Эльвира Камилевна Бронникова,
заведующая УМС ИМО по Авиастроительному
и Ново-Савиновскому районам г.Казани
В настоящее время оценочными процедурами Всероссийской системы качества образования являются: Всероссийские проверочные работы (ВПР), национальное исследование качества образования (НИКО), основной государственный экзамен (ОГЭ), единый государственный экзамен (ЕГЭ).
Проведение ВПР направлено на обеспечение единства образовательного пространства Российской Федерации и поддержки введения Федерального образовательного стандарта за счет предоставления образовательным организациям единых материалов и единых критериев оценивания учебных достижений.
Особенность всероссийской проверочной работы обучающихся:
• единство подходов к составлению вариантов заданий и проведению самих работ, и их оцениванию;
• использование современных технологий, позволяющих обеспечить практически одновременное выполнение работ школьниками всей страны.
Итоговая аттестация после этапа начального общего образования не носит статус государственной, проводится общеобразовательной организацией самостоятельно с использованием единых вариантов заданий для всей РФ, разрабатываемых на федеральном уровне в строгом соответствии ФГОС. Это диагностические работы для оценки индивидуальных достижений обучающихся, которые представляют собой аналог годовых контрольных работ, традиционно проводившихся ранее в школах. ВПР - лишь часть комплексной итоговой оценки выпускника начальной школы. Нужно правильно объяснять это и родителям, и детям.
Рособрнадзор не рекомендует образовательным организациям использовать результаты ВПР для выставления годовых отметок.
Российские и международные исследования показывают, что российские школьники обладают значительным объемом знаний, однако они не умеют грамотно пользоваться этими знаниями.
Ключевыми особенностями ВПР в начальной школе являются соответствие ФГОС, соответствие отечественным традициям преподавания учебных предметов, учет национально-культурной и языковой специфики многонационального российского общества, отбор для контроля наиболее значимых аспектов подготовки как с точки зрения использования результатов обучения в повседневной жизни, так и с точки зрения продолжения образования, использование ряда заданий из открытого банка Национальных исследований качества образования (НИКО), использование только заданий открытого типа.
Хотя по документам цель ВПР — «обеспечение единства образовательного пространства РФ за счет предоставления единых материалов и единых критериев», в образовательном сообществе ВПР — форма итогового контроля. Однако успех приходит только к тем учителям, кто сумел наладить формирующее оценивание, то есть такую форму обратной связи, при которой ребенок видит, как он продвигается в освоении навыков — как предметных, так и метапредметных УУД.
Для успешного выполнения ВПР необходима системная работа по освоению обучающимися предметных знаний и формированию УУД начиная с 1 класса.
Анализ результатов ВПР за три года (с 2015г. по 2018г.) показал, что у школ, учителя которых ведут кропотливую систематическую работу по подготовке к ВПР результаты выше уровня городских и республиканских показателей. Стабильно высокие результаты по математике показывают гимназии №7, 36, лицеи №26, 177, прогимназия №360, школы №54, 113, 132, 165: по русскому языку гимназии №7, 36, 37, лицей №177, школы №85, 132, прогимназия №360; по окружающему миру гимназии №7, 10, 36, 37, 155, школы №77, 165, 179.
Низкие результаты по предметам варьируется.
В начале каждого учебного года на заседаниях районного методического объединения учителей начальных классов проводим анализ результатов ВПР и типичных ошибок, учителя делятся опытом работы в организации работы по подготовке обучающихся к ВПР.
Я же в свою очередь, предлагаю следующий алгоритм подготовки к ВПР:
1.выписать перечень планируемых результатов по предмету (русский язык, математика, окружающий мир) из Примерной ООО НОО (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 08.04.2015 № 1/15);
2.подобрать несколько заданий для проверки того, насколько усвоен каждый из этих предметов;
3.провести повторение по разделам учебной предметной программы;
4.выполнить несколько проверочных работ на все разделы программы, вместе обсуждать возможные стратегии выполнения работы, особенности формулировок заданий;
5.вести учет выявленных пробелов для адресной помощи в ликвидации слабых сторон обучающихся.
