Подготовка к ВПР: дидактические подходы и методические решения

Эльвира Камилевна Бронникова,
заведующая УМС ИМО по Авиастроительному
и Ново-Савиновскому районам г.Казани


В настоящее время оценочными процедурами Всероссийской системы качества образования являются: Всероссийские проверочные работы (ВПР), национальное исследование качества образования (НИКО), основной государственный экзамен (ОГЭ), единый государственный экзамен (ЕГЭ).

Проведение ВПР направлено на обеспечение единства образовательного пространства Российской Федерации и поддержки введения Федерального образовательного стандарта за счет предоставления образовательным организациям единых материалов и единых критериев оценивания учебных достижений.

Особенность всероссийской проверочной работы обучающихся:

• единство подходов к составлению вариантов заданий и проведению самих работ, и их оцениванию;

• использование современных технологий, позволяющих обеспечить практически одновременное выполнение работ школьниками всей страны.

Итоговая аттестация после этапа начального общего образования не носит статус государственной, проводится общеобразовательной организацией самостоятельно с использованием единых вариантов заданий для всей РФ, разрабатываемых на федеральном уровне в строгом соответствии ФГОС. Это диагностические работы для оценки индивидуальных достижений обучающихся, которые представляют собой аналог годовых контрольных работ, традиционно проводившихся ранее в школах. ВПР - лишь часть комплексной итоговой оценки выпускника начальной школы. Нужно правильно объяснять это и родителям, и детям.

Рособрнадзор не рекомендует образовательным организациям использовать результаты ВПР для выставления годовых отметок.

Российские и международные исследования показывают, что российские школьники обладают значительным объемом знаний, однако они не умеют грамотно пользоваться этими знаниями.

Ключевыми особенностями ВПР в начальной школе являются соответствие ФГОС, соответствие отечественным традициям преподавания учебных предметов, учет национально-культурной и языковой специфики многонационального российского общества, отбор для контроля наиболее значимых аспектов подготовки как с точки зрения использования результатов обучения в повседневной жизни, так и с точки зрения продолжения образования, использование ряда заданий из открытого банка Национальных исследований качества образования (НИКО), использование только заданий открытого типа.

Хотя по документам цель ВПР — «обеспечение единства образовательного пространства РФ за счет предоставления единых материалов и единых критериев», в образовательном сообществе ВПР — форма итогового контроля. Однако успех приходит только к тем учителям, кто сумел наладить формирующее оценивание, то есть такую форму обратной связи, при которой ребенок видит, как он продвигается в освоении навыков — как предметных, так и метапредметных УУД.

Для успешного выполнения ВПР необходима системная работа по освоению обучающимися предметных знаний и формированию УУД начиная с 1 класса.

Анализ результатов ВПР за три года (с 2015г. по 2018г.) показал, что у школ, учителя которых ведут кропотливую систематическую работу по подготовке к ВПР результаты выше уровня городских и республиканских показателей. Стабильно высокие результаты по математике показывают гимназии №7, 36, лицеи №26, 177, прогимназия №360, школы №54, 113, 132, 165: по русскому языку гимназии №7, 36, 37, лицей №177, школы №85, 132, прогимназия №360; по окружающему миру гимназии №7, 10, 36, 37, 155, школы №77, 165, 179.

Низкие результаты по предметам варьируется.

В начале каждого учебного года на заседаниях районного методического объединения учителей начальных классов проводим анализ результатов ВПР и типичных ошибок, учителя делятся опытом работы в организации работы по подготовке обучающихся к ВПР.

Я же в свою очередь, предлагаю следующий алгоритм подготовки к ВПР:

1.выписать перечень планируемых результатов по предмету (русский язык, математика, окружающий мир) из Примерной ООО НОО (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 08.04.2015 № 1/15);

2.подобрать несколько заданий для проверки того, насколько усвоен каждый из этих предметов;

3.провести повторение по разделам учебной предметной программы;

4.выполнить несколько проверочных работ на все разделы программы, вместе обсуждать возможные стратегии выполнения работы, особенности формулировок заданий;

5.вести учет выявленных пробелов для адресной помощи в ликвидации слабых сторон обучающихся.

При отборе заданий важно выдерживать такие принципы:

-задания должны быть разнообразными, чтобы, с одной стороны, не формировать стереотипов о том, что тот или иной планируемый результат проверяется всегда одинаково одним и тем же типом задания, с другой стороны, для того, чтобы совершенствовать знания и умения, поскольку одна из целей обучения – научить применять знания в разных ситуациях, а выполнение разных по типу заданий как раз этому и способствует;

-заданий на оценивание достижения каждого планируемого результата должно быть достаточно для того, чтобы сделать вывод о достижении этого планируемого результата, по 1-2 заданиям такой вывод вряд ли будет объективным;

-задания должны быть разноуровневыми: большая часть заданий должна позволять проверить достижение планируемого результата на базовом уровне, но как минимум одно задание должно позволять проверить достижение планируемого результата на повышенном уровне.

