О.Ю. Павлова
педагог-психолог гимназии №152
Образовательная среда является частью жизненной, социальной среды человека. Школа как социальный институт общества являются субъектом безопасности, и важность изучения психологической безопасности личности в образовательной среде определяется тем, что школа способна строить свою локальную систему безопасности как через обучение и воспитание, так и через решение задач развития.
Психологическую безопасность на сегодняшний день можно определить как:
1) состояние сохранности психики человека;
2) сохранение целостности личности, адаптивности функционирования человека, социальных групп, общества;
3) устойчивое развитие и нормальное функционирование человека во взаимодействии со средой (умение защититься от угроз и умение создавать психологически безопасные отношения);
4) возможности среды и личности по предотвращению и устранению угроз;
5) состояние среды, создающее защищенность или свободное от проявлений психологического насилия во взаимодействии, способствующее удовлетворению потребностей в личностно–доверительном общении, создающее референтную значимость/причастность к среде и обеспечивающее психическое здоровье включенных в нее участников.(И. А. Баева)
К опасностям и угрозам для здоровья учащихся в образовательной среде Л. А. Регуш (2003) относит несоответствие уровня требований учебного предмета возможностям ученика, трудности контакта ученика и учителя в учебной деятельности, пассивную позицию учащихся в процессе обучения, отсутствие интеграции между различными предметами и трудности учащихся в успешном выполнении домашних заданий.
Среди причин психологического насилия выделяют биологические, семейные, средовые и межличностные.
Психологическое насилие в межличностном взаимодействии может выражаться в неприятии и критике, публичных оскорблениях и унижении достоинства, обвинениях, угрозах, проявляющихся в словесной форме без физического насилия, игнорировании (физической или социальной изоляции), предъявлении чрезмерных требований и принуждении делать что–либо против желания (Баева И. А., 2002; Лихтарников А. Л., Чеснокова Е. Н., 2004)(8).
Для того чтобы отказаться от психологического насилия и создать безопасную среду, человек должен иметь представление не только о том, что является насилием, но и как создать условия для внутренней безопасности и безопасности референтной среды, должен уметь управлять чувствами и идентифицировать происходящее в группе, определять пути, с помощью которых опасное поведение может стать насильственным.
Необходимым условием решения создания психологически безопасной среды в гимназии 152 является разработка и реализация модели профилактики работы образовательной организации по предупреждению насилия и отклонений в социально-психологическом развитии обучающихся
В психологии под моделью понимается практическое или теоретическое исследование социально-психологического явления. В нашем случае это модель предупреждения явления психологического насилия, которое проявляется в виде троллинга, скулшуттинга, колумбайнинга , интернет-зависимостей итд
Мы представляем себе эту модель следующим образом
Среди основных задач данной модели: разработка плана работы по психолого-педагогическому сопровождению всех субъектов образования, определение необходимой ресурсной базы гимназии:- кадры, локальные акты, диагностический инструментарий
Модель позволяет:
- оптимизировать деятельность по профилактике насилия;
- сформировать базовые пакеты профилактики для детей, родителей, педагогов;
- осуществлять психолого-педагогическое сопровождение детей, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации;
Специалисты гимназии выполняют следующие функции:
• Организуют индивидуальное обучение детей в соответствии с медицинскими или социально-педагогическими показателями по общеобразовательным (дополнительным) программам обучения с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей, состояния соматического и психического здоровья;
• Организуют коррекционно-развивающее и компенсирующее обучение;
• Оказывают специализированное комплексное психолого-медико-педагогическое сопровождение учащихся, их родителей, педагогов, проживающих на территории муниципалитета;
• Осуществляют анализ состояния и динамики психического и психологического здоровья детей с особыми потребностями, обучающихся в общеобразовательных учреждениях;
• Осуществляют сопровождение процесса образования в образовательных учреждениях; оказывает первичную и специализированную помощь всем субъектам образовательного процесса;
• Организуют и проводит социально-психологический мониторинг в образовательных учреждениях и предоставляет необходимую информацию администрации для принятия управленческих решений;
• Проводят анализ состояния и динамики психического и психологического здоровья детей с особыми потребностями, начиная с раннего возраста, в образовательном пространстве учреждения и предоставляет необходимую информацию администрации для принятия управленческих решений;
• Оказывают специализированную психолого-медико-педагогическую и социально-правовую помощь детям с особыми нуждами, обучающимися в общеобразовательных учреждениях, их родителям и педагогам;
• Проводят социально-психологический мониторинг образовательной среды специального (коррекционного) учреждения и предоставляет аналитическую информацию администрации для принятия управленческих решений;
• Участвуют в проектировании образовательного процесса в учреждении.
