Пантелеева В.С.
педагог-психолог отделения
психолого-медико-социального
сопровождения«Ресурс»
МБОУ «Школа №120»
Цель воспитания – научить наших детей обходиться без нас.
Эрнст Легуве
«Как быстро дети растут!» - так последнее время шутит мой 10-летний сын. Когда это прозвучало первый раз, я подумала, что так и есть. И этот факт вызывает у меня радость, гордость и грусть одновременно. Радость от того, что мои дети развиваются, умнеют и становятся все более самостоятельными. Гордость за их успехи, таланты и появление у каждого своего пути – дороги. Грусть от того, что медленно, но верно, уменьшается возможность быть рядом с ними тотально, всею мною. А еще взросление детей – это испытание взрослых на самостоятельность - как вы будете жить, когда ваши дети вырастут. Вопрос не только в том, как ваши дети будут жить без вас, но и в том, как вы будете без них. Взросление детей неизбежно ставит нас в ситуацию необходимости собственных изменений. Сначала мы учим детей, потом они начинают учить нас.
Очень часто причиной конфликтных ситуаций и прихода к психологу становится неготовность родителей принять взросление ребенка. Как правило, это происходит на этапе одного из возрастных кризисов, которые предстоит преодолеть не только самому ребенку, но и всей семье.
К концу первого года жизни у ребенка происходит формирование прочных привязанностей и разделение мира на своих и чужих. С года до трех лет формируется структура воли.
В 3 года наступает кризис негативизма и сепарации, на этапе которого важно разумное соотношение фрустрации и поддержки со стороны значимых взрослых. Это время, когда взрослый может помочь ребенку освоить разные стратегии поведения в конфликте: уступать, настаивать на своем, договариваться. С 3 до 7 лет ребенок осваивает мир человеческих взаимоотношений и ему важна помощь взрослого в развитии уверенности в себе.
В 7 лет ребенок завершает очередной этап сепарации. Задача взрослого – помочь ребенку осмысленно ориентироваться в своих чувствах.
В 13 лет начинается кризис социальной эмансипации, во время которого ребенку предстоит преодолеть очередную ступень на пути сепарации, обрести собственную идентичность. Задача взрослых – поддерживать отделение, давать право на ошибку. С 13 до 17 лет на первый план выходят вопросы – самоидентификации и профессионального определения. Задача родителей – отдавать ребенку его долю ответственности, доверять, не культивировать зависимость и инфантильность.
С 17 лет наступает период и если ребенок еще не покидает родительский дом, семье снова предстоит пересмотреть правила совместного существования – это время партнерства отдельных «государств».
В период этих непростых для ребенка испытаний не каждому родителю удается грамотно поддержать ребенка и помочь ему преодолеть очередной « перевал».
В каких же случаях семья может неосознанно задерживать взросление ребенка?
А) КТО Я БЕЗ НЕГО? Взросление ребенка может затрудняться вследствие детоцентрированности одного из родителей или семьи в целом. Ребенок в этом случае становится смыслообразующим компонентом семьи, обеспечивая постоянную занятость родителей и поддерживая их самооценку. Причем, ситуацию может поддерживать как успешность («мы получили пятерку за контрольную»), так и неуспешность ребенка («у ребенка проблемы, значит я нужна и важна»). Сюда же относятся сложности в супружеских отношениях, которые могут быть как причиной, так и следствием сфокусированности на ребенке. В этом случае семья будет инфантилизировать ребенка и тормозить его взросление.
Б) А ВДРУГ ЧТО СЛУЧИТСЯ! Многое зависит от уверенности родителя в возможности ребенка справляться с трудностями. Иногда повышенная родительская тревога имеет под собой логические обоснования (диагноз у ребенка), иногда она – продукт родительской детской истории (меня обижали в школе, вдруг это повторится с моим ребенком), иногда – личностная особенность родителя, которая находит свое опредмечивание в заботах о ребенке. В этом случае родительская тревога мешает развиваться ответственности и самостоятельности ребенка. Сепарация ребенка пугает родителей, они не отпускают ребенка под предлогом того, что мир опасен. Многое делают за него, вместо него. В этом случае любой другой взрослый воспринимается враждебно, как возможный конкурент.
В) ЭТОМУ НЕ УЧИЛИ В ШКОЛЕ… Сюда относится как очевидное отсутствие базовых знаний по возрастной психологии, так и непрожитый собственный опыт. Это касается как отдельных семей (страх перед взрослением ребенка), так и общества в целом («подростковость» общественного сознания). Мы можем научить ребенка ценить свою жизнь и двигаться вперед, только если ценим свою жизнь и даем ему собственный пример преодоления кризисов.
Г) У НАС ТАК ПРИНЯТО! Традиционными бывают повторяющиеся из поколения в поколение трансгенерационные истории («женская» семья в нескольких поколениях, инцесты, семьи с зависимостями, запрет разводов..)
Если в первом и втором случае взросление ребенка тормозится семьей, в двух следующих оно часто вынужденно ускоряется или искажается.
Так что же делать? И чем может помочь психолог?
Для начала осознать, что происходит. Для некоторых родителей бывает достаточно информации о возрастных кризисах и НОРМИРОВАНИИ ситуации.
Отдельно хотелось бы остановиться на некоторых особо эффективных методиках, применяемых в консультировании с целью помочь семье увидеть происходящее и найти ресурсы для необходимых изменений.
