Главная тема номера

Из истории становления системы дополнительного образования

Система учреждений дополнительного образования имеет богатую историю, свой непростой путь возникновения и развития. Решая образовательные задачи вместе со школами, система дополнительного образования детей сложилась как самостоятельная подсистема российского образования. Длительное развитие данной системы привело к становлению уникальной среды в учреждениях дополнительного образования - среды познания и творчества, среды, ориентирующей воспитанника в мире человеческих ценностей.

В конце XIX – начале XX века прогрессивные деятели-энтузиасты создавали в разных городах России клубы для детей, летние колонии на средства местных педагогических обществ. В это же время появился термин «внешкольная работа». М.Б. Коваль подчеркивала, что «помочь войти растущему человеку в культуру, освоить ее и сделать частью своей жизни только школьное образование не может, оно непременно должно быть дополнено внешкольными формами».

В начале XX века возникновение отечественной системы внешкольных учреждений в России связано с именем С. Т. Шацкого и А. У. Зеленко. Свою педагогическую деятельность С.Т. Шацкий начал еще в 1905 г. среди детей и подростков рабочих семей Москвы, где вместе с А.У Зеленко и другими педагогами создавал первые в России детские клубы и сады, которые носили общее название «Дневной приют для приходящих детей». При приюте были открыты мастерские (слесарные, столярные, швейные), на базе приюта было организовано культурно-просветительское общество «Сетлемент». Название общества было подсказано опытом создания в Америке сетлементов - поселений культурных интеллигентных людей среди бедных слоев населения для проведения просветительской работы. Основная цель общества: удовлетворение культурных и социальных потребностей детей и молодежи малообеспеченной и малокультурной части населения. В обучении акцент был сделан на усвоение практически значимых для жизни детей знаний. Большое значение придавалось воспитанию у детей чувства товарищества, солидарности, коллективизма.

В 1909 г. С. Т. Шацкий и его сподвижники создают общество «Детский труд и отдых», затем двумя годами позже общество открыло детскую летнюю колонию «Бодрая жизнь». Основой жизни в колонии был физический труд: приготовление пищи, самообслуживание благоустройство, работа на огороде, в саду, в поле. Свободное время отводилось играм, чтению, беседам, занятиям музыкой, пением.

В мае 1919 г. С. Т. Шацкий организует на базе учреждений общества «Детский труд и отдых» опытно показательное учреждение Народного комиссариата просвещения РСФСР, которые составили. Первую опытную станцию по народному образованию. В состав станции входили внешкольные учреждения для детей и взрослых, а также курсы по подготовке и повышению квалификации учителей.

Первая сеть внешкольных учреждений, основу которой составили дворцы и дома пионеров и школьников были открыты в 1923-1924гг. в Бауманском и Фрунзенском районах Москвы. Однако их деятельность не сводилась к выполнению одной лишь идеологической функции. Они стали многопрофильными центрами развития детского творчества, организации детского досуга, развития межшкольных связей. Дворцы и дома пионеров и школьников стали важным средством формирования ценностного отношения общества к детям и детству, ибо основание этих детских центров стало общенародным делом. Одним из наиболее ярких примеров этого процесса является история создания Дворца пионеров в Ленинграде.

В 1934 г. руководство города приняло решение о создании в помещениях бывшей царской Аничковой усадьбы городского Дворца пионеров. В оборудовании и оформлении его помещений участвовали 228 заводов, фабрик и институтов. Ведущие предприятия и научные центры Ленинграда оснащали лаборатории Дворца приборами и установками. Торжественное открытие состоялось 12 февраля 1937г. Для работы с детьми были приглашены выдающиеся ученые, деятели искусства: известный историк академик В. В. Струве, крупнейший специалист в области геологии Д. В. Наливкин; лекции по искусству читал директор Эрмитажа И. А. Орбели; ансамблем песни и пляски руководил И. О. Дунаевский; с юными шахматистами занимался М.М. Ботвинник. Сочетание передовой для своего времени технической среды и первоклассных специалистов привело к созданию образовательного учреждения, которое можно было рассматривать как модель современной цивилизации. Занятия детей во Дворце помогали осваивать подлинные ценности мировой культуры, способствовали вхождению в духовную жизнь общества.

В Казани одним из первых в 1935г. в был открыт городской Пионер – клуб, преемником которого является ГДДТ им. А. Алиша. Сейчас Дворец детского творчества— это многопрофильное учреждение высшей категории. Педагогический коллектив Дворца успешно реализует основную цель дополнительного образования - создает условия для деятельности юных казанцев на основе свободного выбора; способствует росту культурного уровня детей и подростков, решает вопросы организации культурного досуга.

Развитие системы внешкольных учреждений в 40-50-е гг. XX века, по мнению исследователя О. Е. Лебедева, характеризуется реализацией четырех основных социально-педагогических функций: профессиональное и гражданское самоопределение детей; дополнительное образование; коммуникативная; методическая. В эти годы в деятельности внешкольных учреждений преобладает парадность и формализм, индивидуальная и клубные формы работы сменяются массовостью праздников.

В 60-е годы XX века, в годы «оттепели», наблюдаются значительные изменения в характере деятельности внешкольных учреждений, воспитание приобретает «деятельностный» характер. Рождается и получает широкое распространение методика коллективного творческого дела И. П. Иванова. В эти годы в деятельности внешкольных учреждений приоритетными становятся: уважение к увлечению ребенка, его занятию в коллективе по интересам; показ подростку общественной ценности его занятия, значимости его знаний и умений для коллектива; использование его личного интереса, знаний и умений в коллективных целях; изменение статуса ребенка в школьном коллективе на основе учета его успехов во внешкольном учреждении, участия в школьных делах; совместное изучение школой и внешкольным учреждением опыта подготовки актива; взаимная информация педагогов внешкольных учреждений и школы о кружковцах

Периодом наивысшего развития внешкольных учреждений явились 70-80-е годы XX века. Именно в этот период, подчеркивает исследователь М.Р. Катукова, определились главные направления социально-педагогической деятельности, и сложилась уникальная система работы с детьми, не имеющая аналогов в мире, включающая четко определенные задачи, содержание, и формы внешкольной работы. Внешкольные учреждения стали одним из основных институтов общества, так как усилилась их практическая роль в организации деятельности учащихся и ее воспитательного воздействия на них по месту жительства, в индивидуализации работы с неблагополучными детьми [10, с. 173].

