Модель работы в гимназия №152 по организации психологической безопасной среды

О.Ю. Павлова
педагог-психолог гимназии №152


Образовательная среда является частью жизненной, социальной среды человека. Школа как социальный институт общества являются субъектом безопасности, и важность изучения психологической безопасности личности в образовательной среде определяется тем, что школа способна строить свою локальную систему безопасности как через обучение и воспитание, так и через решение задач развития.

Психологическую безопасность на сегодняшний день можно определить как:

1) состояние сохранности психики человека;

2) сохранение целостности личности, адаптивности функционирования человека, социальных групп, общества;

3) устойчивое развитие и нормальное функционирование человека во взаимодействии со средой (умение защититься от угроз и умение создавать психологически безопасные отношения);

4) возможности среды и личности по предотвращению и устранению угроз;

5) состояние среды, создающее защищенность или свободное от проявлений психологического насилия во взаимодействии, способствующее удовлетворению потребностей в личностно–доверительном общении, создающее референтную значимость/причастность к среде и обеспечивающее психическое здоровье включенных в нее участников.(И. А. Баева)

К опасностям и угрозам для здоровья учащихся в образовательной среде Л. А. Регуш (2003) относит несоответствие уровня требований учебного предмета возможностям ученика, трудности контакта ученика и учителя в учебной деятельности, пассивную позицию учащихся в процессе обучения, отсутствие интеграции между различными предметами и трудности учащихся в успешном выполнении домашних заданий.

Среди причин психологического насилия выделяют биологические, семейные, средовые и межличностные.

Психологическое насилие в межличностном взаимодействии может выражаться в неприятии и критике, публичных оскорблениях и унижении достоинства, обвинениях, угрозах, проявляющихся в словесной форме без физического насилия, игнорировании (физической или социальной изоляции), предъявлении чрезмерных требований и принуждении делать что–либо против желания (Баева И. А., 2002; Лихтарников А. Л., Чеснокова Е. Н., 2004)(8).

Для того чтобы отказаться от психологического насилия и создать безопасную среду, человек должен иметь представление не только о том, что является насилием, но и как создать условия для внутренней безопасности и безопасности референтной среды, должен уметь управлять чувствами и идентифицировать происходящее в группе, определять пути, с помощью которых опасное поведение может стать насильственным.

Необходимым условием решения создания психологически безопасной среды в гимназии 152 является разработка и реализация модели профилактики работы образовательной организации по предупреждению насилия и отклонений в социально-психологическом развитии обучающихся

В психологии под моделью понимается практическое или теоретическое исследование социально-психологического явления. В нашем случае это модель предупреждения явления психологического насилия, которое проявляется в виде троллинга, скулшуттинга, колумбайнинга , интернет-зависимостей итд

Мы представляем себе эту модель следующим образом

Среди основных задач данной модели: разработка плана работы по психолого-педагогическому сопровождению всех субъектов образования, определение необходимой ресурсной базы гимназии:- кадры, локальные акты, диагностический инструментарий

Модель позволяет:

- оптимизировать деятельность по профилактике насилия;

- сформировать базовые пакеты профилактики для детей, родителей, педагогов;

- осуществлять психолого-педагогическое сопровождение детей, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации;

Специалисты гимназии выполняют следующие функции:

• Организуют индивидуальное обучение детей в соответствии с медицинскими или социально-педагогическими показателями по общеобразовательным (дополнительным) программам обучения с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей, состояния соматического и психического здоровья;

• Организуют коррекционно-развивающее и компенсирующее обучение;

• Оказывают специализированное комплексное психолого-медико-педагогическое сопровождение учащихся, их родителей, педагогов, проживающих на территории муниципалитета;

• Осуществляют анализ состояния и динамики психического и психологического здоровья детей с особыми потребностями, обучающихся в общеобразовательных учреждениях;

• Осуществляют сопровождение процесса образования в образовательных учреждениях; оказывает первичную и специализированную помощь всем субъектам образовательного процесса;

• Организуют и проводит социально-психологический мониторинг в образовательных учреждениях и предоставляет необходимую информацию администрации для принятия управленческих решений;

