Интеграция дополнительного образования и внеурочной деятельности учащихся при реализации новых профессиональных стандартов

Курбанова Оксана Сергеевна, заместитель директора
по воспитательной работе МБОУ «СОШ № 35» Приволжского района г. Казани


В идеале весь образ жизни ребенка,

каждый квадратный метр его жизни

должен быть заполнен образованием»

А.С. Макаренко

Новое время диктует нам новый подход к формированию образа не только педагога, но и ученика. Это должен быть молодой человек с определенным набором характеристик, так формируется портрет современного выпускника школы. Сегодня мы обсуждаем профессиональные стандарты педагога, но уже совсем скоро мы станем перед вопросом стандарта ученика.

Уже сейчас нас ориентируют на то, что показателем реализации стандартов станет не только комплекс знаний, но и личностное развитие, развитие познавательных интересов, способности к социализации, ярко выраженной гражданской и патриотической позиции и многое-многое другое. И если предметные результаты достигаются в процессе освоения школьных дисциплин, то с достижением личностных и метапредметных результатов, ценностей, потребностей остается множество вопросов. Ведь еще А.С. Макаренко говорил: «личность не воспитывается по частям. А создается синтетически всей суммой влияния, которым она подвластна». А значит, особую роль приобретают, не столько несомненно важный процесс организации получения предметных знаний, сколько, способность современной школы стать своеобразным образовательным комплексом, способным удовлетворить и личностные потребности ученика. И как нам видится, это реальнее всего сделать через интеграцию всех видов образования: основного, дополнительного и внеурочной деятельности.

В этой связи просматривается ряд проблем:

· непонимание у педагогов разницы между дополнительным образованием и внеурочной деятельностью;

· неумение интегрировать возможности дополнительного образования в основную образовательную деятельность;

· отсутствие нормативных документов по отслеживанию результатов во внеурочной деятельности;


Хочется кратко остановиться на каждой из вышеуказанных проблем.

Во–первых, кроме нормативных отличий, прописанных в Законе об образовании, необходимо выделить два, как нам кажется, важных момента:

· это различие в формах деятельности между дополнительным образованием и внеурочной деятельностью, последняя - значительно обширнее по своему содержанию;

· реализация основных целей: в дополнительном образовании – интерес учащихся, их выбор и выбор их родителей; во внеурочной деятельности – получение образовательного результата, повышение его качества.

По второму вопросу... Возможно ли совмещение целей дополнительного образования и внеурочной деятельности? Возможно.

Связующим звеном между внеурочной деятельностью и дополнительным образованием детей выступают такие формы ее реализации, как факультативы, школьные научные общества, объединения профессиональной направленности, учебные курсы по выбору. В зависимости от целей и задач, решаемых ими, содержания и методов работы их можно отнести и к той, и к другой сфере образовательного процесса. Вместе с тем внеурочная деятельность в рамках ФГОС направлена на достижение планируемых результатов освоения ООП. А дополнительное образование детей предполагает, прежде всего, реализацию дополнительных образовательных программ. Поэтому основными критериями для отнесения той или иной образовательной деятельности к внеурочной выступают цели и задачи этой деятельности, а также ее содержание и методы работы.


Тяжело? Но реально... Особенно когда образовательная организация имеет свою Концепцию развития, направленную на достижение своей внутришкольной цели, а именно - возможности выстроить целостное образовательное пространство. Примером может служить – организация Центра аэрокосмического образования в Школе №35 Приволжского района г. Казани – где любая деятельность пронизана идеей развития авиации и космонавтики, формирования гражданской и патриотической позиции через изучение истории ракетно-космической и авиационной промышленности, все виды деятельности подчинены общей концепции.

Разработана и реализуется программа дополнительного образования МБОУ «Школа №35», которая включает в себя 3 ступенчатую подготовку обучающихся по дополнительным образовательным программам физкультурно-спортивного; социально-педагогического; художественно-эстетического; военно-патриотического; туристико-краеведческого; научно-технического, спортивно-технического, естественнонаучного и эколого-биологического направлений:

1 ступень объединяет учащихся 1-4 классов, которые посещают детские объединения: «Интеллектуальные игры (шахматы, игра ГО)»;

и, как второе дополнительное образование на выбор, «Общефизическая подготовка (ритмика и танец)»; «Радиосвязь»; «Авиамоделирование».

2 ступень– 5 - 8 классы: детские объединения «ОКБ Авиастроения»; ЮПШ (юношеская планерная школа); «Авиамоделирование»; «Космомоделирование (макетирование)»; «Ракетомоделирование»; «3D моделирование и прототипирование» «Радиоэлетроника»; «Программирование»; «Робототехника»; «Астрономия и астрофизика»; Программы: «Пилот вертолета»; «Страна Авиация»; «Родное небо» обучения пилотированию на тренажерах планера, самолета, вертолета.

