Роль сказки в развитии дошкольника

Дорофеева Татьяна Ивановна, педагог дополнительного образования детей 1 категории
МБУДО «Центр детского творчества пос. Дербышки» Советского района г. Казани



Статья посвящена вопросам образования и воспитания дошкольников на основе сказок как наиболее приемлемой базовой формы для усвоения необходимого программного материала. В статье рассказывается, как в занимательной форме на примере наиболее понятного «сказочного» материала дети усваивают знания по следующим направлениям: нравственное воспитание, окружающий мир, история и этимология, математика, развитие речи и художественного вкуса, творческого потенциала. Статья содержит практический материал, который может быть использован педагогами, работающими с дошкольниками.

«Что за прелесть эти сказки!» - восклицал А.С. Пушкин. И под этим постулатом великого нашего поэта готовы подписаться многие и многие наши педагоги, работающие с дошкольниками. Ведь роль сказки в жизни ребенка трудно переоценить, потому что именно через сказку ребенок познает мир, набирается опыта для взрослой самостоятельной жизни. Но ведь сказка является еще и универсальным развивающе-образовательным средством, одним из важнейших социально-педагогических средств формирования личности ребенка, а также способствует становлению ребенка как языковой личности. Кроме того, сказка является хорошей базой для развития ведущих мыслительных операций.

Почему все-таки сказка? Да потому что сказка и внутренний мир ребенка неотделимы друг от друга. Великий Г.И.Песталоцци утверждал, что знание не должно опережать нравственного развития ребенка. Так вот, сказка – это та база, которая позволяет одновременно и учить и воспитывать.

Итак, чему ребенка может научить сказка? Не будем искать для примера каких-то необыкновенных волшебных сказок. Возьмем те, которые знакомы каждому ребенку практически с пеленок: это русские народные сказки «Курочка Ряба», «Колобок», «Репка», «Теремок».

Главное, непосредственное воздействие сказки лежит в сфере нравственности, морали. А потому главный вопрос, который ставится перед ребенком после знакомства со сказкой, - чему нас учит сказка? Так, сказка «Колобок», например, учит ребенка слушаться старших (ушел от бабушки и от дедушки и попал в беду), быть бдительным и не разговаривать с незнакомцами. Сказка «Репка» отвечает пословице «Где силой не взять, взяли дружбой», а сказка «Теремок» объяснит детям, что можно вполне жить «в тесноте, да не в обиде». Эти сказки расскажут ребенку, кто плохой, а кто хороший; кто добрый, кто злой и как поступать можно и должно, а как – нельзя. А самое главное в том, что сказка преподносит урок и учит не напрямую, а опосредованно, тонко, без скучных нравоучений, ведь ни один ребенок не любит этих самых нравоучений и не воспринимает голословных, не подкрепленных «сказочными» примерами правил морали и уроков нравственности.

Наряду с нравственным развитием сказка знакомит ребенка с окружающим его миром. Почему лиса съела Колобка? Да потому что Колобок – это сдобная булочка, пирожок, и быть съеденным – его непосредственное предназначение. Сказка «Теремок» расскажет ребенку о повадках и образе жизни животных: зайчик-побегайчик, потому что быстро бегает; мышка-норушка, потому что живет в норке; лягушка-попрыгушка, потому что она прыгает. А давайте посмотрим, чем занят каждые персонаж этой сказки. Мышка печет пироги. Почему именно мышка? Да потому что из всех жильцов теремка именно мышка любит полакомиться корочкой хлеба. Заяц играет на музыкальных инструментах? Конечно. Потому что именно он в реальной жизни может выбивать барабанную дробь (стоит немного поучиться). Лягушка поливает огород? Кому же, как не ей, живущей в воде!

