Сетевое взаимодействие детской школы искусств как условие формирования и развития творческой среды

Гурьянова Лариса Юрьевна, МБУДО «Детская школа искусств им. М.А. Балакирева»
Вахитовского района г. Казани, директор, Почетный работник общего образования РФ,
кавалер Ордена Милия Балакирева «За беззаветное служение художественному образованию России»


Работа образовательного учреждения по становлению и развитию сетевого взаимодействия, расширению социального партнерства в социокультурном муниципальном пространстве является важным условием повышения эффективности его деятельности. Многочисленные и разносторонние взаимосвязи с внешним миром особое значение имеют для детской школы искусств. Они активно влияют на формирование творческой среды, необходимой для развития одаренности каждого ребенка, поддерживают творческую мотивацию педагогов, способствуя этим успешному и устойчивому развитию учреждения художественного образования. Формула творчества изначально предполагает своеобразный диалог автора или исполнителя (художника, музыканта, актера) и зрителя, слушателя. В этой связи, сетевое взаимодействие не только организационно обеспечивает это общение, но и служит источником и стимулом для творческого развития его участников, формирует инструменты синергетических и резонансных эффектов в творческой деятельности.

В диалоге ДШИ с социумом не всегда присутствует организующий элемент целеполагания. Внешние взаимосвязи зачастую возникают стихийно, под влиянием сиюминутных обстоятельств, что придает им временный и поверхностный характер. Новое время требует установления новых форм взаимодействия с окружающим миром, основанных на взаимовыгодном сотрудничестве, что определяется как социальный диалог. В этих условиях возникает потребность в организации взаимосвязей ДШИ с социумом на качественно новом уровне. В рамках решения этой проблемы на основе программно-целевого подхода в Детской школе искусств имени М.А. Балакирева Вахитовского района г. Казани была разработана программа развития социокультурных связей «Возьмемся за руки, друзья!». Управленческий подход в разработке программы проявился в планировании этой работы и выработке алгоритма действий по ее реализации, в научно-методическом обеспечении, подготовке документов, необходимых в процессе взаимодействия партнеров-участников взаимодействия.

На начальном этапе формирования программы учитывались, с одной стороны, содержание, основные направления и условия деятельности ДШИ, с другой стороны - развитая инфраструктура Вахитовского района как центра столицы Республики Татарстан, его социокультурный потенциал. Был учтен также имеющийся опыт взаимодействия школы с муниципальными органами управления, государственными и общественными организациями, средствами массовой информации.

Выбор сетевых партнеров детской школы искусств был обусловлен тремя основными критериями: социальная значимость взаимодействия, наличие общих целей и задач, взаимополезность, возможность восполнения для каждой из сторон недостающих творческих, научно-методических, информационных, материальных и иных ресурсов.

Структура социокультурных коммуникационных ресурсов

Детской школы искусств им. М.А. Балакирева


Сегодня карта сетевого взаимодействия ДШИ им. М.А.Балакирева многочисленна, обширна и разнообразна. Она охватывает не только районные, городские структуры, но и организации, общественные объединения республиканского и российского уровня.

Идет активное взаимодействие:

· с профильными образовательными учреждениями среднего специального и высшего профессионального звена:

- Казанская государственная консерватория (академия) им. Н.Г. Жиганова (кафедры традиционного исполнительства, народных инструментов, этномузыкологии, информационно-прикладных технологий);

- Казанский государственный институт культуры и искусств;

- Казанский (Приволжский) Федеральный университет

(Институт филологии и межкультурной коммуникации);

- Республиканский центр внешкольной работы МОиН РТ;

- Средняя специальная музыкальная школа (колледж) при КГК;

- Казанский музыкальный колледж им. И.В. Аухадеева;

- Казанское хореографическое училище;

- Профессиональный лицей народных художественных промыслов;

- Детская художественная школа № 1;

· с базовыми общеобразовательными школами

(в том числе, в рамках двусторонних договоров о сотрудничестве):

СОШ №№ 13, 51, 98, Гимназия № 27, Татарская гимназия № 1, Казанская кадетская школа им. Героя Советского Союза Б.К.Кузнецова, Лицей № 5;

Лицей им. Н.И.Лобачевского при Казанском (Поволжском) Федеральном университете.

· с научно-методическими учреждениями:

- Институт развития образования РТ;

- Научно-образовательный центр трансфера знаний ФГБОУ ВО

«Казанский государственный институт культуры»;

- Институт дополнительного профессионального образования

(повышения квалификации) специалистов СКС и искусства;

- НОУ ДПО «Центр социально-гуманитарного образования».

· с одноименными детскими школами искусств – членами Всероссийского Балакиревского движения:

ДШИ имени М.А. Балакирева из городов Москва, Екатеринбург, Гусь-Хрустальный, Петрозаводск, Волгоград, Смоленск, Тольятти, Саров, Нижний Новгород, Ульяновск, Ахтубинск. В рамках договоров о творческом сотрудничестве развиваются учебно-методические связи, организуются тематические семинары и конференции педагогов и учащихся, фестивали детского творчества «Наследники Балакирева», совместные концерты дружбы «Балакиревский круг». Традиционными стали познавательные тематические поездки-экскурсии по местам, связанным с именем Балакирева в России и за рубежом (Польша, Чехия, Германия), летние творческие смены «Балакиревские сезоны» в Москве и Подмосковье, Анапе, Артеке (Крым). Активно идет обмен полезной разносторонней информацией на страницах газеты «»Балакиревское обозрение» (печатный и электронный вариант на сайте московской ДШИ им.Балакирева).