и, как второе дополнительное образование на выбор, «Общефизическая подготовка (скалолазание)»; «Общефизическая подготовка (ритмика и танец)»; «Общефизическая подготовка (Школа выживания пилотов)»; Программа парашютно – десантной подготовки (обязательна для прохождения всеми обучающимися по программам подготовки пилотов (т.е. ЮПШ (юношеская планерная школа);«Пилот вертолета»; «Страна Авиация»; «Родное небо»).

3 ступень 9-11 класс: «ОКБ Авиастроения»; «3D моделирование и прототипирование» «Радиоэлетроника»; «Программирование»; ШГК (Школа генеральных конструкторов); «Астрономия и астрофизика»; Программам обучения пилотированию «Пилот вертолета»; «Страна Авиация»; «Родное небо»; «Психологическая подготовка пилотов»

и, как второе дополнительное образование на выбор, Программа парашютно–десантной подготовки (обязательна для прохождения всеми обучающимися по программам подготовки пилотов (т.е. ЮПШ (юношеская планерная школа); «Пилот вертолета»; «Страна авиация»; «Родное небо») и «Общефизическая подготовка (Школа выживания пилотов)». В каждой общеобразовательной программе имеется аэрокосмический компонент, который может составлять до 15% от содержания программы.

Таким образом, идея интеграции становится логичной и естественной, а сам процесс интеграции представляет собой высокую форму воплощения межпредметных связей на качественно новой ступени обучения.

Здесь нельзя не заметить, что корни процесса лежат в далёком прошлом классической педагогики и связаны с идеей межпредметных связей. В основе своей идея межпредметных связей родилась в ходе поиска путей отражения целостности природы в содержании учебного материала. Великий дидактик Ян Амос Каменский подчёркивал: «Всё, что находится во взаимной связи, должно преподаваться в такой же связи». К идее межпредметных связей обращались позднее многие педагоги, развивая и обобщая её. Так, у Д.Локка идея сопряжена с определением содержания образования, в котором один предмет должен наполняться элементами и фактами другого. И.Г.Песталоцци на большом дидактическом материале раскрыл многообразие взаимосвязи разных учебных предметов. Он исходил из требования: «Приведи в своём сознании все по существу связанные между собой предметы в ту именно связь, в которой они действительно находятся в природе». Песталоцци отмечал особую опасность отрыва одного предмета от другого.

В классической педагогике наиболее полное психолого-педагогическое обоснование о дидактической значимости межпредметных связей дал Константин Дмитриевич Ушинский. Он считал, что «знания и идеи, сообщаемые какими бы то ни было науками, должны органически строиться в светлый и, по возможности, обширный взгляд на мир и его жизнь». Процесс интеграции возник не на пустом месте. Это есть длительный этап становления, представляющий собой высокую форму воплощения межпредметных связей на качественно новой ступени обучения, способствующей созданию нового целого «монолита» знаний. Всё вышесказанное способствует активации познавательной деятельности школьников, в сознании учеников формируется более активная и всесторонняя картина мира, ребята начинают активно применять свои знания на практике, потому что знания легче обнаруживают свой прикладной характер. Порой успешное изучение школьниками одного предмета зависит от наличия у них определённых знаний и умений по-другому.

Это стимулирует их познавательную активность, что является условием успешного усвоения учебного материала. А для педагога и учителя становится колоссальным стимулом для творчества, как на уровне своей программы, так и программ своих коллег, что вполне может служить, как сейчас модно говорить, «корпоративным целям» - цели формирования коллектива единомышленников!

Фактически, мы стираем границы между обучением и воспитанием, развивая способности каждого ребёнка, формируем команду для получения образовательно-воспитательного результата. Построение учебно-воспитательного процесса на основе интегрированного подхода, позволяет школе практически и целенаправленно реализовать следующие педагогические идеи:

1. демократизация и гуманизация всего образовательного процесса, его направленность не только на усвоение суммы знаний, но и на развитие творческих способностей личности, на формирование высоких духовно-нравственных идеалов и активной гражданской позиции;

2. обеспечение непрерывности и преемственности образовательно-воспитательного процесса на всех последовательных ступенях развития;

3. создание равных условий для раскрытия и совершенствования природного, интеллектуального и художественно-эстетического потенциала каждого ребёнка;

4. учёт в системе обучения и воспитания национальной специфики, формирование гармонично развитого национального самосознания.