Сказка преподнесет ребенку первые уроки истории и объяснит этимологию некоторых слов. Что за слово такое непонятное – «колобок»? Оказывается, колобок – это всего лишь маленький шарик или колоб по-другому. Колобом называли любой шар, скатанный из чего-либо – из снега, из глины, из теста. Даже круглый сыр называли сырным колобом или колобком. Почему у курочки такое странное имя – Ряба? А потому что курочка Ряба – тезка рябины. Курочку называли рябой за то, что ее белые перышки были покрыты темными крапинами – рябинками. А деревце получило свое название за то, что ее ягодки смотрелись темными крапинами на фоне светлого неба.

А почему, например, в русской народной сказке рассказывается именно о репке, не об огурце или апельсине? Да потому что тыквы, огурцы, помидоры, картофель – это американские овощи. Они появились в Европе совсем недавно, а не Руси еще позже. Дед и баба не сажали картошку и не выращивали огурцов, но испокон веку они сеяли репу и горох. Потому и складывали в народе сказки о царе Горохе и об огромной репе, которой можно было накормить целую семью.

Сказка помогает ребенку развить ассоциативное мышление. Каким образом? Знакомство со сказкой на уроке начинается с того, что дети должны отгадать, кто в данной сказке «живет». И тут на помощь приходят загадки. А что такое загадка? Ну, во-первых, это образец народного творчества с его красотой языка, необыкновенной точностью образа, особым ритмом. А во-вторых, это троп, чаще всего метафора, которая рассказывает о предмете или живом существе опосредованно, иносказательно, когда свойства определенного объекта могут быть выражены через схожесть свойств других объектов или предметов. В других случаях в основе загадки лежат характерные свойства предметов, описывается его предназначение. Если загадки о животных, то за основу берется либо внешний вид, либо повадки животного, его образ жизни.

Например:


Для детей старшего дошкольного возраста эти вопросы могут быть представлены в виде кроссворда:

Задания для кроссворда


по вертикали:

1.Эта рыжая плутовка

И коварна и хитра.

Быстрых зайцев ловит ловко,

Кур ворует со двора.

2.Посмотри-ка по дорожке

Ходят маленькие ножки.

На головке гребешок.

Кто же это?

3. Летом серый, зимой белый.

4. Съем червя, попью водицы,

Хлебных крошек поищу,

А потом снесу яичко,

Ребятишек угощу.

по горизонтали:

5. На завтрак, на обед, на ужин

Один вид кушанья мне нужен:

Ни хлеб, ни каша – мошкара.

Мой дом-болото, детвора.

6. Без замков, без засовов дом,

Слиток золота спрятан в нем.

7.Кто зимой холодной

Ходит злой, голодный?

8. Гуськом вразвалку по тропинке

Бегут подушки да перинки

Гурьбой барахтаться в пруду,

Горланя хором на ходу.

9.Кругла, а не шар,

С хвостом, а не мышь,

Желта, как мед,

А вкус не тот.


по вертикали: по горизонтали:

1. лиса 5. лягушка

2. петушок 6. яйцо

3. заяц 7. волк

4. курица 8. гуси

9. репа


А уж как помогает сказка в усвоении элементарных математических представлений! Это и количество: сколько персонажей тянуло репку, сколько животных обитало в теремке, сколько незнакомцев повстречал доверчивый Колобок? Это и порядковый счет: кто стоит между внучкой и кошкой в сказке «Репка», кто пришел к теремку после лисы, но перед медведем. А такая тема как «величина»? Заяц и волк: кто меньше? А если заяц меньше волка, то соответственно волк – что? Ну, конечно, он больше зайца.

Сказка развивает внимание. На это направлены такие задания, как, например, «Найди двух одинаковых Колобков из множества представленных» или «Разложи картинки последовательно»( в соответствии со сказочным сюжетом).

Сказка учит детей устанавливать причинно-следственные связи: почему Колобок попал в беду? Не послушался – раз, оказался слишком доверчивым – два... А результат всем известен. Это еще одновременно и урок по правилам безопасности: не останавливайся и не разговаривай с незнакомцами, внешность часто бывает обманчива (лиса в сказке «Колобок»), будь осторожен – не озвучивай информацию, не предназначенную для чужих ушей и не открывай дверь, не убедившись, что за ней тот, кого ты ждешь («Красная Шапочка»).

