Организация исследовательской деятельности обучающихся в объединениях естественнонаучной направленности Городского детского эколого-биологического центра (из опыта работы)

ШАРИПОВА Римма Анатольевна, педагог дополнительного образования
МБОУДОД «Городской детский эколого-биологический центр» г.Казани


Обновление содержания педагогического процесса с целью решения проблем воспитания в учреждении дополнительного образования детей возможно через использование современных педагогических технологий, направленных на разностороннее развитие ребенка с учетом его творческих способностей. Дополнительное образование - это мир творчества, проявления и раскрытия каждым ребёнком своих интересов, увлечений, своего «я».

Передо мной, как перед педагогом, постоянно, стоят вопросы:

«Как заинтересовать ребенка учебным материалом? Как интересно и доступно донести до воспитанников новый материал? Как создать для обучающихсяситуацию успеха и веру в свои силы?». Нужно осторожно и бережно помочь раскрыться ребёнку, вселить в него уверенность, дать почувствовать свою ценность. Эти вопросы решаю путем включения учащихся в ситуацию творческой, поисковой и исследовательской деятельности. Возможность выбора в учебном процессе - отличительная черта личностно - ориентированного обучения. Я стремлюсь строить обучение так, чтоб успеха добился каждый в меру своих способностей и возможностей!

Я работаю с детьми младшего школьного возраста по своей авторской программе «Естествознание с основами экологии». Постоянно работаю над содержанием программы, вношу изменения в структуру занятий, чтобы это было не просто занятие, а совместная творческая деятельность с учащимися.

В моем арсенале инновационных педагогических средств и методов особое место занимает исследовательская деятельность. Исследовательская деятельность является надежным фактором мотивации, потому что наилучшим образом стимулирует воспитанников к активному познанию, легко втягивает в учебный процесс, открывая возможность для каждого найти собственный интерес в предполагаемом исследовании, в творческом задании, которое по душе. Чтобы младший школьник мог участвовать в исследовательской деятельности, он должен уметь самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, выдвигать гипотезу, обладать способностью, планировать работу и прогнозировать результаты. Работа над проектом – это качественное изменение деятельности ребенка. Педагог в этом случае не передает готовые знания, не учит, а помогает учиться и развиваться. А все это и является одним из главных требований ФГОС нового поколения.

Свою работу в этом направлении я начинаю с проведения комплекса диагностик по изучению интересов детей. Очень важен и выбор темы исследования. Я должна подобрать и предложить детям такие темы, которые выполнимы в домашних условиях и в классе. Темы стараюсь подобрать по интересам детей (кто - то увлекается растениями, кто - то животными, кто - то любит много времени проводить на природе, наблюдая за ней, а кто - то сам не знает, что нравится, но хочет участвовать). Работа по темам возможна индивидуальная и в мини-группах. После того, как учащиеся выбрали темы для исследования, я раздаю им памятки с этапами исследования (цель исследования, решаемые задачи, методы исследований, ведение дневника наблюдений), опираясь на которые под моим постоянным контролем, они осуществляют свои исследования. Постоянно нахожусь в контакте с родителями учеников, которые тоже активно помогают в выполнении поставленных задач. Все выполненные исследовательские работы представляются детьми на научно- исследовательских конференциях разного уровня, получаем хорошую оценку в виде дипломов призеров и победителей.

Главное для меня в этом направлении увлечь детей, показать им значимость их деятельности и вселить уверенность в своих силах и тогда результат совместной деятельности не заставит себя долго ждать. Мои воспитанники за последние три учебных года, участвуя в конкурсах и образовательных проектах республиканского («Кот Казанский», «Сохраним природу РТ», «Край родной, навек любимый, где найдешь ещё такой?», «Мир сегодня и завтра», «Вторая жизнь упаковки»), федерального («Добрее к природе», «Экологическая тропа», «Подкормите птиц зимой», «Малая Тимирязевка», «Читайте книги о природе», «Всероссийский Фестиваль Науки», «Старая вещь - новая жизнь!») и международного уровней («Магистр экологии», «ЭКО -2015», «Экология и безопасность»), были награждены более 150 дипломами победителей и призеров.


Сертификат:


Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2016.

Казанский образовательный портал. Управление образования ИКМО г. Казани.

Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-61687