Наряду с интеллектуальными задачами образовательного процесса при использовании интегрированного подхода мы имеем возможность решать более сложные задачи:

1. формировать представление о гармоническом единстве мира и месте человека в нём;

2. формировать нравственные качества и эстетическую оценку предметов и явлений и таким образом постепенно воспитывать внимательное и участливое отношение к окружающему;

3. развивать созидательные возможности личности, её общий творческий потенциал.

Вполне естественно. Что в каждом классе есть группы школьников, отличающиеся типами памяти, восприятия, внимания. Кого-то из них темп объяснения устраивает, а для кого-то он слишком быстр. Кому-то используемая на уроке таблица кажется ясной, а другие воспринимают её только после длительных разъяснений. Самостоятельная работа учеников несколько уравнивает их шансы, так как каждый выбирает свойственный ему путь решения – путь индивидуальной образовательной траектории. В условиях всеобщего среднего образования и повышения научного уровня преподавания успех обучения во многом зави­сит не только от выбора эффективных методов и форм обуче­ния в классе на уроке, но и от организации внеурочной рабо­ты по предмету и деятельности дополнительного образования, от которых очень часто зависит выбор профессии.

И последнее, как отследить результативность, эффект от дополнительной образовательной или внеурочной деятельности?

Для этого мы разрабатываем так называемый «Портфель достижений ученика (портфолио)», где на каждом уровне обучения, возможно будет отследить и систематизировать результаты различных видов деятельности школьников и рекомендательной форме направлять (управлять) процессом развития личности. Одной из форм контроля является «Индивидуальная карта занятости учащегося».

Индивидуальная карта занятости

во внеурочной деятельности обучающегося ___ класса________ учебный год

____________________________________

(Фамилия Имя Отчество)


Направление внеурочной деятельности

Наименование курса внеурочной деятельности

Количество

часов в неделю

Общий объем

часов по направлению в год

спортивно-оздоровительное




духовно-нравственное




социальное




общеинтеллектуальное




общекультурное




Итого:





Общая карта занятости во внеурочной деятельности

обучающихся ___ класса ________ учебный год


№ п/п

ФИО

учащегося

Направление внеурочной деятельности

(количество часов в год)

Общий объем

часов

в год

спортивно-оздоровительное

духовно-нравственное

социальное

общеинтел-лектуальное

общекультурное

1








2








3








4








5








Всего по классу:








Но как - бы там ни было, цель у всех педагогов одна - подготовить школьника к жизни в обществе. Осуществляя подготовку разными средствами и формами, различными видами образования, по существу формируют взаимодополняющие друг друга, а потому равноправные компоненты, которые просто должны стать таковыми на самых разных уровнях – от общества в целом (где необходимость системы дополнительного образования детей признана на законодательном уровне) до каждой конкретной школы.

Именно на этом - базовом - уровне важнее всего понять, что современное дополнительное образование детей и правильно организованная внеурочная деятельность может дать школе очень многое. Если сказать одной фразой, то оно может улучшить качество школьного образования. В Минобрнауки считают, что новые федеральные государственные образовательные стандарты и новые профессиональные стандарты педагогов и учащихся позволят заменить традиционную классно-урочную систему на систему открытого образования, которая позволит школьникам учиться в удобное время, в удобном ритме, по индивидуальной, комфортной программе. Станет или нет система образования более комфортной, теперь покажет только время.

В нашей школе, реализуя программу внеурочной деятельности и дополнительного образования, мы стараемся дать хороший эмоциональный настрой, помочь с первых же дней пребывания в школе маленькому ученику почувствовать школу родной. А самое главное – чтобы ребенок почувствовал себя сопричастным к тому, что происходит в школе, в городе, государстве.

ЛИТЕРАТУРА

· Бруднов А. Развитие дополнительного образования детей в условиях общеобразовательного учреждения //Воспитание школьников. – М., 1995. – № 5.

· Бухвалов В.А. Развитие учащихся в процессе творчества и сотрудничества. – М.: Центр «Педагогический поиск», 2000.

· Обзор определений дается по статье: Бирюкова Н.А. Роль и место дополнительного образования в современном образовательном пространстве / Теория и практика дополнительного образования: актуальные проблемы развития. Сборник научных статей. – Йошкар-Ола, 2009.

· Асмолов А.Г. Дополнительное образование как зона ближайшего развития в России: от традиционной педагогики к педагогике развития // Внешкольник, 1997, № 9, с. 6-8.

· Новичков В.Б. Роль и место дополнительного образования в воспитании юного москвича./Воспитание юного москвича в системе дополнительного образования. – М.: МИРОС, 2015. – с. 31-35.



Сертификат:


Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2016.

Казанский образовательный портал. Управление образования ИКМО г. Казани.

Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-61687