Рекомендуемые пути решения после проведенного анализа и выявления проблем в результате выполнения Всероссийских проверочных работ

Несколько рекомендаций учителям в подготовке обучающихся к ВПР:

1. Составьте план подготовки по вашему предмету и расскажите о нем учащимся.

Составленный в начале года план-график, который максимально учитывает все события школьной жизни, праздники и мероприятия, позволит заранее спланировать объем и сроки изучения учебного ма¬териала. Важно дать учащимся информацию о графике работы на год, регулярно обращая их внимание на то, какая часть материала уже пройдена, а какую еще осталось пройти.

2. Дайте учащимся возможность оценить их достижения в учебе.

Обсуждая с учащимися пройденный материал, делайте акцент на том, что им удалось изучить и что у них получается хорошо. Ставьте перед ними достижимые краткосрочные учебные цели и показывайте, как достижение этих целей отражается на долгосрочном графике под¬готовки к ВПР.

3. Не говорите с учащимися о ВПР слишком часто.

Регулярно проводите короткие демонстрационные работы в течение года вместо серии больших контрольных работ за месяц до ВПР. Обсуждайте основные вопросы и инструкции, касающиеся ВПР. Даже если работа в классе связана с ВПР, не заостряйте на ни внимание.

4. Используйте при изучении учебного материала различные педагогические технологии, методы и приемы.

Учебный материал должен быть разнообразен: плакаты, интел¬лект-карты, презентации, ролевые игры, проекты, творческие зада¬чи. Использование различных методов позволяет усваивать матери¬ал ученикам с различными особенностями восприятия информации. Учащиеся иногда могут считать предмет скучным, но большинство из них положительно воспримет учебный материал на альтернативных носителях информации, например на собственном сайте или в группе в одной из социальных сетей.

5. «Скажи мне - и я забуду, учи меня - и я могу запомнить, вовлекай меня - и я научусь» (Б. Франклин).

Во время изучения материала важно, чтобы учащиеся принимали актив¬ное самостоятельное участие в его изучении - готовили совместные про¬екты и презентации в классе и по группам, обучали и проверяли друг друга.

6. Научите учащихся работать с критериями оценки заданий.

Покажите простой пример демонстрационного задания и разберите подробно, как оно будет оцениваться. Понимая критерии оценки, уча¬щимся будет легче понять, как выполнить то или иное задание.

7. Не показывайте страха и беспокойства по поводу предстоящих ВПР.

ВПР, безусловно, событие, которое вызывает стресс у всех его участников: учащихся, родителей, учителей, администрации обра¬зовательной организации. Негативные эмоции заразительны. Покажите на собственном примере, как можно справиться с переживаниями, чувствами и ими управлять.

8. Хвалите своих учеников.

Любому учащемуся важно опираться на свои сильные стороны и чувствовать себя уверенно на предстоящих проверочных работах. Однако похва¬ла должна быть искренней и по существу. Убедитесь, что ваши ученики имеют реалистичные цели в отношении предстоящих проверочных работ.

9. Общайтесь с коллегами!

Используйте ресурсы профессионального сообщества. Знакомьтесь с опытом коллег, их идеями и разработками, применяйте их на практике.

10. Обсуждайте с учащимися важность здорового образа жизни.

Хороший сон и правильное питание, умение сосредоточиться и расслабиться после напряженного выполнения заданий вносят значитель¬ный вклад в успех на проверочной работе.

11. Поддерживайте внеучебные интересы учащихся.

Личное пространство, не связанное с учебой, дает возможность переключаться на другие виды деятельности и в конечном итоге быть более эффективными при подготовке к ВПР.

12. Общайтесь с родителями и привлекайте их на свою сторону!

Родители всегда беспокоятся за своих детей и берут на себя больше ответственности за их успех на проверочной работе. Обсуждайте с ними вопросы создания комфортной учебной среды для учащегося дома, организации режима сна и питания ребенка, их тревоги и заботы.

Роль учителя в школе действительно велика, но он не всемогущ, и обучить может лишь того, кто хочет учиться и, кто сам учится.


Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2019

Казанский образовательный портал. Управление образования ИКМО г. Казани

Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-61687

выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций

Яндекс.Метрика