Предполагается поэтапная реализация этой модели. Каждый этап соответствует одному учебному году
Одной из важных мер предупреждения насилия и отклонений в социально-психическом развитии обучающихся в образовательной среде является формирование у обучающихся умений и навыков для развития и поддержания здоровых межличностных отношений–то есть психопрофилактика. Для профилактики используется целый ряд профилактических программ: «Путь к успеху», «Корабль», а так же авторские программы самих педагогов-психологов, работающих в образовательных организациях. Эти программы нужны для коррекции или развития навыков управления своим поведением, уважительного отношения к сверстникам и взрослым, конструктивного разрешения конфликтов, распознавания манипуляций и сопротивления негативному влиянию, самостоятельного принятия решений. Подобные программы помогают учащимся усваивать общечеловеческие ценности, учиться уважать права и достоинство человека, гендерное равенство и многообразие, формироваться как личность, повышать самоуважение и укреплять самооценку.
Подобные программы, только направленные на развитие у родителей навыков активного слушания, коррекции поведения в детско-родительских отношениях и насыщения их знаниями о возрастных особенностями их детей проводятся с родителями нашей гимназии №152 г.Казани. Для них ведется школа для родителей «Умка»
Для предотвращения проблем дидактогении, вызванных синдромом хронической усталости или развития профессиональных компетенций педагогов и как следствие проблем с психологических давлением на учащихся, коррекции профессиональных деформаций необходимо проводить тренинговые занятия с педагогами (например, тренинг развития социального интеллекта «Гармония» гимназия №152 г.Казани)
Следующей составляющей модели предупреждения в гимназии является диагностика. Диагностика согласно плану работы пелдагога-психолога и диагностика, проводящаяся по приказу МОиН РТ, в целях выявления предикат, сигнализирующих нам о склонности у учащихся к созависимому поведению, проблемам в детско-родительских отношениях, всем том, к чему приводит длительная депривация ребенка или отклонение в его развитии.
А также разрабатываются учащимися различные памятки по поведению в тех или иных ситуациях, складывающихся в повседневной жизни, для выработки навыков адаптивного поведения у обучающихся
Литература
1. Берковиц Л. Агрессия: причины, последствия, контроль. — СПб.: Нева, 2002. — С. 248.
2. Берон Р., Ричардсон Д. Агрессия. — СПб.: Питер, 2001. - С. 304.
3. Воспитание трудного ребенка. Дети с девиантным поведением / Под ред. М.И. Рожкова. М.: ВЛАДОС, 2006.
4. Гуггенбюлъ А. Зловещее очарование насилия. — СПб.: Академический проспект, 2002. - С. 98.
5. Е.В. Гребенкин. «Профилактика агрессии и насилия в школе». Ростов-на-Дону, «Феникс», 2006.
6. Жестокое обращение с детьми: диагностика, коррекция, профилактика. Методическое руководство для врачей, психологов, педагогов, социальных работников и студентов вузов / Авторы-составители М.В. Земляных, Е.С. Заиченко. Б.: 2000.
7. Клейберт Ю.А. Психология девиантного поведения. — М.: Сфера, 2001. — С. 47.
8. Педагогическая психология/ под редакцией Л.А. Регуш, А.В. Орловой.СПб.:Питер,2011.-С.416.
- в общеобразовательной организации |
- в учреждениях дополнительного образования |
- в детском саду |