Интеграция урочной, внеурочной деятельности, дополнительного образования как условие успешного личностного развития обучающихся

Тарасова Галина Викторовна, методист Информационно-методического отдела
Управления образования ИКМО г. Казани.


Личность не воспитывается по частям, но создается синтетически всей суммой влияний, которым она подвергается.
А.С.Макаренко

Внедрение и реализация Федерального государственного образовательного стандарта нового поколения послужило содержательной и организационно-методической базой обновления урочной, внеурочной деятельности и дополнительного образования обучающихся.

С сентября 2015 года Федеральные государственные образовательные стандарты нового поколения внедряются в пятых классах школ города. В 2015-2016 учебном году продолжается реализация ФГОС в опережающем режиме в 6-х классах (25 образовательных организаций), в 7-х классах (18 организаций), в 8 классах (9 организаций).

Инновационные процессы, происходящие в образовательных организациях города, способствовали повышению профессионального уровня педагогов, повышению качества обучения и воспитания школьников, созданию условий для духовно-нравственного развития подростков, их социализации, становления личности. Показателен опыт работы «пилотных» площадок (школы №9,33,78,135,141, гимназии №6,96,122,152 и другие), работающих в опережающем режиме по реализации ФГОС как в урочной, так и во внеурочной деятельности и дополнительного образования. Ярко был представлен опыт работы педагогического коллектива МАОУ «Школа №141» по внедрению ФГОС на одном из городских семинаров-практикумов «Организационные модели реализации внеурочной деятельности в условиях введения ФГОС НОО и ООО», в котором приняли участие заместители директоров, психологи, педагоги школы и системы дополнительного образования. Программа содержала три модуля: «Организационные модели реализации внеурочной деятельности: содержание, особенности внедрения и условия реализации», «Инновационно - образовательная модель реализации внеурочной деятельности: демонстрация практического опыта достижения планируемых результатов. Открытые учебные занятия», «Внеурочная деятельность: актуальные проблемы введения и реализации ФГОС».

Основное общее образование направлено на становление и формирование личности обучающегося (формирование нравственных убеждений, эстетического вкуса и здорового образа жизни, высокой культуры межличностного и межэтнического общения, овладение основами наук, государственным языком Российской Федерации, навыками умственного и физического труда, развитие склонностей, способности к социальному самоопределению) (часть 2 статьи 66 Нового Закона «Об образовании в Российской Федерации», текст с изменениями и дополнениями на 2013 год).

Для развития умственных способностей школьники получают большой объем знаний по различным учебным предметам, который с годами обучения всё увеличивается и увеличивается. За период обучения в школе они впитывают огромный объём знаний. В старших классах учащиеся выбирают самостоятельно или с помощь родителей, учителей какие из учебных предметов им нужны для сдачи ЕГЭ по выбору. Не редко выбор происходит и после окончания школы. Трудно сразу получить исключительно нужные сведения, разобраться в себе, своих интересах, потому что никто не знает, как сложится дальнейшая жизнь школьника. Только в исключительных случаях дети в раннем возрасте знают своё предназначение.

Сегодня мы говорим об учебной зрелости ученика. Учебная зрелость как показатель результата обучения включает в себя обученность, мотивацию, устойчивость, коммуникабельность, социальный статус ученика в классе, школе. А это возможно при объединении усилий школы, дополнительного образования, семьи, общественности.

В наши дни возникла необходимость в объединении усилий школ, дополнительного образования с целью обеспечения подрастающего поколения новым качеством образования, личностного развития в создании модели своей деятельности, базирующейся на принципе полноты образования. Базовое (основное) и дополнительное образование детей могли бы стать равноправными, взаимодополняющими друг друга компонентами и тем самым создать единое образовательное пространство, необходимое для полноценного личностного развития каждого ребенка.

Модернизация российской системы образования предполагает интегра-цию общеобразовательных школ и учреждений дополнительного образования детей муниципального и регионального уровней в единое образовательное пространство, где каждое учреждение является уникальным по своим целям, содержанию, методам и приемам деятельности.

В энциклопедии мы находим объяснение термину «интеграция». Интеграция (лат. integratio – восстановление, восполнение, от integer - целый), понятие теории систем, означающее состояние связанности отд. дифференцированных частей в целое, а также процесс, ведущий к такому состоянию (БСЭ, т.10, третье издание, 1972г.). На мой взгляд, школы и учреждения дополнительного образования давно близки к интеграции.

В условиях введения Федерального государственного образовательного стандарта нового поколения актуализируется воспитательный и развивающий потенциал дополнительного образования. Организация внеурочной работы и дополнительного образования детей в общеобразовательных организациях города отмечается новизной подходов, разнообразием моделей, что делает школу интересной для родителей, обучающихся, уникальной, имеющей собственное «лицо». Школы выбирают оптимальную модель организации внеурочной деятельности обучающихся: модель дополнительного образования, модель «Школы полного дня», оптимизационную модель (на основе оптимизации всех внутренних ресурсов) и другие.

Актуальность интеграции в образовании в наши дни очевидна. Она обусловлена разными причинами. Одна из них - рост всевозможных форм асоциального поведения в подростковой и молодежной среде. Интеграция способствует созданию, расширению и обогащению учебно-воспитательного пространства в микросоциуме – ближайшей среде жизнедеятельности ребенка, обеспечению его успешной адаптации к современным социокультурным условиям.

Значительной составляющей образовательного процесса современной школы в рамках нового Стандарта является эффективная организация второй половины дня, выделенной в категорию «внеурочная деятельность», основанной на тесном взаимодействии учреждений дополнительного образования и образовательных учреждений, способной оперативно дать конкретный образовательный результат. Интеграция позволит сформировать единое воспитательное пространство, что положительно скажется на формировании духовно-нравственных качеств у школьников, развитии творческих способностей обучающихся, обеспечении занятости обучающихся в свободное время, в целом - на социализацию личности.