С 1992 г. в России началось преобразование внешкольной работы и внешкольного воспитания в систему дополнительного образования детей. В Законе РФ «Об образовании» (1992г.) целый раздел (ст. 26) был посвящен дополнительному образованию. Таким образом, не только был введен новый термин, но и дано правовое обоснование для реформирования системы дополнительного образования детей. В 1996 году в новой редакции закона была уточнена типология учреждений дополнительного образования взрослых и учреждений дополнительного образования детей. Сложилась система дополнительного образования детей. Системообразующим фактором дополнительного образования становится творческое развитие личности ребенка.

Специфика системы дополнительного образования заключается в возможности добровольного выбора ребёнком, его семьёй направления и вида деятельности, педагога, организационных форм реализации дополнительных программ, времени и темпа их освоения; в многообразии видов деятельности. Осуществляется это с учётом интересов и желаний, способностей и потребностей ребёнка; с применением личностно-деятельностного подхода к организации образовательного процесса, активно способствующего творческому развитию личности, мотивации познания, самореализации, самоопределению ребёнка.

Актуальность проблемы дополнительного образования детей является на сегодняшний день бесспорной, так как она непосредственно связана с новым пониманием сущности образования детей. Система дополнительного образования детей в современных российских условиях рассматривается как важнейшая составляющая образовательного пространства организация которого на основе тщательно продуманных и выверенных требований может позволить преодолеть кризис детства, обеспечив поддержку и развитие талантливых и одаренных детей. Обладая открытостью, мобильностью, гибкостью, способностью быстро и точно реагировать на «вызовы времени» в интересах ребенка, его семьи, общества, государства, дополнительное образование детей социально востребовано и является объектом внимания и поддержки со стороны общества и государства.

В наиболее общем виде дополнительное образование детей может быть определено как организованный особым образом, устойчивый процесс коммуникации, направленный на формирование мотивации развивающейся личности ребенка к познанию и творчеству.

Дополнительное образование относится к сфере наибольшего благоприятствования для становления личности ребенка. Дополнительное образование имеет возможность создания ситуации успеха для каждого ребенка. Участие в различных видах деятельности дополнительного образования способствует самореализации личности, стимулирует к творчеству

Литература:

1. Березина В.А. Развитие дополнительного образования детей в системе российского образования: Учебно-методическое пособие. Москва: Диалог культур, 2007. 512 с.

2. Буйлова Л. Н. Актуализация роли дополнительного образования детей в современной образовательной политике РФ // Актуальные задачи педагогики: материалы междунар. заоч. науч. конф. (г. Чита, декабрь 2011 г.). Чита: Издательство Молодой ученый, 2011.

3. Евладова Е.Б., Николаева Л.А. Развитие дополнительного образования в общеобразовательных учреждениях. М., 1996. 202 с.

4. Катукова М.Р. Система дополнительного образования в России: история становления, развитие, перспективы // Ракурс. 1994. №4. С. 12-17.

5. Коваль М.Б. Педагогика внешкольного учреждения. Оренбург, 1994. 62 с.

6. Концепция федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 гг. (утверждена распоряжением Правительства РФ от 29.12.2014 г. №2765-р)

7. Мирончева О.А. Мониторинг результативности педагогического процесса в системе дополнительного образования детей. Дисс. канд. пед. наук. Ульяновск, 2005. 342 с.

8. Педагогика дополнительного образования: Приоритеты духовности, здоровья и творчества: учеб. пособие / под ред. В.И. Андреева, А.И. Щетинской. 2–е изд., доп. и перераб. Казань: Центр инновационных технологий, 2005. 328 с.

9. Смольников Е.В. Становление и развитие системы дополнительного образования детей в отечественной педагогике: (историко-педагогический анализ): дис. … канд. пед. наук. Ульяновск, 2006. 229 с.

10. Сущенко Т.А. Организация учебного процесса во внешкольных учреждениях: учеб. пособие. 2-е изд., испр. и доп. СПб.: Лань, 2008. 187 с.

11. Федеральный закон «Об образовании в РФ» от 29 декабря 2012г. № 273-ФЗ (в редакции от 17.12.2009 N 313-ФЗ)

12. Щетинская А.И., Тавстуха О.Г., Болотова М.И. Теория и практика современного дополнительного образования детей: учеб. пособие. Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2006. 404 с.

13. Машинистова Н. В. История становления дополнительного образования детей в России [Текст] // Проблемы и перспективы развития образования: материалы II междунар. науч. конф. (г. Пермь, май 2012 г.). — Пермь: Меркурий, 2012. — С. 38

14. http://gov.spb.ru/gov/otrasl/educ/announces/3950/

15. http://flatik.ru/formirovanie-otechestvennoj-sistemi-dopolnitelenogo-obrazovani

16. http://oductik.moy.su/index/istorija_stanovlenija_dopolnitelnogo_obrazovanija_detej_v_rossii/0-46???history=2&sample=29&ref=2

17. http://moluch.ru/conf/ped/archive/58/2347/


Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2016.

Казанский образовательный портал. Управление образования ИКМО г.Казани.

Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-61687