• Проводят анализ состояния и динамики психического и психологического здоровья детей с особыми потребностями, начиная с раннего возраста, в образовательном пространстве учреждения и предоставляет необходимую информацию администрации для принятия управленческих решений;

• Оказывают специализированную психолого-медико-педагогическую и социально-правовую помощь детям с особыми нуждами, обучающимися в общеобразовательных учреждениях, их родителям и педагогам;

• Проводят социально-психологический мониторинг образовательной среды специального (коррекционного) учреждения и предоставляет аналитическую информацию администрации для принятия управленческих решений;

• Участвуют в проектировании образовательного процесса в учреждении.

Предполагается поэтапная реализация этой модели. Каждый этап соответствует одному учебному году

Одной из важных мер предупреждения насилия и отклонений в социально-психическом развитии обучающихся в образовательной среде является формирование у обучающихся умений и навыков для развития и поддержания здоровых межличностных отношений–то есть психопрофилактика. Для профилактики используется целый ряд профилактических программ: «Путь к успеху», «Корабль», а так же авторские программы самих педагогов-психологов, работающих в образовательных организациях. Эти программы нужны для коррекции или развития навыков управления своим поведением, уважительного отношения к сверстникам и взрослым, конструктивного разрешения конфликтов, распознавания манипуляций и сопротивления негативному влиянию, самостоятельного принятия решений. Подобные программы помогают учащимся усваивать общечеловеческие ценности, учиться уважать права и достоинство человека, гендерное равенство и многообразие, формироваться как личность, повышать самоуважение и укреплять самооценку.

Подобные программы, только направленные на развитие у родителей навыков активного слушания, коррекции поведения в детско-родительских отношениях и насыщения их знаниями о возрастных особенностями их детей проводятся с родителями нашей гимназии №152 г.Казани. Для них ведется школа для родителей «Умка»

Для предотвращения проблем дидактогении, вызванных синдромом хронической усталости или развития профессиональных компетенций педагогов и как следствие проблем с психологических давлением на учащихся, коррекции профессиональных деформаций необходимо проводить тренинговые занятия с педагогами (например, тренинг развития социального интеллекта «Гармония» гимназия №152 г.Казани)

Следующей составляющей модели предупреждения в гимназии является диагностика. Диагностика согласно плану работы пелдагога-психолога и диагностика, проводящаяся по приказу МОиН РТ, в целях выявления предикат, сигнализирующих нам о склонности у учащихся к созависимому поведению, проблемам в детско-родительских отношениях, всем том, к чему приводит длительная депривация ребенка или отклонение в его развитии.

А также разрабатываются учащимися различные памятки по поведению в тех или иных ситуациях, складывающихся в повседневной жизни, для выработки навыков адаптивного поведения у обучающихся

Литература

1. Берковиц Л. Агрессия: причины, последствия, контроль. — СПб.: Нева, 2002. — С. 248.

2. Берон Р., Ричардсон Д. Агрессия. — СПб.: Питер, 2001. - С. 304.

3. Воспитание трудного ребенка. Дети с девиантным поведением / Под ред. М.И. Рожкова. М.: ВЛАДОС, 2006.

4. Гуггенбюлъ А. Зловещее очарование насилия. — СПб.: Академический проспект, 2002. - С. 98.

5. Е.В. Гребенкин. «Профилактика агрессии и насилия в школе». Ростов-на-Дону, «Феникс», 2006.

6. Жестокое обращение с детьми: диагностика, коррекция, профилактика. Методическое руководство для врачей, психологов, педагогов, социальных работников и студентов вузов / Авторы-составители М.В. Земляных, Е.С. Заиченко. Б.: 2000.

7. Клейберт Ю.А. Психология девиантного поведения. — М.: Сфера, 2001. — С. 47.

8. Педагогическая психология/ под редакцией Л.А. Регуш, А.В. Орловой.СПб.:Питер,2011.-С.416.


  СИМВОЛЫ - 2020





  KAZANOBR - 2020



  Свидетельство




Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2020

Казанский образовательный портал. Управление образования ИКМО г. Казани

Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-61687

выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций

Яндекс.Метрика