Техника «Мост»
Назначение: применяется в диагностике детско-родительских отношений. Позволяет ребенку и маме наглядно прочувствовать свои состояния, а психологу диагностировать готовность членов семьи к сепарации. Можно использовать в индивидуальной работе с семьей и в групповых занятиях.
Инструкция: техника проходит в три этапа. В помещении полукругом располагаются 5 стульев на расстоянии ??? метра друг от друга. На первом этапе ребенок идет по стульям, родитель держит его за руку; на втором этапе ребенок идет по стульям, родитель идет рядом с ним и подстраховывает его; на третьем этапе ребенок идет по стульям, родитель наблюдает со стороны. Перед участниками стоит задача запоминать свои ощущения по ходу выполнения техники.
Вопросы для дальнейшего обсуждения:
- в каком положении было комфортно ребенку (родителю)?
- что помогало родителю справляться со своей тревогой?
- что помогало ребенку справляться с трудностями, когда родителя не было рядом?
- как это выглядит в реальной жизни семьи? В чем проявляется?
- в чем нуждается каждый из участников? Насколько это совпадает с реальным положением дел?
Техника «Связующая нить»
Назначение:
Инструкция: ребенок держит конец нити, родителю предлагается, разматывая клубок, отойти на комфортное для себя расстояние. Каждому участнику предлагается ощутить себя и оценить свое состояние. Затем родитель и ребенок меняются местами.
Техника «Я в образе животного»
Назначение: диагностика представлений о «Я реальном», «Я идеальном» и родительских ожиданий.
Инструкция: Выберите среди фигурок коллекции трех животных (птиц, рыб, насекомых), которые символизируют то, какой вы сейчас, каким хотите быть и каким вас видят родители. Создайте в песочнице определенный ландшафт и расставьте фигурки. Расскажите о них, подберите к каждому по три прилагательных, характеризующих его особенности.
Техника «В мире животных»
Назначение: применяется как вариант первичной диагностики состояния семейной системы в индивидуальной и семейной работе.
Инструкция: Представьте членов вашей семьи в образах животных. Посмотрите, имеются ли в нашей коллекции фигурки этих животных, а может, птиц, рыб, насекомых, растений. Отберите те фигурки, которые соответствуют вашему представлению об образах членов вашей семьи. В песочнице создайте мир, в котором они живут…Когда мир будет создан, придумайте, как они живут вместе, как общаются, какие сцены могут разыгрываться между ними. И расскажите об этом. В случае присутствия всей семьи можно разыгрывать сцены из жизни семьи.
Далее можно расспрашивать о получившейся картинке, акцентируя внимание на фигурках, а не на людях.
- что происходит в песочнице? как чувствуют себя участники песочной картины? чем они занимаются?
- как складываются их отношения с соседними фигурками?
- что может сделать каждый, чтобы лучше себя чувствовать?
- на что это похоже в реальной жизни?
Техника «Ожидания» (работа с ассоциативными картами)
Назначение: техника позволяет привлечь к семейной работе подростков и дает им возможность обозначить свое мнение. Для работы можно использовать МАК или карты из игры «Диксит».
Инструкция: Карты раскладываются на поверхности, рубашкой вверх, из них выбираются три:
1 карта - Чего хотят от меня другие?
2 карта – Что я сама хочу для себя?
3 карта - Попытка соединить первое и второе.
Далее идет объяснение и обсуждение выбора.
- Почему для меня это так важно?
- Как бы это могло выглядеть в жизни?
- Как вы думаете, почему другому это важно?
Техника «Родительские требования»
Назначение: диагностика родительских ожиданий. Это упражнение можно давать при работе с подростками и их родителями, а также родительскими парами, с целью увидеть общее и различное в их семейных сценариях.
Инструкция: 1 этап: создайте на бумаге образ того, какими хотели видеть вас ваши родители. Далее обсуждение:
- что для тебя значит этот образ?
- какие эмоции он вызывает?
- с чем связаны эти эмоции (понятно ли тебе, почему ты испытываешь именно эти эмоции)?
- какие ценности транслируют мне мои родители?
- понятно ли тебе, почему для родителей было так важно передать тебе именно это семейное послание?
- какую задачу ты решаешь до сих пор в родительской семье, проявляя себя определенным образом?
2 этап: создайте образ того, каким вы хотите видеть своего ребенка.
По мере взросления ребенка должна меняться система отношения к нему, уровень ответственности, баланс прав и обязанностей. Мне нравится метафора, которую подарил мне мудрый папа сына-подростка – «у ребенка в руках два ведра, в одном – права, в другом – обязанности». По мере взросления оба ведра должны постепенно наполняться родителями.
Так какие шаги стоит предпринять родителям взрослеющих детей для преодоления возрастных кризисов?
1. Заботиться о себе, своем эмоциональном состоянии, чтобы справляться с контейнированием детских эмоций и вместе решать возникающие проблемы.
2. Познакомиться с тем, какие этапы проходит каждый ребенок на пути к взрослению и какие стратегии будут эффективны на конкретном этапе.
3. Уважительно относиться к потребностям и интересам ребенка.
4. Помнить, что больше всего дети нуждаются в нашей любви и поддержке именно в сложные моменты и часто, когда меньше всего этого заслуживают.
5. Оказывать поддержку взрослеющему ребенку, гибко пересматривать семейные правила, передоговариваться заново, находить оптимальные для всех варианты.
6. Помнить, что переходный период является временным и обязательно закончится. И до следующего вы сможете отдышаться)
- в общеобразовательной организации |
- в учреждениях дополнительного образования |
- в детском саду |