Нельзя не согласиться с тем, что дополнительное образование школьников, обогащает содержание основного общего образования, условия для развития творческой способностей, выявления одарённых и их поддержки, их самореализации, раннего профессионального и личностного самоопределения. Практика показывает, что образовательные организации города взаимодействуют с учреждениями дополнительного образования, где развивают способности более 50% учащихся.

Учёные и практики не первый год ведут разговоры о соединении общего и дополнительного образования. В основном, процесс обучения в школе происходит на уроках в первую половину дня. Во вторую половину дня (при наличии условий в школе) школьники спешат на занятия в кружках, спортивных секциях, научных обществах учащихся, театральных коллективах и т.д., где их ждут учителя школ, педагоги дополнительного образования. Полученные знания на уроках школьники закрепляют на занятиях в учреждениях дополнительного образования.

Безусловно, учреждения системы дополнительного образования детей на фоне общих социальных условий выгодно отличаются от других подобных учреждений. Отличительные особенности учреждений дополнительного образования: открытость, демократичность, вариативность, эмоционально-художественная насыщенность учебно-воспитательного процесса, многообразие видов деятельности, удовлетворяющей разные интересы, склонности и потребности детей с разными возможностями; личностно-деятельностный характер образовательного процесса, способствующий развитию мотивации личности к познанию и творчеству, самореализации и самоопределению; личностно-ориентированный подход к ребенку, создание «ситуации успеха» для всех и для каждого в отдельности.

Вовлечение детей в систему дополнительного образования меняет уклад их жизни, обогащает жизнь детей новыми социальными связями, интересами, ценностями, жизненными ориентирами. Поэтому есть все основания утверждать, что дополнительное образование детей является необходимым компонентом полноценного общего образования.

Все мы вышли из детства. Большое количество школьников прошли в своё время через Дворцы или Дома пионеров. Будучи пионерами, мы занимались в кружках Дворца пионеров, пели в хоре, возглавляемым В.Г. Лукъяновым, заслуженным деятелем искусств РТ, в вокальном ансамбле, играли в оркестре народных инструментов. Все, кто прошёл через дополнительное образование, получили социальный опыт индивидуального самоопределения и социального развития благодаря стараниям учителей школ и педагогов дополнительного образования, которые помогали нам выстраивать индивидуальную траекторию развития.

Кто помогает школьникам в наше время в выборе любимого занятия? Приведём некоторые данные проведённого опроса среди школьников. Помощь в выборе любимого занятия помогают: родители - 19,8%, школа (учителя-предметники, классные руководители) – 46,6%, встречи с педагогами из учреждений дополнительного образования – 46%, друзья - 14%, объявления – 5,8%, из книг или журналов – 4,5%, узнал из интернета – 4% и другие.

Современная наука рассматривает совокупность образовательных учреждений как систему общего образования, в рамках которой ребёнок должен иметь возможность выбора индивидуального образовательного маршрута, в том числе и одарённый ребёнок, и ребёнок с ограничениями жизнедеятельности, способность реализовать его ожидаемые результаты, т.е. быть готовым к самостоятельному решению проблем, значимых для него. Поэтому наибольшую актуальность приобретают вопросы сетевого взаимодействия разных типов образовательных учреждений, расширения возможностей общего и дополнительного образования, оптимальное использование кадрового, научно-методического, материально-технического потенциала, что в итоге послужит главной составляющей успешного личностного развития обучающихся.

Ключевая роль интеграции школы и дополнительного образования в формировании человеческого капитала Эффективное развитие России невозможно без формирования человеческого капитала. Об этом говорится и в Концепции долгосрочного социально-экономического развития России до 2020 года, где подчеркнута необходимость обновления системы образования как важнейшего из условий формирования инновационной экономики России.


Литература:

1. Березина В.А. Развитие дополнительного образования детей в системе российского образования: Учебно-методическое пособие. Москва: Диалог культур, 2007. 512 с.

2. Буйлова Л. Н. Актуализация роли дополнительного образования детей в современной образовательной политике РФ // Актуальные задачи педагогики: материалы междунар. заоч. науч. конф. (г. Чита, декабрь 2011 г.). Чита: Издательство Молодой ученый, 2011.

3. Евладова Е.Б., Логинова Л.Г. Организация дополнительного образования детей.- М.: ГУЦ Владос, 2003.- С. 23

4. Концепция федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 гг. (утверждена распоряжением Правительства РФ от 29.12.2014 г. №2765-р)

5. Новый Закон «Об образовании в Российской федерации». Текст с изменениями и дополнениями на 2013г. – М.: Эксмо, 2013. – 208 с. – (Актуальное законодательство).

6. От внешкольной работы – к дополнительному образованию детей: Сборник нормативных и методических материалов для дополнительного образования детей /Под ред. А.К.Бруднева. – М.:Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2000. – 544с. – (Воспитание и доп. образование детей).

7. Педагогика дополнительного образования: Приоритеты духовности, здоровья и творчества: учеб.пособие / под ред. В.И. Андреева, А.И. Щетинской. 2–е изд., доп. и перераб. Казань: Центр инновационных технологий, 2005. 328 с.

8. Сущенко Т.А. Организация учебного процесса во внешкольных учреждениях: учеб. пособие. 2-е изд., испр. и доп. СПб.: Лань, 2008. 187 с.


Сертификат:


Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2016.

Казанский образовательный портал. Управление образования ИКМО г. Казани.

Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-61687