При отборе заданий важно выдерживать такие принципы:
-задания должны быть разнообразными, чтобы, с одной стороны, не формировать стереотипов о том, что тот или иной планируемый результат проверяется всегда одинаково одним и тем же типом задания, с другой стороны, для того, чтобы совершенствовать знания и умения, поскольку одна из целей обучения – научить применять знания в разных ситуациях, а выполнение разных по типу заданий как раз этому и способствует;
-заданий на оценивание достижения каждого планируемого результата должно быть достаточно для того, чтобы сделать вывод о достижении этого планируемого результата, по 1-2 заданиям такой вывод вряд ли будет объективным;
-задания должны быть разноуровневыми: большая часть заданий должна позволять проверить достижение планируемого результата на базовом уровне, но как минимум одно задание должно позволять проверить достижение планируемого результата на повышенном уровне.
Несколько рекомендаций учителям в подготовке обучающихся к ВПР:
1. Составьте план подготовки по вашему предмету и расскажите о нем учащимся.
Составленный в начале года план-график, который максимально учитывает все события школьной жизни, праздники и мероприятия, позволит заранее спланировать объем и сроки изучения учебного ма¬териала. Важно дать учащимся информацию о графике работы на год, регулярно обращая их внимание на то, какая часть материала уже пройдена, а какую еще осталось пройти.
2. Дайте учащимся возможность оценить их достижения в учебе.
Обсуждая с учащимися пройденный материал, делайте акцент на том, что им удалось изучить и что у них получается хорошо. Ставьте перед ними достижимые краткосрочные учебные цели и показывайте, как достижение этих целей отражается на долгосрочном графике под¬готовки к ВПР.
3. Не говорите с учащимися о ВПР слишком часто.
Регулярно проводите короткие демонстрационные работы в течение года вместо серии больших контрольных работ за месяц до ВПР. Обсуждайте основные вопросы и инструкции, касающиеся ВПР. Даже если работа в классе связана с ВПР, не заостряйте на ни внимание.
4. Используйте при изучении учебного материала различные педагогические технологии, методы и приемы.
Учебный материал должен быть разнообразен: плакаты, интел¬лект-карты, презентации, ролевые игры, проекты, творческие зада¬чи. Использование различных методов позволяет усваивать матери¬ал ученикам с различными особенностями восприятия информации. Учащиеся иногда могут считать предмет скучным, но большинство из них положительно воспримет учебный материал на альтернативных носителях информации, например на собственном сайте или в группе в одной из социальных сетей.
5. «Скажи мне - и я забуду, учи меня - и я могу запомнить, вовлекай меня - и я научусь» (Б. Франклин).
Во время изучения материала важно, чтобы учащиеся принимали актив¬ное самостоятельное участие в его изучении - готовили совместные про¬екты и презентации в классе и по группам, обучали и проверяли друг друга.
6. Научите учащихся работать с критериями оценки заданий.
Покажите простой пример демонстрационного задания и разберите подробно, как оно будет оцениваться. Понимая критерии оценки, уча¬щимся будет легче понять, как выполнить то или иное задание.
7. Не показывайте страха и беспокойства по поводу предстоящих ВПР.
ВПР, безусловно, событие, которое вызывает стресс у всех его участников: учащихся, родителей, учителей, администрации обра¬зовательной организации. Негативные эмоции заразительны. Покажите на собственном примере, как можно справиться с переживаниями, чувствами и ими управлять.
8. Хвалите своих учеников.
Любому учащемуся важно опираться на свои сильные стороны и чувствовать себя уверенно на предстоящих проверочных работах. Однако похва¬ла должна быть искренней и по существу. Убедитесь, что ваши ученики имеют реалистичные цели в отношении предстоящих проверочных работ.
9. Общайтесь с коллегами!
Используйте ресурсы профессионального сообщества. Знакомьтесь с опытом коллег, их идеями и разработками, применяйте их на практике.
10. Обсуждайте с учащимися важность здорового образа жизни.
Хороший сон и правильное питание, умение сосредоточиться и расслабиться после напряженного выполнения заданий вносят значитель¬ный вклад в успех на проверочной работе.
11. Поддерживайте внеучебные интересы учащихся.
Личное пространство, не связанное с учебой, дает возможность переключаться на другие виды деятельности и в конечном итоге быть более эффективными при подготовке к ВПР.
12. Общайтесь с родителями и привлекайте их на свою сторону!
Родители всегда беспокоятся за своих детей и берут на себя больше ответственности за их успех на проверочной работе. Обсуждайте с ними вопросы создания комфортной учебной среды для учащегося дома, организации режима сна и питания ребенка, их тревоги и заботы.
Роль учителя в школе действительно велика, но он не всемогущ, и обучить может лишь того, кто хочет учиться и, кто сам учится.