образовательный портал. Управление образования ИКМО г. Казани

Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-61687

выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций

Яндекс.Метрика