Наша школа имеет опыт международных контактов с детскими школами искусств г. Эльсинор (Дания) и Нью-Йорк (США). Важным этапом развития международных связей стало подписание Договора с областной специализированной школой-интернатом - комплексом для одаренных детей № 11 им. С. Сейфуллина из города Уральск, Республика Казахстан. Это родина легендарных сынов татарского народа – поэта Габдуллы Тукая и композитора Назиба Жиганова.

· Учреждениями культуры: Татарская государственная филармония, Казанский государственный театр юного зрителя; Татарский Государственный театр кукол «Экият»; Республиканская юношеская библиотека; Республиканский центр развития традиционной культуры; Центр русского фольклора; НП «Детская художественная галерея» (г. Пермь);

· Музеями: Национальный музей Республики Татарстан и его филиалы (музей композитора Назиба Жиганова, музей Салиха Сайдашева, Литературно-мемориальный музей М. Горького, Музей-квартира Шарифа Камала, музей Баки Урманче, музей Евгения Боратынского); Литературный музей Габдуллы Тукая; Государственный музей изобразительных искусств РТ; Национальный музей РТ, Государственный национальный музей-заповедник «Казанский Кремль»;

· некоммерческие организации, общественные объединения:

- Национальная ассоциация учебных заведений искусств (РФ, г. Москва); Республиканская общественная организация «Ветераны комсомола Республики Татарстан»; Общероссийская общественная организация «Российский Союз молодежи»; городской и районный советы ветеранов войны и труда;

творческие союзы (Союз композиторов РТ, Союз художников РТ; Союз архитекторов РТ; Союз дизайнеров РТ; Союз писателей РТ).



Примеры сетевого взаимодействия ДШИ им. М.А. Балакирева

в рамках многосторонних совместных проектов:


1) организация и проведение Х Общероссийской научно-практической конференции «Художественное образование детей – стратегический ресурс духовно-нравственного развития России» (организаторы и партнеры-участники: Национальная ассоциация учебных заведений искусств, Исполнительный комитет города Казани при участии Министерств образования и культуры, г. Казань, 2010 г.)


2) комплексный проект «Первый татарский мюзикл для детей» - по мотивам татарского баита «Тайна крыльев Сак-Сок» (партнеры- участники проекта: Казанская государственная консерватория им. Н.Г.Жиганова, Казанский музыкальный колледж имени И. В. Аухадеева», Фонд развития инструментального искусства «Sforzando»);


3) трехсторонний образовательно-творческий проект «Дети и музыка: слушаем, рассказываем, рисуем» (партнеры-участники: Государственный симфонический оркестр РТ, школьное объединение юных журналистов-искусствоведов «Пресса-piccolo», Лицей им. Н.И.Лобачевского при КФУ);


4) трехсторонний проект «Балакиревский сквер», организован в рамках республиканского Года парков и скверов, приурочен к 180-летию со дня рождения М.А. Балакирева (участники-партнеры проекта: Казанский государственный архитектурно-строительный университет, администрация Вахитовского и Приволжского районов г. Казани);


5) традиционные «Пасхаловские чтения» - Открытая исследовательская конференция-конкурс исследовательских работ по истории культуры и краеведению для учащихся учреждений общего и дополнительного образования (участники-партнеры проекта: Управление образования ИКМО г. Казани, отдел образования по Вахитовскому и Приволжскому районам, Музей композитора Назиба Жиганова; в 2016 году, в рамках Года российского кино, участником проекта стало Региональное отделение ООО «Союз кинематографистов РФ» в РТ);


6) организация творческих конкурсов для детей и юношества:

- «Ташу» - открытый городской конкурс-фестиваль тюркской культуры – совместно с кафедрой этномузыкологии КГК им. Н,Г. Жиганова;

- «Мы вместе!» - Республиканский фестиваль-конкурс фольклорных ансамблей и ансамблей народной песни - в партнерстве с РЦВР и МОиН РТ;

- Республиканский конкурс патриотической и комсомольской песни «Орлята учатся летать» (к 100-летию ВЛКСМ) - совместно с Республиканской общественной организацией «Ветераны комсомола Республики Татарстан»;

- «Земля талантов» - региональная площадка Всероссийского конкурса, совместно с Общероссийской общественной организацией «Российский Союз молодежи» и Детским центром «Экият»;

Начата организационная работа с партнерами по проведению новых всероссийских фестивалей-конкурсов детского и юношеского творчества на базе казанской Балакиревки:

- «Юная культура России» - в партнерстве с Национальной ассоциацией учебных заведений искусств и Детским центром «Экият»;

- «Казань – открытая планета» - в партнерстве с ММФК «Открытая Европа – открытая планета» и Международной ассоциацией содействия культуре (МАСК).


Отдельным направлением работы по развитию сетевого взаимодействия ДШИ мы считаем укрепление партнерских отношений со средствами массовой информации и активное использование интернет-ресурсов (официальный и альтернативный сайт школы, социальные сети).

Установлены и успешно развиваются перспективные контакты с республиканскими газетами «Казанские ведомости», «Шәһри Казан», журналами «Казань», «Элита Татарстана», «Салават күпере», всероссийской газетой «Играем с начала», интернет- изданиями «Казанские истории», «Балакиревское обозрение». Информация о деятельности казанской Балакиревки периодически появляется на интернет-порталах Управления образования г. Казани, администрации и отдела образования Вахитовского и Приволжского районов. Такое взаимодействие обеспечивает информационную открытость нашего образовательного учреждения, активное взаимодействие с педагогическим сообществом города и республики, родительской общественностью и, как результат, - укрепление и продвижение положительного имиджа детской школы искусств на всех уровнях социокультурного пространства.



Сертификат:


Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2016.

Казанский образовательный портал. Управление образования ИКМО г. Казани.

Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-61687