Сказка помогает в развитии мелкой моторики, когда требуется обвести сказочных персонажей, или раскрасить иллюстрацию к сказке, или найти животных из сказки, спрятавшихся в рисунке. Или изготовить любимых персонажей в технике «оригами», или слепить их из соленого теста (тестопластика) и т. д.

Сказка открывает широкие возможности для развития творческого потенциала ребенка. На это направлено такое задание, как, например. «Придумай новый конец к старой сказке». А еще можно изменить сюжет, введя в сказку совершенно неожиданного персонажа (Например, крокодила в сказку «Теремок»). А еще можно поменять сказочным героям характеры: например, злой Колобок и добрые звери... Вариантов множество.

А разыгрывание сказок. когда каждый ребенок вносит в образ персонажа совершенно неожиданные черты характера и расцвечивает его речь свойственными только этому ребенку словами, оборотами и выражениями!

Сказка учит ребенка думать, активизируя такие процессы, как мышление и воображение. Например, надо очень хорошо подумать, прежде чем ответить на вопрос, что было бы, если бы Колобок, пока катился по дорожке, зачерствел. Или, что было бы, если бы кузнец («Волк и семеро козлят») отказался изменить волку голос и т.д.

Сказки помогают ребенку в развитии художественного вкуса, потому что знакомство с текстом сказки сопровождается знакомством с иллюстрациями к ней, выполненными разными художниками. Кроме того, помимо ознакомления непосредственно с данной сказкой, дети знакомятся и с другими художественными произведениями (русская народная сказка «Курочка Ряба» и сказка С.Маршака «Курочка Ряба и десять утят»; русская народная сказка «Теремок» и украинская народная сказка «Рукавичка», а также сказка В.Бианки «Теремок»). Уроки сказки – это еще и знакомство с другими видами художественного творчества, такими, как , например, мультфильм или художественный фильм, музыкальные фрагменты из одноименного балета или оперы.

А уж переоценить роль сказки в развитии связной выразительной образной речи, ее грамматической оформленности трудно переоценить. В качестве примера здесь можно привести целый ряд речевых игр: «Назови семью животных» (кот, кошка, котенок, котята), «Кто больше скажет ласковых слов о зайчике», «лиса – какая она», «Что делают персонажи сказки» (кто больше назовет глаголов), «Нарисуй портрет словами», «Расскажи сказку коротко», «Ответь на вопросы по сказке», «Задай вопрос любимому герою», «Сочини письмо отрицательному персонажу сказки», «Выбери правильный ответ» и др. Каждую сказку предваряет соответствующие пословица или фразеологизм, смысл которых до конца становится понятен после знакомства со сказкой, ее героями , их поступками, нравственным уроком, который несет сказка.

Поистине: сказка – умница и прелесть!

Список литературы

1.Артемова Л.В. Театрализованные игры дошкольников. – М., «Просвещение», 1991

2.Бурова И.И. Герои любимых сказок приглашают к чтению. Издательский дом «Нева», - С.- Петербург, 2002

3.Журнал «дошкольное воспитание»

4.Журнал «Обруч»

5.Запаренко В.И. Большая книга-игра. – С.- Петербург, Издательский дом «Нева», 2002

6.Ленар-Виру Н. Умные сказки. – М., «Махаон», 2005

7.Стрелкова Л.П. Войди в Тридесятое царство. – М., «Новая школа», 1995

8.Фесюкова Л.Б. Воспитание сказкой. – Харьков, «Фолио»,1997

9.Школа раннего развития. Школа Олеси Жуковой. Игры со сказками. – С.- Петербург, Издательский дом «Нева», 2002



Сертификат:


Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2016.

Казанский образовательный портал. Управление образования ИКМО г. Казани.

Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-61687